Смекни!
smekni.com

Политология как наука 11 (стр. 5 из 14)

2. в любом обществе есть элиты, политические-функции и господство которых неизменны. Однако тео­рии демократического элитизма (Р. Даль, С. М. Липсет и др.) интерпретируют элиту не только как группу людей, обладающих управленческими способностями, но и как борцов за демократические ценности.

В теориях элиты народ рассматривается главным об­разом как социально-политическое национальное обще­ство, которое неспособно к самостоятельным действиям. В общественной жизни оно нуждается в "направляю­щей" и "организующей" силе — элите, способной выра­жать интересы народа, указывать ему жизненные ориен­тиры и ценности, вести за собой к их достижению.

Отметим, что феномен элиты в обществе обусловлен целым рядом объективных причин:

1. неравенство индивидуальных способностей и возможностей;

2. наличие в сложно организованном обществе группы людей, занимающихся специализированной функцией управления;

3. практическая невозможность прямого контроля населения за политическим руководством;

4. политическая пассивность широких слоев насе­ления;

5. большие возможности получения различных привилегий теми, кто осуществляет политико-управлен­ческие функции в обществе.

Не являясь особым классом в обществе, политиче­ская элита обычно представляет собой часть экономиче­ски господствующих (или господствующего) социаль­ных слоев, классов. Она обладает навыками профессио­нальной политической деятельности и непосредственно осуществляет государственное управление. В результа­те этого политическая элита играет особую роль в соци­ально-политической жизни общества. Она также приоб­ретает относительную самостоятельность по отношению ко всем остальным социальным группам в обществе.

В философии элита традиционно понимается как творческое активное меньшинство, способное к форми­рованию общественного сознания, стимулированию, ор­ганизации и управлению массы населения.

Наиболее широко политическая элита определяется как "составляющая меньшинство общества достаточно самостоятельная, высшая, относительно привилегиро­ванная группа (или совокупность групп), в большей или меньшей мере обладающая выдающимися психологиче­скими, социальными и политическими качествами и не­посредственно участвующая в принятии и осуществле­нии решений, связанных с использованием государст­венной власти или воздействием на нее". В более кон­кретной политологической интерпретации политическая элита —"это группа людей, которые играют определяю­щую роль в подготовке и реализации политических ре­шений".

Как и сущность элиты, так и ее структура рассмат­ривается в научной литературе по-разному. Наиболее традиционно в структуру политической элиты включа­ют следующие элементы:

· правящую (те, кто непосредственно обладает го­сударственной властью и чьи решения играют решаю­щую роль в жизнедеятельности общества);

· оппозиционную (контрэлита, субэлита);

· административную (бюрократия и управленцы);

· идеологическую.

По характеру формирования (системе рекрутирова­ния) элиты делятся:

1. открытые (антрепренерская система). Этот тип свойственен демократическому обществу, характеризую­щемуся открытостью, конкурентностью отбора, малым числом институциональных фильтров, индивидуальной активностью, личным профессионализмом и т. д.

2. закрытые, бюрократические (система гиль­дий) присущи тоталитарному обществу. Его отличают закрытость свободного доступа новых представителей, жесткая служебная иерархия, селективный подбор, мно­гочисленные институциональные фильтры и служебные ступени, личная преданность лидеру и элите, беспреко­словная исполнительность и т. п.

Права и свободы личности

Права человека представляют собой принципы, нор­мы, взаимоотношения между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть прав обычно называют свободами) или получать определенные блага (это — собственно права).

Основные способы взаимоотношения индивида с властью:

1. тоталитарный (полное подчинение индивида го­сударству, отождествление общества и государства);

2. индивидуалистский (приоритет индивида в от­ношениях с государством);

3. партипаципаторный (неразрывность и противо­речивость взаимоотношений между личностью, государ­ством и обществом).

Все три способа в той или иной степени представ­лены в истории человечества.

Типология прав человека:

1. негативные определяют обязанности государст­ва и других людей воздерживаться от тех или иных дей­ствий по отношению к индивиду (почти все либеральные права; считаются основополагающими, абсолютными; не зависят от ресурсов государства);

2. позитивные фиксируют обязанности государст­ва, лиц и организаций предоставлять те или иные бла­га, осуществлять определенные действия (характер этих прав носят все социальные права; зависят от богатства страны, демократичности ее политической системы).

В соответствии со сферами реализации можно выде­лить гражданские, личные, политические, экономиче­ские, юридические, социальные, культурные, экологиче­ские и другие права.

V. Сущность и типы политических режимов. Современная демократия

Политический режим — совокупность средств и ме­тодов реализации властных отношений в обществе.

Основными компонентами, составными политиче­ских режимов есть принцип легитимности, структура институтов, система политических партий и движений, форма и роль государства.

Типы современных политических режимов. Как правило, различают три основных: тоталитарный, авто­ритарный и демократический. Некоторые политологи выделяют также промежуточные (переходные) типы: тоталитарный (чрезмерно извращенный авторитарный), жестко авторитарный, авторитарно-демократический, де­мократически-авторитарный, развернуто-демократический, анархо-демократический (чрезмерно извращенно-демократический, попустительский, приводящий к дез­организации общественной жизни). В целом современ­ные политические режимы делятся на два больших ти­па: демократические и антидемократические.

Тоталитаризм — политический режим, при котором осуществляется абсолютный контроль над всеми облас­тями жизни общества.

Признаки тоталитаризма:

1. наличие руководящей роли одной партии, осуще­ствление ею диктатуры во главе с харизматическим ли­дером;

2. официальная, единая и обязательная для всех граждан идеология, проникающая во все сферы челове­ческой жизни;

3. монополия государства на средства массовой ин­формации;

4. концентрация в руках партии и государства всех средств вооруженной борьбы;

5. система насилия, террора органов власти как средство всеобщего контроля за политической лояльно­стью граждан, за поведением индивидов в сфере соци­альной;

6. жестко централизованное руководство и управ­ление экономикой.

Разновидности тоталитаризма: коммунизм, фа­шизм, национал-социализм.

Авторитаризм — политический режим, с неограни­ченной властью одного человека или группы лиц, не до­пускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах.

Черты авторитаризма:

1. вся власть концентрируется в руках политиче­ского лидера (монарх, тиран и т. п.) или группы лиц (военная хунта, олигархическая группа и т. д.);

2. неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам;

3. централизация власти, безапелляционный ко­мандный метод руководства, безусловное подчинение;

4. опора (реальная или потенциальная) на силу, армию;

5. наличие некоторых атрибутов демократии (фор­мальное существование политических партий, разделе­ние властей при приоритете исполнительной, выборы, парламентская борьба, плебисцит и т. п.) и неконтро­лируемых властью сфер общественной жизни (незави­симые профсоюзы, объединения творческой интеллиген­ции, молодежные организации, экономические структу­ры...);

6. недопущение политической оппозиции и конку­ренции, строгая регламентация политического поведения политических организаций и отдельных граждан;

7. отсутствие единой идеологии;

8. невмешательство государства в экономику, ис­пользование механизмов рыночного саморегулирования, поощрение властью трудовой активности людей, жест­кая налоговая политика.

Разновидности авторитаризма: монархии, персони­фицированные режимы (деспотические, диктаторские), военное правление (хунта), популистские системы прав­ления, неототалитарный режим.

Демократический режим

Демократия — народовластие ("правление народа, избранное народом и для народа". Ф. Линкольн);

Демократия — форма устройства любой организа­ции, основанная на принципах равноправия ее членов, периодической выборности ее органов правления и при­нятий решения в них по большинству;

Демократия — идеал общественного устройства и соответствующее ему мировоззрение;

Демократия— социальное и политическое движение за народовластие, осуществление демократических це­лей и идеалов;

Демократия— развивающийся и прогрессирующий

в истории политический режим, обычно связанный с республиканской формой государства.

Особенности демократии:

1. конституционные признаки:

· признание народа источником власти, суверен­ном в государстве;

· периодическая выборность основных органов го­сударства;

· равенство прав граждан на участие в управлении государством;

· принятие решений по большинству и подчинение меньшинства большинству при их реализации;

2. законодательная, исполнительная и судебная власть отделены друг от друга;

3. всеобщие, тайные, равные и прямые выборы представителей на определенный срок в органы местного и государственного управления;

4. обеспечение прав меньшинства в избирательной системе и в представительных органах власти;