В начале 70-х Д. Истон возвестил о постбихевиоральной революции. Он считает, что важнее понять смысл актуальных социальных проблем, нежели в совершенстве владеть техникой исследования. Чрезмерное увлечение исследованием поведения ведет к утрате связи с действительностью. Политическая наука должна стать на службу действительным потребностям человека в период кризиса. Изучение и конструктивная разработка ценностей является неотъемлемой частью изучения политики. Политологи несут ответственность перед обществом, и их роль, равно как и всей интеллигенции, состоит в защите человеческих ценностей (Истон Д. Новая революция в политической науке //Социально-политический журнал. – 1993. – №8. – С. 115-129).
Таким образом, Истон поставил вопрос о макроанализе политики. Это привело к возникновению системного и структурно-функционального подходов в политологии.
Системный и структурно-функциональный подходы
И системный подход, и структурный функционализм являются производными от общей теории систем. У истоков общей теории систем находятся, прежде всего, биология и кибернетика. Еще в 20-е годы биолог Людвиг фон Берталанфи исследовал клетку и процессы ее обмена с внешней средой. Он ввел понятие "система" как совокупность элементов, находящихся во взаимосвязи. В 50-е годы Норберт Винер заложил основы кибернетики как науки об управлении, связи и переработке информации. В общественных науках теория систем впервые была применена в социологии Талкоттом Парсонсом (концепция социальной системы), а в политологии – Девидом Истоном, который впервые ввел понятие "политическая система".
Социальная действительность обладает чертами системы, следовательно, социальные явления можно описать через взаимоотношения между элементами системы. Политическая система может быть определена как совокупность политических взаимодействий. Сама политическая система – это часть целого. Она включена в окружающую среду.
Основы структурного функционализма заложены в работах антропологов Б. Малиновского и А. Редклифф-Брауна, которые рассматривали общество как единое целое, как живой организм в действии. Исследование структуры общества неотделимо от исследования его функций. Структурно-функциональный подход в его современном понимании сформировался в 40-х годах ХХ века в США и связывается с именем профессора социологии Гарвардского университета Талкоттом Парсонсом (1902-1979 гг.). Представителями этого направления считаются социологи Р. Мертон, К. Дэвис, М. Леви;, политологи Г. Алмонд, Д. Аптер, Р. Пауэлл.
Основной методологический принцип структурно-функционального анализа состоит в исследовании социально-политических явлений и процессов как структурно расчлененной целостности, где каждый элемент имеет свое функциональное назначение. Важно определить, какие структуры выполняют те или иные функции. Здесь следует еще раз напомнить, что структурный функционализм тесно связан с системным подходом и является частью общей теории систем.
Исходным пунктом анализа в данном подходе является социальное действие. Поэтому теории, построенные на основе структурного функционализма, часто называются теориями социального действия. Само социальное действие рассматривается как целостная саморегулирующаяся система, которая регулируется через язык, нормы, ценности. Любое действие зависит от общепринятых в обществе ценностей и норм.
Структура социального действия включает 3 элемента: субъект действия (действующее лицо), ситуацию и отношение субъекта к ситуации. Важно то, что субъект действия, участвуя в ситуации, выполняет социальную роль.
Социальная роль – еще одно ключевое понятие структурного функционализма. По этой причине его иногда называют ролевой теорией. В каждый момент своей деятельности человек выступает в определенной роли, как бы надевая попеременно различные маски – мужа и отца, сына и друга, начальника и подчиненного. Здесь как бы воплощается шекспировское представление о мире как о театральных подмостках. Социальная роль определяется ценностными ориентациями человека, ценностно-нормативной системой общества. Таким образом, общество представляется как система социальных отношений. Социальные институты – это узлы, связки этих отношений. Интеграцию общества как единого целого обеспечивают нормы и ценности.
Ключевым для структурного функционализма является также понятие функции. Функция может быть определена как объективные последствия какого-либо действия для системы. Роберт Мертон критиковал представления первых функционалистов (Малиновского и Редклифф-Брауна) о так называемом функциональном единстве общества. Согласно этим представлениям, каждый элемент в человеческой культуре выполняет определенные функции и является необходимым. Роберт Мертон сформулировал понятие функционального эквивалента или функционального заменителя: "Как у одного элемента может быть несколько функций, так и одну и ту же функцию могут выполнять взаимозаменяемые элементы". Приведем примеры. Политический клуб может взять на себя составление программы, как это делает партия; малочисленная партия может выражать интересы узкой профессиональной группы, как это делают группы давления.
Другое важное понятие – дисфункция. Функции способствуют адаптации и регулированию системы. Дисфункции снижают адаптацию и регулирование. Это означает, что некоторые социальные или культурные факторы могут иметь пагубные или вредные последствия, стать тормозом функционирования системы. Одни и те же действия могут одновременно производить и функциональные, и дисфункциональные результаты. Они могут быть функциональными для системы в целом, но дисфункциональными, разрушительными для конкретных людей. Это особенно заметно в период реформирования общества.
Очень важно также разграничение явных и латентных (скрытых) функций. Явные функции – это функции, результаты и последствия которых подразумеваются и признаются участниками деятельности, а латентные функции – это такие типы деятельности, при которых объективные последствия деятельности не являются ни осознанными, ни признанными. Мертон утверждал, что латентные функции занимают большое место в социальных системах, а сама политическая деятельность имеет ряд последствий, вдобавок к подразумеваемым и признаваемым субъектами политики.
Следующее принципиально важное понятие – это понятие структуры. В любой системе выделяются устойчивые элементы, нечто неизменное в подвижном. Это и есть структура. Значит, под структурой понимают устойчивые элементы строения социальной системы, которые относительно независимы от колебаний в отношениях с окружением. Структуру можно определить и как совокупность ролей, выполняемых индивидами в обществе.
Структурно-функциональный анализ связывает понятие функции с понятием структуры. Функциональные аспекты и структурные аспекты оказываются переплетенными: исследуется, каким образом общественное поведение, общественные явления выполняют (или не в состоянии выполнить) различные функции системы.
Остановимся на концепции социальной системы Т. Парсонса. Основные работы Парсонса: "Структура социального действия" (1937 г.), "Социальная система" (1951 г.), "Политика и социальная структура" (1969 г.). Талкотт Парсонс разработал широкую концепцию социальной системы, которая может быть использована как для анализа маленькой группы, так и общества в целом. Общество – это система функционально взаимосвязанных переменных. Социальная система имеет границы и окружающую среду. Социальная система отлична от культурной, физической и индивидуальной или личностной систем.
Среда проявляет себя по отношению к социальной системе как совокупность предписаний, выполнение которых необходимо для поддержания равновесия системы. Таким образом, предметом исследования становится процесс обмена между социальной системой и другими системами. Последние Парсонс обозначает как физическую систему, систему культуры и систему личности. Главная особенность физической системы – недостаток ресурсов, который вызывает необходимость адаптации. Решение этой проблемы состоит в рациональной организации экономической деятельности. Система культуры ставит перед социальной системой проблемы совместного существования людей, в частности, проблему легитимации существующего порядка. Здесь возникают требования целедостижения и интеграции.
Решить проблему целедостижения – значит создать условия для постоянного движения человека к намеченной цели. Этой задаче служат государство и политическая система в целом.
Проблема интеграции состоит в том, чтобы обеспечить сотрудничество индивидов, несмотря на напряжения, возникающие из-за распределения материальных благ. Интеграцию обеспечивает религия, идеология, легитимирующая социальный порядок. Интеграция идентифицируется с гражданским обществом. Среди институтов, занятых интеграцией, отдельно выделяют право.
Личностная система порождает проблему латентности. Латентность означает формирование взглядов, ценностей, побуждающих индивидов действовать в одном направлении с целями системы. Эту проблему решает социализация (в первую очередь через семью, церковь, школу, средства массовой информации). См. схему 1.
Под влиянием кибернетики Парсонс подчеркивает, что социальной системе присуща постоянная циркуляция энергии и информации. Кроме того, подсистемы общества расположены в строгой иерархии по отношению друг к другу. Большую роль в ней играют, по Парсонсу, культурные и религиозные ценности. Главную роль в обществе выполняет подсистема, связанная с воспроизводством структуры, затем следуют гражданское общество, государство и экономика.