Известно, что политика детерминирована экономическими интересами больших общественных групп. Эти интересы и выступают в конечном счёте как социальная причина политических действий.
Вместе с тем следует помнить, что политика не является пассивным следствием экономики. Политическая деятельность, возникнув на базе экономического развития, обладает большой степенью самостоятельности. Только сознательное использование политикой экономических законов, правильный учёт ведущих тенденций общественного развития будут позитивно влиять на экономику.
Взаимные связи между идеологией и политикой многоплановы, диалектически противоречивы. Идеология составляет теоретическую основу политической деятельности. Без неё невозможно осознание политиками целей развития, места и роли конкретных социальных сил в их достижении. Взаимные связи идеологии и политики можно охарактеризовать следующим образом: идеология, пользуясь политикой как инструментом, выступает одновременно в качестве инструмента политики.
Большой сложностью характеризуется взаимосвязь политики и морали. Они могут отличаться как единством двух явлений общественной жизни, так и противоречиями между политикой и нормами жизни. Исторический опыт свидетельствует, что, как правило, нравственность выступала оппонентом политики, давала оценку политическим взглядам, концепциям и действиям, мотивам поведения людей в политической сфере. Сегодня в основе оценки нравственной политики – соотнесение её с общечеловеческими ценностями, принципами и нормами морали.
Обремененные повседневными заботами и тяготами жизни люди, как правило, не отдают себе отчета в том, что их бытие и качество жизни зависят от стабильной политики. В политике нельзя действовать методом проб и ошибок. Систематическим изучением политики занимается особая политическая наука – политология. Политическая наука должна помочь практикующим политикам и общественным деятелям ответственнее подходить к отправлению власти, а обычным гражданам осознать необходимость большой политической активности, базирующейся на высоком уровне политических знаний и культуры.
Тема 4. Политическая власть
1. Власть как общественный феномен. Основные черты политической власти.
2. Основные направления и механизм осуществления политической власти.
1. Политическая власть является центральной категорией политологии. По сути дела, все проблемы, изучаемые политической наукой, представляют собой различные аспекты политической власти, внешнее формообразование, механизмы её функционирования и развития. Известный американский ученый Т.Парсонс сравнивает место власти в анализе политической системы с тем, какое место занимают деньги в экономической системе. И это так, ибо власть выступает и целью, и средством осуществления политики.
Между тем, власть – одно из фундаментальных начал жизни общества и человека. Власть появилась с возникновением человеческого общества и в той или иной форме сопутствует его развитию. Она выявляется на всех уровнях социальной иерархии (межличностные отношения в группах, организациях, институтах). Пространство власти может быть предельно малым (личность самого человека, семья) и предельно большим, выходя за рамки государства (власть идеологий, религий, международных органов). Отношения власти имеют универсальный характер, проникают во все сферы жизни и деятельности. Соответственно этому власть делится на экономическую (власть менеджеров и собственников), духовную (власть религиозных иерархов, мистиков, магов), информационную (власть ученых, экспертов, представителей СМИ), административную (власть бюрократов), военную (власть генералитета), политическую.
Прежде, чем выяснить сущность политической власти, рассмотрим природу власти как общественного феномена. Это предполагает наличие неких единых родовых начал властных отношений (функция, механизм деятельности, потребность). Конкретные виды власти реализуют их в специфических формах.
Большинство ученых подчеркивают естественный характер власти. Одни видят это в изначальном стремлении человека к власти. Хотя есть люди, которые всегда стремятся к власти, а другие – подчиняться. Большинство людей в одних ситуациях легче подчиняются, в других – командуют. Есть тип людей, которые вообще избегают властных отношений. Другие исследователи власти отмечают, что она является выражением объективной необходимости в организации, саморегуляции и сохранении целостности любой социальной системы, так как в ней всегда существуют разные интересы. Возникает потребность в соподчинении этих интересов для обеспечения общих интересов в социальной общности. Естественно-исторический характер власти проявляется также в её преемственности. Власть не исчезает никогда, она может передаваться, отниматься, преобразовываться. Следует учитывать и такую особенность как конкретно-историческую естественность власти, что прослеживается через призму многомерности, вариативности её конституирования и развития. Сущность властных отношений – отношения субординации, приказа – подчинения. Воля, навязывание воли выступают в качестве передаточного механизма в осуществлении власти. Использование воли как ключевого понятия в определении власти характерно для немецкой политической власти. По классическому определению М.Вебера власть представляет собой «любую возможность проводить внутри данных общественных отношений собственную волю, даже вопреки сопротивлению, вне зависимости от того, на чем такая возможность основывается». Властные отношения – связь двухсторонняя: изъявление воли и повиновения. Власть в наличии, когда сомкнуты обе стороны этих отношений. Подвластный не пассивный объект, он может оказывать обратное влияние на власть. Кроме двух выше названных значений власти (отношения командования – подчинения, волевой элемент) её осуществление предполагает наличие определенного института (учреждения, нормы, роли), способного обеспечить единство действий и порядок в общественных отношениях.
В научной литературе существует разнообразное определение власти, что отражает сложность, многоаспектность этого явления. Можно выделить следующие важнейшие аспекты трактовки власти. Телеологические (с точки зрения цели) определения характеризуют власть как способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов. Телеологические определения трактуют власть достаточно широко, распространяя её не только на отношения между людьми, но и на взаимодействие человека с окружающим миром – в этом смысле, например, говорят о власти над природой. Бихевиористские трактовки рассматривают власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Такой подход индивидуализирует понимание власти, сводит её к взаимодействию реальных личностей, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти. Согласно типичной бихевиористской трактовке, предложенной Г.Лассуэлом, человек видит во власти средство улучшения жизни: приобретения богатства, престижа, свободы и т.п. В то же время власть – это и самоцель, позволяющая наслаждаться её обладанием. Психологические интерпретации власти пытаются раскрыть субъективную мотивацию этого поведения, истоки власти, коренящиеся в сознании людей. Одно из виднейших направлений этого рода – психоанализ. Различные психоаналитики расходятся в объяснении причин психологического подчинения. Одни (С.Московиси, Б.Эдельман) видят их в своего рода гипнотическом внушении, существующем во взаимоотношениях вождя и толпы, другие же (Ж.Лакан) – в особой восприимчивости подсознания человека к символам, выражаемым в языке. В целом психологический подход помогает выявить механизмы мотивации власти как отношения: командование – подчинение. Системный подход исходит из производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы, рассматривает власть как «способность обеспечить исполнение её элементами принятых обязательств», направленных на реализацию её коллективных целей. Некоторые представители системного подхода (К.Дойч, Н.Луман) трактуют власть как средство социального общения (коммуникации), позволяющие регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. Системностью власти обуславливается её относительность, т.е. распространенность на определенные системы. Структурно-функциональные интерпретации власти рассматривают её как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Власть – свойство социальных статусов, ролей, позволяющее контролировать ресурсы, средства влияния. Другими словами, власть связана с занятием руководящих должностей, позволяющих воздействовать на людей с помощью позитивных и негативных санкций, поощрения и наказания. Реляционистские определения рассматривают власть как отношение между двумя партнерами, агентами, один из которых оказывает определяющее влияние на второго. В этом случае власть предстает как взаимодействие её субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект.
Политическая власть, как и любая другая власть, означает способность и право одних социальных субъектов осуществлять свою волю в отношении других, повелевать и управлять другими, опираясь на силу, авторитет и права. Но вместе с тем она имеет в отличие от других форм власти свою специфику. В своем трактате «Политика» Аристотель впервые разводит господскую и семейную власть с понятием власти общественной или политической. В первобытном обществе власть еще не носила политический характер, так как она принадлежала всему обществу. Еще нет жестких различий между управляющим и управляемым. Универсальными регуляторами поведения выступают вековые обычаи и традиции. По мере углубления социальной дифференциации в обществе появляются противоречия между большими группами людей, возникают разные интересы и неодинаковое социальное положение. Тогда и возникает политическая власть, призванная обеспечить порядок на основе принадлежности человека, группы к данной территории, социальной категории, приверженности идее. Политическая власть осуществляется всегда меньшинством, элитой. Такой вид власти возникает на основе соединения, взаимосвязи двух компонентов: людей, которые сосредотачивают в себе власть, и организаций, через которые власть реализуется. Отличительными признаками политической власти являются: