– заигрывание (обещание легко и быстро решить злободневные проблемы);
– поощрения (основан на интересе материальном, выгоде от повиновения);
– убеждения (основан на внутреннем согласии);
– использование авторитета, т.е. высоко ценимых качествах, которыми подчиненные наделяют руководителя, и означает уважение к нему;
– идентификации (субъект воспринимается объектом как свой представитель и защитник).
Методы, основанные на согласии, и особенно два последних (авторитет и идентификация) обеспечивают наибольшую силу власти, т.е. способность её субъекта влиять на объект.
Возможности власти зависят от её ресурсов. В широком смысле ресурсы власти представляют собой «все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других». Ресурсы власти так же разнообразны, как многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Для выделения различных видов ресурсов власти широко распространена классификация её ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности: экономические ресурсы, социальные ресурсы, культурно-информационные ресурсы, принудительные (силовые) ресурсы.
Использование ресурсов власти приводит в движение все её компоненты, делает реальностью её процесс, который происходит по следующим этапам (формам); господство, руководство, управление, организация и контроль. Господство основано на разделении общества на управляющих и управляемых, т.е. тех, кто осуществляет политическую власть и тех, по отношению к кому она осуществляется. Это отношение предполагает определенную дистанцию между ними и подчинение одних другим. В господстве всегда присутствует приказ, предполагающий его выполнение. Господство обычно получает законодательное оформление в государственно-правовых актах. Руководство заключается в выработке и принятии принципиально важных для общества в целом решений, в определении его целей, планов и стратегических перспектив. Управление осуществляется через непосредственную практическую деятельность по реализации принятых руководством решений. Конкретной управленческой деятельностью занят обычно административный (бюрократический) аппарат, чиновничество. Организация предполагает согласование, упорядочение, обеспечение взаимосвязи отдельных людей, групп, классов, других общностей людей. Контроль обеспечивает соблюдение социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп в обществе. Контроль также выполняет роль обратной связи, с помощью которой власть следит за тем, какие последствия имеют её управленческие воздействия.
Интегральным показателем деятельности политической власти является её эффективность, т.е. результативность власти, характеризующая степень выполнения ею социальных функций.
Дееспособность и эффективность власти во многом зависят от её легитимности. Как отмечалось ранее, это понятие тесно связано с моральной оценкой власти и означает доверие и оправдание её гражданами. В политологии также используется термин «легальность» власти, который обозначает юридическое обоснование власти, её законность, соответствие правовым нормам. Легальность и легитимность власти могут не совпадать. Легальная власть может не поддерживаться народом. В обществе может существовать и нелегальная власть. М.Вебер определил три основные принципа легитимности: традиция, харизма, легальность. Традиционная власть основана на вере в священный характер обычаев, традиций. Они выступают основой управления и послушания в обществе, ибо так было всегда. Подобные общества статичны и могут веками существовать без изменений. Харизматическая власть распространена в обществах, переживающих коренные изменения. Харизма означает особый дар, которым обладает лидер. Для возникновения харизматической легитимности важно не само обладание харизмой, сколько вера в особые качества вождя со стороны последователей. Со своей стороны лидер полагает, что выполняет «историческую миссию» и поэтому требует поддержки. Харизматическая власть является относительно нестабильной, ибо лидеру необходимо постоянно демонстрировать свою исключительность. Легальная или рационально-правовая легитимность основана на признании юридических норм, конституции, которые регулируют отношения управления и подчинения. Она характерна для демократических государств и предполагает строгое соблюдение законов всеми структурами общества, в том числе и государственными органами, доверие граждан к государственным институтам, а не отдельным лидерам, подчинение законам, а не личности руководителя.
Американский политолог Д.Истон предложил типизацию легитимности власти, которая имеет более широкий и универсальный характер, нежели веберовская, а потому может быть применена для исследования современных политических систем. Он называет три источника поддержки власти: основные идеологические принципы; привязанность к структурам и нормам режима и преданность власти по причине положительной оценки личных свойств субъектов, которые её образуют. Соответственно выделяются и три типа легитимности власти: идеологический, структурный и личный.
Нечеткое разграничение компетенций между ветвями власти, пренебрежение существующими правовыми нормами, половинчатый характер законов свидетельствуют о том, что рационально-правовая легитимность находится в Республике Беларусь в зачаточном состоянии. Современная белорусская государственность опирается на харизматическую, а более точно – личную модель легитимности. Между тем, современные типы легитимности основываются на рациональных принципах; признание власти в силу Конституции и законов, а также способность эффективно исполнять свои функции.
Эффективность функционирования политической власти во многом зависит и от создания системы предупреждения концентрации власти в одних руках и злоупотребление ею. Демократический строй предполагает разделение господства путем формирования множества центров экономического влияния и осуществления между ними конкуренции, недопущение монополизации средств массовой информации, разделение государственной власти на законодательную, судебную и исполнительную и реализация принципа сдержек и противовесов. Главной же гарантией демократичности власти может стать развитое гражданское общество и правовая политическая культура населения.
Тема 5. Проблемы политического лидерства
1. Сущность и функции политического лидерства.
2. Типы и стили политического лидерства.
1. Политическое лидерство является важным фактором стабильного и динамичного развития политических систем. Оно оказывает заметное воздействие на все политические институты и политические процессы общества. Политический лидер принимает активное участие в выработке стратегических целей и задач развития политической системы, в выборе средств и методов их достижения. В зависимости от того, насколько его политические программы и действия совпадают с объективными общественными потребностями, политический лидер может оказать как позитивное, так и негативное воздействие на ход истории.
Термин «лидер» (от англ. leader) в переводе с английского означает «ведущий», «руководитель», «вождь». Политическое лидерство – один из важнейших видов социального лидерства, связанный с управлением государственными и общественными процессами. Это своего рода предпринимательство, осуществляемое на политическом рынке, где действуют свои правила и принципы жёсткой конкуренции. Наиболее зримо и непосредственно этот вид лидерства проявляется в политической сфере функционирования общества. Именно последнее определяет специфику, масштабы и институциональные формы функционирования политического лидерства.
Лидерство – понятие многогранное, оно изменялось вместе с развитием общества. Уже в древности политика, история изучалась с позиций тех людей, которые управляли и руководили другими. Первоначально их право на руководство обосновывалось высокими моральными качествами и достоинствами. Сами лидеры представлялись в образе героев, наделённых особыми физическими качествами и нравственными добродетелями. Так, Платон изображал лидера как человека, имеющего прирождённую склонность к знанию, любовью к истине решительным неприятелем лжи. Его отличают скромность, благородство, справедливость, великодушие, духовное совершенство. Таковым, по мнению Платона, является прирождённый философ. Право философов на политическое господство основано на том, что они «созерцают нечто стройное и вечно тождественное, не творящее несправедливости и от неё не страдающее, полное порядка и смысла». Созерцая этот вечный порядок, лидеры внесут то, что они находят в мире идеального бытия, «в частный общественный быт людей», сделают человеческие нравы угодными Богу. Лидеры, в понимании Платона, выступают подлинными творцами.
Новый этап в осмыслении идеи лидерства связан с Н. Макиавелли, который перенёс политического лидера из области воображаемого и должного в плоскость реальной жизни. Он выяснил природу, функции и технологию лидерства, а анализ его содержания проводил на основе наблюдения за реальным поведением правителя и его взаимоотношения с подданными.
Поведение людей, по Н.Макиавелли, определяется двумя мотивами: страхом и любовью. Их и должен использовать правитель, по возможности сочетая оба мотива.
Помимо страха и любви поведением людей правит честолюбие; оно присуще каждому человеку. Лидеру важно знать, кто именно честолюбивее и потому опаснее для него как правителя: желающий сохранить то, что имеет, или стремящийся приобрести то, чего у него нет.
Технология стабильного лидерства, по Н. Макиавелли, сводится к умелому сочетанию средств поощрения и наказания.