6. Зачем нужна политология специалисту вашей специальности? Имеет ли она воспитательное значение?
В моей специальности, психологии, есть раздел политическая психология. Политическая психология — раздел психологии, изучающий политическое поведение человека, касающееся проблем как внешней политики (война, терроризм, политические решения, этнические конфликты, восприятие партнёров переговоров), так и внутренней Политическая психология — междисциплинарная наука, родившаяся на стыке политологии и социальной психологии. Ее главная задача состоит в анализе психологических механизмов политики и выработке практических рекомендаций по оптимальному осуществлению политической деятельности на всех уровнях. (политическое участие, дискриминация меньшинств, формирование политических ориентаций). Задачи политической психологии можно разделить на 5 групп. Первая группа задач связана с психологическими основами деятельности политического лидера
(построение модели успешного политического лидера). Вторая группа задач
связана с особенностями построения предвыборной кампании. Стратегия
предвыборной кампании бывает: а) стратегия партнерства – состоит в
аргументации точки зрения при готовности выслушать, принять точку зрения
оппонента; б) стратегия конфронтации – состоит в одностороннем подходе к
точке зрения оппонента, изначальному неприятию ее. Третья группа задач
связана с определением особенностей различных видов политического общения
(массы, малые группы, один-на-один). Четвертая группа – создание
политического имиджа лидера. И, наконец, пятая группа задач связана с
проблемами решения политических конфликтов.Для того чтобы делать выводы о психологических факторах политических явлений мы должны знать, что это за явления. Например: Чтобы сделать вывод о том, почему толпа шла за Гитлером с токи зрения психологии, мы должны разобраться каким лидером он был, а для этого необходимо знать типы лидерства, типы управления и т.д.
7. Политические теории Нового времени.
Политические теории нового времени были направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства. Одни теории отражали требования зарождавшейся буржуазии, которая боролась против феодальных устоев. Исходя из принципов естественного права, согласно которым каждый человек рождается с неотъемлемыми правами на жизнь и свободное развитие, на труд, участие в делах общества и государства, мыслители нового времени стремились доказать противоестественность и неразумность существовавших в тот период феодальных политических порядков и учреждений. Выводы политической науки той эпохи больше приобретали практический характер, ориентируясь на решение назревших социальных проблем. Политические идеи европейского социализма XVI – XVII ст. идея Европейского социализма обратилась к проблематике государства, права, власти в поисках ответа на вопрос о том, какими должны быть политико-юридические институты, способные адекватно воплотить строй, основанный на общности имуществ, покончивший с частной собственностью, с материальным неравенством между людьми, с прежними тираническими формами правления. Наиболее видными писателями социалистического направления в рассматриваемый период были Томас Мор (1478—1535) и Томмазо Кампанелла (1568—1639). Т. Mop — автор по-своему эпохального произведения "Утопия" (1516). Т. Кампанелла создал всемирно известный "Город Солнца" (1602, первая публикация — 1623 г.). Теории естественного права и общественного договора. Теорию «общественного договора» развивали английские мыслители Томас Гоббс (1588— 1679) и Джон Локк (1632—1704), а также французский философ Жан Жак Руссо (1712—1778). Их объяснения смысла общественного договора отличались друг от друга. В основу теории была положена идея о том, что независимый самостоятельный индивид, появление которого было возможно только благодаря утверждению частной собственности, составляет первооснову социального здания — общества. В целях реализации своих священных и неотчуждаемых естественных прав и свобод совокупность автономных индивидов заключают общественный договор. Этот договор означает переход от естественного состояния общества, когда человек был частью природы и открыто проявлял свои природные страсти, эгоизм, жестокость, к цивилизованному, т. е. к государственно-организованному существованию. Переход к цивилизованному существованию выражал желание человека установить порядок и справедливость, потребность в обеспечении политико-правовых гарантий естественного равенства индивидов. Теорию «естественного права» развивали Г.Гроцкий,Б.Спиноза и др.Гуго Гроций определял Естественное право определял как "предписание здравого разума". Согласно этому предписанию то или иное действие — в зависимости от его соответствия или противоречия разумной природе человека — признается либо морально позорным, либо морально необходимым. Естественное право, таким образом, выступает в качестве основания и критерия для различения должного (дозволенного) и недолжного (недозволенного) по самой своей природе, а не в силу какого-либо волеустановленного (людьми или богом) предписания (дозволения или запрета). Другое понимание естественного права дал Бенедикт Спиноза. Законы природы он характеризовал как "решения Бога, открытые естественным светом", т. е. раскрытые человеческим разумом, а не данные в божественном откровении. Вместе с тем законы и правила природы, по которым извечно все происходит, это "сила и могущество действия" самой природы.