Смекни!
smekni.com

Курс лекций по Политологии 3 (стр. 24 из 28)

Традиционными общественными организациями являются: профсоюзные, женские, молодежные и т.д. Все они формировались на основе соответствующих общественных движений. Четких, определенных границ между общественными организациями и общественными движениями провести практически невозможною Их цели, задачи, формы действий могут совпадать. Вот почему можно говорить о том, что и общественные движения выполняют в политической жизни сходные функции:

– участвовать в образовании государственных структур;

– принимать участие в обсуждении и принятии политических решений;

– представлять и защищать интересы граждан;

– осуществлять социальный контроль;

– формировать общественное мнение и т.д.

Помимо общественных организаций и движений сходную роль в политической системе выполняют и группы давления (лобби). Суть лоббизма состоит в осуществлении закулисной парламентской деятельности, в ходе которой влиятельные лица и политики – лоббисты – стремятся оказать нажим на законодателей с целью отстоять выгодный определенным группам законопроект. При этом они не гнушаются для достижения цели никакими средствами: подкупом, взятками, оказанием услуг, угрозами, шантажом и др. Лоббизм более характерен для политической жизни США.

2. В литературе очень часто различают:

- общественные движения неполитического характера, то есть те, которые не ставят целью изменить или укрепить существующую систему политических отношений в данном обществе;

- общественные движения политического характера, то есть те, которые пытаются изменить существующие условия, закрепить их путем влияния на правительство.

К общественным движениям неполитического характера относят движения пенсионеров, домохозяек, феминистическое движение на начальных этапах его развития и др. Роль этих общественных движений в политической системе общества, как правило, невелика. В современных условиях ни одно общественное движение не может полностью устраниться от решения политических вопросов. Определить неполитический характер того или иного общественного движения можно только относительно. На определенных этапах своего функционирования, в связи с решением конкретных задач неполитического характера общественные движения могут носить неполитический характер, в дальнейшем ситуация может меняться – меняется и характер движения. Например, движение за возрождение национальной культуры может годами ограничиваться собиранием фольклора и организацией ярмарок народного творчества, но с изменением политической обстановки его цели приобретают в обществе иное звучание, и само оно может возглавить действия по достижению национального суверенитета.

Среди многообразных общественных движений выделяют следующую типологию, используя в качестве критерия социальную принадлежность. В этой связи принято выделять рабочее, крестьянское движения, движение интеллигенции, фермеров, мелких собственник и т.д. Все они создаются с целью защиты интересов отдельных социальных слоев и добиваются улучшения их положения, повышения социального статуса, престижа и т.д.

По отношению к существующему строю выделяют консервативные, реформаторские и революционные движения.

По способам и методам действий общественные движения делятся на насильственные и ненасильственные. Представители первого допускают во имя высоких, по их мнению целей, применение террора, партизанских действий и т.п. Вторые ориентируются на искоренение конфликтов и установление социального мира. Свой протест они выражают пассивным невыполнением официальных предписаний, привлечением общественного внимания к военной, экологической и т.п. проблемам.

Общественные движения группируются так же по половозрастным признакам. Так, в современной политической жизни действуют движения в защиту прав женщин, движения молодежи, пенсионеров. Даже дети могут создавать свои общественные организации и движения. Международное признание, например, получило деятельность движение «Дети как миротворцы».

В последние десятилетия произошло разделение общественных движений и по профессиональному признаку. Объединяются врачи, ученые, писатели, учителя, адвокаты и т.п. При этом они решают не только свои специфические задачи, но и поднимают проблемы огромного социального звучания. Так, врачи могут протестовать против распространения ядерного оружия именно потому, что они, как никто другой, представляют всю его разрушительность для человеческого организма. Точно также и писатели способны уловить духовное неблагополучие народа и начать бить тревогу по поводу кризиса нравственности, упадка национальной культуры и вырождения национального самосознания.

Все общественные движения можно, наконец, разделить по основным целям и сферам деятельности. Все более заметную роль в социально-политической жизни играют массовые демократические движения. Они преследуют самые разнообразные цели: исключение ядерной войны, развития экономического, культурного и политического сотрудничества народов, предотвращение экологической катастрофы, сохранение культурного наследия и т.д. Из огромного разнообразия движений здесь можно выделить несколько наиболее популярных, которые ставят перед собой общечеловеческие задачи и имеют международный характер. К их числу можно отнести экологическое, антивоенное и правозащитное.

Несмотря на разнообразие демократическое движений выделяют общие черты, которые характеризуют их как составную часть политической системы общества. Для них характерны расширение социальной базы, высокая степень активности, широкие масштабы деятельности, целеустремленность в отстаивании выдвигаемых требований, широкий спектр позиций участников; отсутствие структурной организованности, возможная несогласованность действий; неверие в эффективность существующих форм парламентской демократии, поэтому отказ от традиционных парламентских форм борьбы и предпочтение активных методов протеста и др.

Вообще следует отметить, что классификация общественных организаций и движений возможна и на основе других критериев. Главное, что следует учитывать – это политический характер их деятельности.

Тема 12. Политическая культура и политическое сознание

1. Содержание и структура политической культуры.

2. Типы политических культур и функции.

3. Политическое сознание, его уровни и типы.

1. Проблема политической культуры занимает одно из центральных мест в политологии, ибо ею во многом определяется стабильность и динамизм политической системы общества, степень её демократичности и цивилизованности.

Идея политической культуры, её происхождение восходит к глубокой древности, к трудам Платона («Государство», «Законы») и Аристотеля («Политика»). В средние века много внимания уделил ей средневековый мыслитель М.Макиавелли. Дальнейшее развитие она получила в трудах мыслителей Нового времени – Т.Гоббса, Дж.Локка, Т.Л.Монтескье и др. Они попытались установить связь между политическими представлениями людей и политическим устройством общества. Сам термин ввёл в научный оборот немецкий философ И.Г.Гердер (1774–1803).

Современные концепции политической культуры относятся к 50–60 гг. ХХ ст. Изучение политической культуры продолжается и сегодня.

Что такое политическая культура? Это система исторически сложившихся политических представлений, убеждений, ценностей, норм, способов и методов политического поведения всех субъектов исторического процесса. Это отношения между людьми в процессе их участия в политической жизни общества.

Политическая культура общества не может быть однородной, т.к. имеет социальную обусловленность. В политической культуре можно выделить мировоззренческие убеждения, установки, ориентации, обращённые на политическую культуру; эмоционально-чувственную сторону политических позиций; признанные в данном обществе образцы политического поведения.

В соответствии с этими основными элементами политической культуры можно выделить её основные уровни:

1) базовый, т.е. теоретическое отражение, закрепление и практическую реализацию коренных политических интересов;

2) когнитивный (идеологический), т.е. совокупность политических знаний, взглядов, концепций;

3) эмоционально-психологический (ценностный), т.е. совокупность политических убеждений и ценностных ориентаций;

4) поведенческо-практический, т.е. определённые формы, способы участия в политическом процессе на основе усвоенных знаний о политике и объективных закономерностях развития общества;

5) нормативный, т.е. совокупность норм и правил политического поведения, традиций политической деятельности.

Следовательно, это способ осуществления политической деятельности, совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, затрагивающих взаимоотношения граждан и власти.

Можно выделить различные субкультуры: политическую культуру общества, социальные группы и личности. Следует отметить, что политическая культура личности формируется под воздействием политической культуры социальной группы и общества в целом и представляет собой её преломление через индивидуальное сознание, собственный опыт, уровень политических знаний с учётом психологических особенностей данной личности.

Политическая культура общества формируется под воздействием ряда факторов. Среди них определяющее воздействие могут оказывать социальные революции, коренным образом изменяющие политическую систему общества; войны; характер внешних отношений страны (традиции завоевательной политики, агрессивность по отношению к другим странам). Длительный нейтралитет может способствовать формированию различных политических культур и отношений. Значительное влияние может оказывать политическая система в целом, её институты (партии, общественные организации), символы (флаг, герб, гимн). При определённых условиях церковь может играть значительную роль в формировании политической культуры общества, граждан, особенно в теократических государствах (ислам в Иране, католическая церковь в формировании политической системы Польши в 80‑е гг. ХХ ст.). Огромны возможности воздействия СМИ на политическое сознание личности. Обычаи, традиции, нормы поведения, принятые в данном обществе, также влияют на политическое поведение граждан.