Смекни!
smekni.com

Курс лекций по Политологии 3 (стр. 25 из 28)

2. Политическая культура общества неоднородна. Американские политологи Г.Алмонд и С.Верба выделяют три чистых типа политической культуры, из них выводят смешанные:

патриархальная (традиционная) политическая культура. Знания граждан о государстве, их представления о политической системе общества исключительно ограничены. Соответственно, и полное отсутствие у подданных интереса к политике (в современных условиях – это африканские племена, этнически замкнутые группы, где отсутствует политико-правовое регулирование);

подданническая политическая культура (культура повиновения). Отличается определённым интересом социальных субъектов к функционированию политической системы, её отдельных институтов, к деятельности политических властей. Однако они сами не проявляют политической активности. Роль государства рассматривается как механизм доведения до населения директив, законов, которые надо выполнять и им подчиняться;

активистская политическая культура (культура участия). Граждане не только убеждены в эффективности данной политической системы, но и стремятся играть в ней активную роль.

В чистом виде эти типы политической культуры существуют в истории довольно редко. Более широко распространены смешанные типы политической культуры: патриархально-подданническая, подданнически-активистская, патриархально-активистская. Идеалом (высшим типом политической культуры) провозглашается так называемая граждаская культура, которая наиболее широко обеспечивает органическое сочетание свободы члена общества и стабильности политической системы. Такая культура, по мнению вышеназванных политологов, распространена в США, Англии.

Встречаются и другие типологии политической культуры. Существует попытка классификации политических культур в зависимости от типа политического режима. Выделяют два типа: либерально-демократическая (буржуазно-демократическая) и авторитарно-тоталитарная. Их основные признаки соответствуют типу политического режима, дополняясь национальными особенностями. Развивая концепцию государства и рынка, некоторые исследователи выделяют следующих два типа политической культуры: этатистскую (бюрократическую), где вся политическая жизнь контролируется государством; рыночную, где свободный рынок регулирует не только экономические отношения, но и формирует тип личности и его поведение.

Политическая культура как важнейший элемент политической системы выполняет ряд функций:

1) Регулирующая, которая проявляется в прямом или косвенном воздействии на поведение людей и нацелена на обеспечение стабильности политической системы в целом.

2) Познавательная (коммуникативная) состоит в вооружении субъекта знаниями, необходимыми для политической деятельности, обеспечивая историческую преемстсвенность.

3) Воспитательная функция способствует интеллектуальному развитию личности, усвоению ею сложившихся политических норм, ценностей, повышению социальной активности личности.

4) Информационная ставит своей целью обеспечить широкую информированность всех граждан общества о текущих событиях, явлениях и процессах в политике. Объективность информации является показателем высокой политической культуры общества и определяет степень доверия граждан к средствам массовой информации и к органам власти.

Развитие политической культуры зависит от конкретно-исторических условий. Её уровень является важным показателем стабильности политической системы общества. Политическая культура находит выражение в политическом сознании.

3. Политическое сознание является высшим уровнем развития политической культуры. Политическое сознание – это система взглядов, идей, ценностей, принципов, норм, теорий, отражающих политическую жизнедеятельность общества. Оно носит конкретно-исторический характер, отражает определённую историческую эпоху, экономику, культуру, свойственные народам обычаи и традиции.

Политические идеи, представления, теории выражают интересы и потребности реально действующих субъектов политики – индивидов, больших и малых социальных групп, правящей политической элиты. Так, в античные времена господствуют одни политические идеи, представления и настроения, в средние века и Новое время – уже другие.

Вместе с тем политические идеи и теории в каждую новую эпоху не создаются заново. Они разрабатываются на основе идейно-теоретического материала предыдущих поколений с учётом новых реалий. Политические идеи, взгляды и теории могут опережать ход общественного развития, вскрывая назревшие потребности общества, а могут и отставать от от хода общественного бытия.

Содержание политического сознания составляют как научные знания, так и обыденные представления о политической действительности. Политические знания и представления включают законы и тенденции политической жизни общества, совокупность абстрактных и конкретных политических образов, реалистических и мифологических знаний о политических отношениях, институтах и действиях субъектов политики. Сюда могут входить оценочные и критические суждения индивидов в политической реальности, их эмоциональные состояния и психологическое восприятие. Таким образом, политическое сознание охватывает все представления людей, связанные с их участием в управлении делами государства и общества в целом.

На основе глубины и достоверности отражения политической реальности различают научно-теоретический, эмпирический и обыденный уровни политического сознания.

Научно-теоретический уровень политического сознания – это самая высокая ступень познания политической действительности. На этом уровне происходит глубокое проникновение в сущность политических явлений и процессов, выявление причин и их закономерностей. А результаты научного познания политической действительности закрепляются в логических понятиях, категориях и политических теориях. Научные политические знания отражают рациональные и логические элементы человеческого познания.

Эмпирический (по-гречески «опыт») уровень политического сознания – это политические знания, оценки и переживания, складывающиеся преимущественно на основе активного участия индивида в политической жизни общества. Данный уровень политического сознания отличает большая степень конкретности и прагматичности человеческих представлений о политических процессах и явлениях.

Обыденное, повседневное политическое сознание возникает из непосредственного восприятия индивидом повседневной политической практики. Оно может адекватно отражать природу и содержание отдельных политических явлений и процессов, однако не может дать индивиду системное и полное представление об окружающей его политической действительности. Этот уровень чаще всего содержит элементы стихийности, иллюзорности, нереалистичности.

Каждой общественно-политической системе соответствует особый, свойственный ей тип политического сознания, который проявляется в национально-специфических формах в зависимости от типа политического режима: тоталитарный, авторитарный, либерально-демократический типы политического сознания.

В Республике Беларусь в процессе демократизации осуществляются сложные процессы: разрушается старая тоталитарная культура и политическое сознание и формируются элементы новой, хотя процесс этот идёт весьма неравномерно и противоречиво.

Тема 13. Политические идеологии

1. Понятие, сущность, функции политической идеологии.

2. Разновидности современных политических идеологий.

Способом отражения сферы политики на теоретическом уровне является политическая идеология. Понятие «идеология» введено на рубеже XVIII–XIX вв. как наука об идеях.

Идеология является той частью общественного сознания, которая служит удовлетворению интересов не всего общества, а частичных, групповых интересов, отличается относительно высокой степенью систематизации.

1. В целом идеология определяется как система идей, теорий, взглядов (политических, правовых, религиозных и др.), отражающих в теоретической, систематизированной форме материальную жизнь общества, отношение людей к окружающей действительности, друг к другу.

В отличие от науки, чьей задачей является поиск истины, функции идеологии сводятся, прежде всего, к:

– овладению массовым политическим сознанием населения, объединению и сплочению людей на основе общих ценностей. Идеология обеспечивает ценностное восприятие, осмысление, выражение групповых и общественных политических интересов, приучает к анализу социально-политических явлений и процессов через призму определенных интересов и политических целей. Идеология может маскировать подлинные интересы и цели господствующих групп;

– ориентации человека в обществе на основе внедрения критериев оценки настоящего и будущего;

– мобилизации масс и стимулировании их действий.

Идеология является важным инструментом политической и общественной организации. Она объединяет, сплачивает близких по своему социальному статусу, политическим устремлениям людей, причем как на основе общности созидательных целей деятельности, так и на основе «образа врага», целей противоборства и конфронтации.