I.
II. Политология как наука
Политология — единая, интегральная наука о политике, ее взаимодействии с личностью и обществом;
— общая политическая наука о государстве и демократии (государствоведение);
— система политических знаний о демократическом обществе, становлении политического мировоззрения, политической культуры;
— отрасль научных знаний, изучающая политическую власть, политические отношения и политические системы;
— учение, изучающее политическую систему общества, закономерности политического поведения;
— относительно самостоятельная область гуманитарного знания, весь комплекс знаний о политике, вырабатываемых всеми общественными науками.
Точного определения этой науки нет в связи с чрезвычайной многозначностью термина "политика" и дискуссионностью представлений о предмете политологии.
Предметом политологии являются:
- политическая сфера общества, все происходящие в ней политические явления и процессы;
- политика как целостное общественное явление, как процесс, подчиняющийся определенным закономерностям и реализующийся на практике в соответствии с определенными принципами (стратегией и тактикой);
- политическая власть, механизмы ее распределения и осуществления в обществе.
Предмет политологии разными исследователями и разными мировыми политологическими школами определяется по-разному.
Функции политологии:
1. теоретико-познавательная;
2. мировоззренческая;
3. методологическая;
4. управленческая (или прикладная);
5. аналитическая;
6. воспитательная;
7. прогностическая (разработка идеальных планов и научных программ политической деятельности).
Некоторые политологи выделяют также гуманистическую, идеологическую и др. функции политической науки.
Категории политологии: политика, политическая власть, политические отношения, политический процесс, политическая система, государство (как институт политической власти), управление, политические партии и общественные движения, политический режим, политическое сознание, политическая культура, политические действия, политические ценности, политические интересы, демократия, свобода, равенство, авторитет, политическая справедливость, конфликт, консенсус и др.
Методы политологии (приемы и способы изучения политики):
общелогические — анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия, моделирование политических процессов и др.;
теоретические — мыслительный эксперимент, метод восхождения от абстрактного к конкретному;
исторический — воссоздание логики политического процесса и др.;
эмпирико-социологический — сбор и анализ фактов реальной политической жизни на основе комплекса приемов и методов конкретных социологических исследований (опросы, анкетирование, эксперименты, математический анализ, статистический анализ, математическое моделирование и т. д.)
сравнительный — вычленение общего и особенного в политических явлениях, уровней эволюции и основных тенденций их развития путем сопоставления;
системный — изучение политики как комплексный процесс.
Структура политологии
Основные части: общая теория политологии и прикладная политология.
Разделы: практическая политология, теория политических процессов, основы конфликтологии, история политических учений и т. д.
Место политологии в системе общественных наук
Политология — однопорядковая дисциплина среди наук о политике:
- политическая философия (общая теоретико-методологическая база политологии);
- учение о политических институтах;
- теория международной политики;
- политическая история и др.
Пограничные политологические дисциплины: политическая социология, политэкономия, политическая психология, политическая антропология, политическая аналогия, политическая гносеология, политэтнография, политическая аксиология, политическая этика и др.
II. Вехи развития политической мысли
Первые представления о политической власти и политической жизни появляются в III тыс. до н. э. в Египте, Вавилоне, Индии, Китае, Персии.
Характерные черты социально-политических теорий раннеклассовых обществ:
- религиозно-мифологическое воззрение;
- этико-политическая направленность;
- прикладной характер.
Египет.По наставлениям Птаххетана (2690-2625 гг. до н. э.) боги — источник власти правителей. Фараоны, жрецы, рабовладельцы — вершители земных дел и законодатели. Вся система власти строилась на насилии и страхе.
Вавилон(II тыс. до н. э.). Законы Хаммурапи являлись обязательными для всех жителей царства. Правосудие осуществляли чиновники и стражники. Покровителем справедливости считался бог Шамаш.
Персия(VIII—VIIвв. до н. э.). В учении Заратустры предназначение государства в постоянном ограничении зла и расширении власти добра. Этому служит и один из добродетельных людей — монарх.
Индия
Брахманизм — в законах Ману (XI в. до н. э.) обосновывалось происхождение власти от бога и закреплялось деление общества на законных правителей и низшие сословия. Властитель должен опираться на казну и войско и может пренебрегать правом и моралью.
Буддизм — в VIIв. Сиддхартха отверг мысль о боге как о верховной личности и правителе мира, первоисточнике законов и выступил с проповедью гуманизма.
Китай
Конфуцианство (Конфуций, 551-479 гг. до н. э.). Основные категории: 1) благородный муж (только идеальная по моральным качествам личность может управлять государством); 2) человеколюбие (нравственные ценности семьи, "не делай другим того, чего не желаешь себе"); 3) правила ритуала (этико-правовые нормы поведения, обеспечивающие стабильность внутри общества и «правильное» управление им, "этическое администрирование"). Для сторонников Конфуция семья — модель государства: подданные — дети, император ("сын неба") — отец, который обязан заботиться о благе подданных. Сила государства не в строгости наказаний, а в добровольности и сознательности признания власти. Проповедь социального мира, справедливого распределения богатства при господстве аристократии.
Даосизм (Лао-дзы, VI-Vвв. до н. а.):
· отказ от идеи божественного происхождения власти;
· государственное управление на основе единых и определенных законов;
· "назад к природе", "деревня-государство" в качестве идеала (минимум социальной организации);
· резкая критика всякого насилия, войн и притеснения народа.
Моизм (Мо-дзы,479-400 гг. до н. э.):
· идея принадлежности верховной власти народу;
· учет интересов народа в процессе управления;
· стремление государства к социальной гармонии путем контроля за минимальным уравнительным потреблением низов;
· умелое сочетание в управлении государством наказаний с мудрым наставлением.
Легизм (Шан Ян, 400-338 гг. до н. э.):
· крайний деспотизм (абсолютная власть императора, тотальный контроль за личностью, бюрократическая регламентация хозяйственной сферы, унификация мыслей и поступков всех подданных);
· управление государством на основе жесткой системы административных предписаний под страхом сурового наказания.
Развитие политической мысли в античном мире отмечалось религиозно-мифологическим характером первоначальных представлений о политике и государственном устройстве, рационализацией политико-правовых представлений о власти, попытками дать единую классификацию государственных форм, определением классовой структуры общества, формулированием принципов политических форм властвования.
Солон (ок. 638 — ок. 559 гг. до н. э.) реформами воплотил в жизнь идею золотой середины реализации принципа политического компромисса: умеренная демократия; беззаконие и междоусобицы — злейшие враги общества, порядок и закон — наибольшее благо.
Пифагор (ок. 580-500 гг. до н. э.). Идеал — государство, где полностью господствует справедливый закон. Критика демократии, анархии и своеволия. Человек по своей природе не может обойтись без руководства, начальства и надлежащего воспитания. Обосновывал аристократические идеалы умственной и нравственной элиты.
Гераклит (ок. 544 — ок. 470 гг. до н. э). За правление "лучших", замену родовой аристократии аристократией духа (знание и нравственность). Демократия — правление "неумных" и плохих.
Демокрит (ок. 460-370 гг. до н. э.). Сторонник демократии, предпочитал приоритет законности. Общество, государство, законодательство созданы искусственно, а не даны природой. Правильное понимание связи естественного и искусственного — критерий справедливости в политике, этике, праве. Политика — самое важное искусство, задача которого обеспечение общих интересов свободных граждан полиса. Единомыслие, моральная солидарность — важная и необходимая черта упорядоченного государства. Интересы последнего превыше всего.
Сократ (469-399 гг. до н. э.). Сущность государства в справедливости и законности, которые им отождествлялись. Осуждал некомпетентность руководства. Признавал любую форму строя, но самой рациональной считал монархию, которую обслуживают самые образованные и справедливые аристократы. Негативно относился к "крайней демократии".
Платон (427-347 гг. до н. э.). Идеальное аристократическое государство с сословным делением на правителей-философов, воинов и производителей — условие его прочности. Переход из низшего сословия в высшее недопустимо: справедливость в общественном неравенстве; деление людей на высших и низших от рождения. Человек для государства, а не государство для человека. Платон впервые дал классификацию форм политического устройства: правильными считая монархию и аристократию, негативными — тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Все эти формы считал несовершенными (ни одна из них не может обеспечить добро-честность и удовлетворение потребностей граждан), а идеальным государственным устройством называл справедливое правление лучших, где совмещены начала демократии и монархии. Политику он определял как "искусство управления людьми".