Смекни!
smekni.com

Теоретическая политология Часть 2 (стр. 8 из 12)

1. Легальное

2. Традиционное

3. Харизматическое

Легальное господство – основано на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений. К такому типу господства Вебер относил современные ему европейские государства: Англию, Францию и США. В таких государствах и управляемые и управляющие подчиняются не личности, а четко установленным законам. Т.о. принцип лежащий в основе легального господства – это правовое начало. Именно этот принцип оказался, согласно Веберу, одной из необходимых предпосылок развития современного капитализма как системы формальной рациональности. Самым чистым типом легального господства Вебер считал бюрократию. Правда, с оговоркой, что никакое государство не может быть полностью бюрократичным. Легальный тип господства (рациональная бюрократия) наиболее соответствует формально-рациональной структуре рыночной экономики. Правление бюрократии - это господство посредством знания, и в этом заключается его специфический характер.

Традиционное господство - этот тип обусловлен нравами, привычкой к определенному поведению. В этом отношении традиционное господство основано на вере не только в законность, но и даже в священность существующих порядков и властей. Чистейшим типом такого господства является, по Веберу, патриархальное государство, которое предшествовало современному буржуазному. Тип традиционного господства по своей структуре сходен со структурой семьи. Именно это обстоятельство делает особенно прочным и устойчивым этот тип легитимности. Основные обычаи и нормы рассматриваются как нерушимые, неповиновение им ведет к санкциям. Штаб правления здесь состоит из лично зависимых от господина чиновников, родственников, личных друзей или вассалов. Именно личная верность служит здесь основанием для назначения на должность, а также для продвижения по иерархической лестнице.

Харизматическое господство. Понятие харизмы (греч.– божественный дар), особые способности, свойства индивида, выделяющие его из всех остальных. Это качества не столько приобретенное, сколько дарованные человеку от природы. К ним Вебер относит магические способности, пророческий дар, выдающуюся силу духа и слова. Харизматический тип легитимного господства представляет собой прямую противоположность традиционному. Если традиционный тип господства держится приверженностью к обычному, раз и навсегда заведенному, то харизматический, напротив, опирается на нечто необычное, никогда ранее не признававшееся. Он возникает в условиях социально-политического кризиса и способствует появлению вождей, харизматиков, отличающихся политическим радикализмом и стремящихся подорвать основы существующего порядка. Вебер рассматривает харизму как великую революционную силу в традиционном типе общества, способную внести изменения в лишенную динамизма структуру. Однако следует отметить, что при всем различии и даже противоположности традиционного и харизматического типов господства между ними есть и нечто общее, а именно: тот и другой опираются на личные отношения между господином и подчиненным. В этом отношении оба этих типа противостоят легальному господству как безличному. Источником личной преданности харизматическому государю является не традиция и не признание его формального права, а прежде всего эмоционально окрашенная вера в его харизму и преданность этой харизме. Поэтому, как подчеркивал Вебер, харизматический вождь должен заботиться о сохранении своей харизмы и постоянно доказывать ее присутствие. Штаб управления при таком типе господства формируется на основе личной преданности вождю.

Легальное господство Традиционное господство Харизматическое господство
Нормы и правила, лежащие в основе Рационально разработанные правила Патриархальные или сословные нормы --------
Глава системы (тип господина) Избранное должностное лицо или орган Монарх или религиозный советник

Пророк

Военачальник

Демагог

Лидер

Источник авторитета Делигирован на основе принципа большинства Традиция или передача по наследству Эмоциональное доверие свиты к лидеру
Форма легитимности системы Целе-рациональная вера предписанной системе норм Вера в порядок вещей Вера в качества и харизму политического лидера
Доминирующий тип социального поведения Инструментальное или иное социальное поведение Традиционное социальное поведение Эмоциональное социальное поведение

Уровни легитимности власти

Политическая власть – способность социальной единицы (социальной группы, класса, большинства общества) и представляющих её организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим социальным единицам; осуществлять общие интересы данной социальной единицы насильственными или ненасильственными средствами.

Базовым элементом существования и функционирования власти, а также закрепления её в обществе, является легитимность.Понятие легитимности означает признание власти обществом, обоснованность и необходимость данной власти и её носителей. В узком смысле понятие легитимности характеризует законность власти.

Исторически сформировались 3 уровня легитимности:

  1. Идеологический
  2. Структурный
  3. Персональный

Идеологический уровень легитимности – подразумевает признание власти в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые провозглашены властью;

Основа - идеологические ценности;

Структурный уровень - правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур и норм, регулирующих политические отношения;

Основа – специфические политические структуры;

Персональный уровень легитимности – признание власти основано на вере масс в особые способности политического лидера, вождя;

Основа – личный авторитет правителя;

Источник легитимности Режим Авторитеты
Идеология Внутренняя убежденность в законности режима Внутренняя убежденность в законности авторитета
Структура Беспристрастная вера в законность структуры и норм Перенесение веры в структуру на авторитеты
Персональные качества Перенесение веры в авторитеты на структуру и нормы самого режима Беспристрастная вера в законность авторитетов на основе личных качеств

Описанные уровни легитимности власти, как правило, в реальности существуют совместно, взаимно дополняя друг друга.

Проблема легитимности – это в значительной мере проблема участия общества в управлении государством. Неспособность системы обеспечить такое участие подрывает её легитимность. Крайней точкой падения легитимности власти являются революция, государственные перевороты – открытые формы недовольства режимом.

Гражданское общество – понятие, структура, функции.

Понятие «гражданское общество» - одно из самых распространённых категорий политологии, принадлежащих Аристотелю, Монтескье, Макиавелли, Дж. Локку, Т. Гоббсу, И. Канту, Гегелю, Н. Бердяеву. Эти великие умы политической мысли или подробно анализировали данное понятие, или упоминали его, подводя к мысли, что гражданское общество есть что-то, что находится вне государства, что-то внешнее по отношению к государству, оппозиционное и противостоящее ему во всём.

Гражданское общество – это вся сфера самопроявления свободных граждан и их добровольческих союзов и ассоциаций, огражденных соответствующими законами от вмешательства и произвола со стороны государственной власти.

Среди политологов лишь Т. Гоббс был первым, который употребил в политической науке термин «гражданское общество» в том смысле, в котором это принято в современной науке. Но, как об этом свидетельствуют его труды, он отождествлял гражданское общество и государство. Этот подход не совсем правильный, т.к. понятие «гражданское общество»– шире понятия «правового государства». В реальной жизни могут существовать три диалектически противоречивых варианта взаимоотношения гражданского общества и государства:

  1. Гражданское общество подавляется государством. И как следствие этого возникает тоталитарный режим.
  2. Государство выполняет волю гражданского общества, действует в рамках права, как правовое государство. Тогда возникает демократический режим.
  3. Существует зыбкое равновесие между гражданским обществом и государством и тогда возникают авторитарные режимы различной степени жесткости.

Гражданское общество можно представить как своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от друга и государства индивидов. Основа структуры гражданского общества – личность, самостоятельно реализующая свои частные интересы и осуществляющая индивидуальный выбор. Государство служит ей. Чем больше развито гражданское общество, тем больше основания для демократических режимов и наоборот.

Если основным элементом гражданского общества выступает личность, то его несущие конструкции - все те социальные институты, организации и группы, которые призваны содействовать всесторонней реализации личности, её интересов, целей, устремлений. Идеи индивидуальной свободы и частной собственности лежат в основе концепции гражданского общества.

В структурном отношении гражданское общество можно представить в виде диалектической совокупности трёх основных сфер: экономической, политико-правовой и духовной.

Экономическая сфера - это экономические отношения, и, прежде всего, отношения собственности, а также наличие свободных владельцев средств производства.