1. Официальная идеология, т.е. комплекс идей, обосновывающий право этих режимов на существование.Официально считается, что подавляющее большинство населения единодушно признает и разделяет данную идеологию. Тоталитарная идеология отрицает прошлое и настоящее во имя великого и светлого будущего. Ее целью является создание «нового» общества и «нового» человека.
2. Монополия на власть одной политической партии, а сама партия под властью одного харизматического лидера (фюрер, дуче, генеральный секретарь). Идет процесс сращивания правящей партии с госаппаратом. Партия практически «поглощает» государство, выполняя его функции.
3. Система террористического полицейского контроля, который осуществляется не только за «врагами народа», но и за всем обществом. Контролируются отдельные личности, целые классы, этнические группы. Умаляется роль права, закона: власть получает законом не ограниченные и закону не подчиненные полномочия. Государство становится неправовым.
4. Партийный контроль за средствами массовой информации. Жесткая цензура любой информации, контроль за всеми средствами массовой коммуникации – прессой, радио, кино, литературой, телевидением и т.д.
5. Всеобъемлющий контроль над вооруженными силами. Сохранение и упрочение всей этой системы монополий невозможно без насилия, следовательно, происходит милитаризация общества, создание обстановки военного лагеря, «осажденной крепости», опускается «железный занавес».
6. Централизованный контроль экономики и система бюрократического управления экономической деятельностью. Утверждается, что плановая экономика наиболее рациональная и эффективная.
При тоталитаризме стирается грань между государством и обществом, ибо исчезают автономные, неподконтрольные власти сферы общественной жизни. Под контроль и регламентацию государства попадают экономические, социальные, духовные виды деятельности, а также частная жизнь граждан. Таким образом, тоталитаризм отличается от других диктатур высочайшей степенью регламентации и контроля.
33.Политическая культура: понятие, структура, функции.
Термин "политическая культура" впервые появился лишь в XVIII в. в трудах немецкого философа-просветителя Иоганна Гердера. Теория же, предполагавшая изучение мира политики через призму этого концепта, сформировалась еще позднее - только в конце 50-60х гг.
Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.
Политическая культура — это совокупность общепринятых ценностных ориентации, убеждений и норм политической жизни общества.
Политическая культура как специфический круг явлений оказывает собственное воздействие на политический процесс, динамику изменений в сфере государственной власти, состояние действующих субъектов. К ее наиболее устойчивым функциям в политической жизни, олицетворяющим различные направления влияния на власть, относятся:
- идентификация, раскрывающая постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов соответствующей общности.
- адаптация- потребность в приспособлении к изменяющейся политической среде;
- социализация - обретение определенных навыков и свойств в реализации своих гражданских прав, политических функций и интересов;
- интеграция (дезинтеграция), обеспечивает различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства;
-коммуникация,обеспечивающая взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации;
-ориентация ,характеризующая стремление человека к смысловому отображению политических явлений,пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;
-предписание(программирование), выражающее приоритетность определенных ориентаций,норм и представлений, задающих и обусловливающих особую направленность и границы конструирования поведения человека.
Структура политической культуры
Политическая культура - явление со сложной структурой, многоуровневое. Эта сложность строения и организации определяется многообразными связями политической культуры с различными социальными и политическими процессами. Разнообразные внутренние образования политической культуры отображают формирование поведения субъектов политики, этапы становления культурного целого(т.е. политической культуры отдельно взятой страны, региона), наличие разнообразных культурных образований и т.д.
На каждом из приведенных ниже уровней ценностных представлений человека могут складываться довольно противоречивые представления.
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ, где представления о политике сочетаются с индивидуальной картиной мировосприятия;
ГРАЖДАНСКИЙ, где человек вырабатывает качественно новый уровень понимания своего политического статуса;
ПОЛИТИЧЕСКИЙ уровень ценностных представлений, где вырабатывается отношение к конкретным формам правления режима, своим союзникам и противникам.
34.Гуманизация и гуманистические основы политики.
Наиболее полно и ярко служение политики и любой другой общественной
деятельности личности, обществу и всему человечеству отражает принцип
гуманизма. Он предполагает отношение к человеку как к высшей ценности,
уважение достоинства каждой личности, ее права на жизнь, свободное
развитие, реализацию своих способностей и стремления к счастью. В современных
условиях наиболее гуманной формой организации политики является
демократическая политическая система, базирующаяся на признании свободы и
равноправия всех граждан, подконтрольности; власти населению, уважении
достоинства и прав человека. Применительно к целям и содержанию политики гуманизм проявляется в ее направленности на реализацию интересов человека, повышение благосостояния и улучшение условий жизни населения, укрепление социальной справедливости и мира в государстве и на ранете в целом. С этой точки зрения наиболее
гуманной является политика, обеспечивающая наилучшие условия для
удовлетворения потребностей и свободного развития личности.
Гуманизм в средствах проявляется в устранении наиболее жестоких,
варварских форм политического противоборства: войн, применения оружия
массового уничтожения: ядерного, химического, бактериологического,
экологического и т.п., в запрете пыток и других средств, разрушающих
личность или унижающих человеческое достоинство, а также в отказе от
духовного насилия — манипулирования сознанием и поведением людей с помощью
специальных методов обмана. Кроме того, гуманизм проявляется в сочетании в
политике целей и средств в соответствии с выдвинутым И. Кантом императивом
(требованием, нравственным законом) — человек должен рассматриваться
другими людьми лишь как цель, а не средство.
Принцип гуманизма имеет как внутригосударственное, так и международное
содержание. На международной арене он проявляется в борьбе за мир и его
упрочение, в создании международных отношений и мирового порядка,
основанных на справедливости и уважении к человеку. Это предполагает, в
частности, признание права народа на свободный выбор государственного и
общественного строя, на независимость и создание самостоятельного
государства, равноправия государств, невмешательство во внутренние дела
друг друга, отказ от применения силы для разрешения спорных
межгосударственных вопросов, развитие взаимовыгодного сотрудничества и
укрепление дружбы между народами и т.д. Важнейшие гуманистические ориентиры
внутренней и внешней политики государств нашли свое выражение и юридическое
закрепление в ряде документов, принятых ООН, Организацией по безопасности и
сотрудничеству в Европе (ОВСЕ) и некоторыми другим и международными организациями.
35.Правовое и социальное государство: ценности и принципы.
Правовым называется такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определённых законом границах, обеспечивая правовую защищённость своих граждан.В отличие от обычного государства правовое связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определённых границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищённость граждан. Признаки правового государства является:1. Суверенитет народа и конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета.2. Верховенство закона во всех сферах жизни общества («связанность» государства законом - все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона. В свою очередь законы в таком государстве должны быть правовыми, т.е. максимально соответствовать представлениям общества о справедливости; приниматься компетентными органами, уполномоченными на то народом; приниматься в соответствии с законно установленной процедурой; соответствовать определённой иерархии, не противоречить ни конституции, ни друг другу.3. Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную( создание системы «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимный контроль друг за другом всех ветвей власти).4. Взаимная ответственность личности и государства (за нарушение закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, не взирая при этом на личность правонарушителя. Гарантией этого принципа выступает независимый суд).5. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищённость (государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на практике).6. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.7. Стабильность законности и правопорядка в обществе.8. Преодоление правового нигилизма в массовом сознании.9. Выработка высокой политико-правовой грамотности.10. Появление действенной способности противостоять произволу.10.Разграничение партийных и государственных функций.11.Установление парламентской системы управления государством.12.Торжество политико-правового плюрализма.13.Выработка нового правового мышления и правовых традиций,