Близок по своим взглядам к Фоме Аквинскому и Геласий, основатель теории «двух мечей». Обладая двумя мечами (властями), папа один меч (высшую духовную власть) оставляет себе, а второй (низшую светскую власть) – передает королю. Поэтому король должен подчиняться папе.
Тенденция доказать верховенство церковной власть над светской получила и определенное практическое выражение. Это проявилось, прежде всего, в коронации верховных монархов Папай Римским, в попытках построить мощное папское государство в Италии, в результате чего и был создан Ватикан как самостоятельное и независимое в международном плане государство во главе с Папой Римским.
Иначе решал эту проблему Бернар Клевронский. Он считал, что светская власть передается непосредственно королю, минуя Папу. Поэтому король подчиняется только богу.
Эпоха феодализма связана не только с развитием религиозной социально-политической мысли. Она богата и представителями других воззрений. И здесь, прежде всего, необходимо назвать Роджера Бэкона, Сигера Брабантского, Эразма Роттердамского.
Роджер Бэкон отстаивал идею необходимости практической проверки истинности знания, получения знания опытным путем. И хотя он занимался преимущественно проблемами естествознания, важное значение для социальной мысли имела идея о естественном (природном) происхождении государства, в противовес божественной теории томизма.
Сигер Брабантский, будучи материалистом-атеистом, признавал вечность и несотворимость мира, возвеличивал роль человеческого интеллекта и отвергал теорию божественного происхождения государства.
Недовольство католической церковью переросло в настоящее массовое явление, называемое Реформацией. её деятели в различных странах (М.Лютер, Т.Мюнцер, Ж.Кальвин и др.) способствовали укреплению светского понимания государства, главными ценностями которого являлись бы свобода совести, свобода мысли и пр. Возникают идеи равенства всех людей перед законом. Мировоззрению церкви отдельные мыслители этого периода противопоставляют веру в человека-творца. В политических доктринах ярко проявляется гуманизм, центральной проблемой становится проблема соотношения государства и личности. Так возникает идеология Возрождения.
3. Классиком политической мысли эпохи Возрождения по праву считается Николо Макиавелли. В своих трудах («Государь» и др.) он сформулировал светскую (нерелигиозную) концепцию государства, возникновение которого связывал с необходимостью обуздания эгоистической натуры человека.
Он считал, что народ не играет никакой роли в государстве, правитель сам определяет цели своей политики и добивается этих целей, используя любые средства, не считаясь с нормами морали, что мораль и политика не совместимы.
Политику Макиавелли считает опытной наукой, в основе которой лежит выгода и сила. Право также основано на силе, и тем самым политика освобождается от морали. Для достижения своих целей государь может использовать любые средства, в том числе и аморальные: подкуп, убийства, насилие, обман, предательство и т.д. В более позднее время такая политика получила название «макиавеллизм», т.е. использование любых средств для достижения своих политических целей (цель оправдывает средства). Не следует, однако, думать, что Макиавелли изобрел этот принцип, он прости, возвел его в идеал.
Началом Нового времени принято считать Английскую и Голландскую революции середины XVII в. Политическая лесть в этот период как бы следует за этими бурными событиями. К числу наиболее выдающихся мыслителей того времени относится английский философ Томас Гоббс (1588–1679). Свою политическую доктрину он изложил в трудах «Философское начало учения о гражданине» и «Левиафан». Т.Гоббс исходит из того, что все люди созданы равными, и каждый из них имеет одинаковое с другими «право на все». Однако человек – существо эгоистическое и честолюбивое, поэтому в обществе царит «война всех против всех». Избавление от нее приходит тогда, когда люди, движимые инстинктом самосохранения отказываются от части своих прав, передав их по договору определенному лицу или группе лиц. Последние и представляют собой государство, которое кладет конец «естественному состоянию» и является гарантией мира между людьми.
В трактате «Левиафан» он называл государство естественным, а не божественным установлением и сравнивал его с библейским чудовищем Левиафаном («искусственным человеком»), способным осуждать темные инстинкты людей и расчистить путь законам разума. Государство обязательно предполагает отношения «господства-подчинения» и учреждено в целях обеспечения всеобщего мира. Гоббс являлся сторонником абсолютной монархии, которая должна защищать права человека и разрешать подданным делать все, что не запрещено законом, т.е. Выступал за гарантирование определенных прав и свобод.
Интерес для политической науки представляют взгляды Бенедикта Спинозы. Будучи сторонником демократии, он считал, что только она сможет обеспечить свободу, равенство, достижение общего блага, обусловит разумность законов и поддержку их всеми подданными. Возникновение государства вызвано необходимостью упорядочить противоречия между страстями и разумом человека, что, и достигается заключение «общественного договора». Поэтому народ вправе свергнуть насильственные формы правления и установить порядки, обеспечивающие общее благополучие и свободу.
Дальнейшее развитие политические идеи получили в трудах мыслителей французского Просвещения.
Джон Локк выступил в определенной степени оппонентом Т.Гоббса. Признавая идею «общественного договора», он иначе подошел к пониманию «естественного состояния людей». По его мнению, до возникновения государства люди живут в «естественном состоянии», где господствует равноправие. С появлением нарушений этого равноправия люди вынуждены создавать специальные органы для разрешения возникающих споров. Именно для защиты равноправия, свобод, прав личности люди и договариваются о создании государства. Невыполнение этих задач государством (правительством) делает его незаконным и дает право, подданным на сопротивление или даже на его замену. Государство получает от людей ровно столько власти, сколько необходимо для защиты и реализации гражданских интересов.
Бесспорной заслугой Локка является выдвижение и обоснование им необходимости разделения власти в государств между различными его органами, чтобы не допустить злоупотребления ею. Главное для государства – это следование законам, никто и ничто в государств не может находиться вне следование законам, никто и ничто в государстве не их подчинения. «Там, где нет законов, там нет и свободы», – такая позиция мыслителя предвосхищает создание правового государства, а распространяемые им идеи социального компромисса, интегрированные впоследствии в доктрину раннебуржуазного либерализма, позволили назвать его основателем данного направления.
Шарль Луи Монтескье был одним из основателей географического направления в политической науке, считая, что сущность государства зависит не только от формы правления, но и от ряда географических факторов: почвы. Климата, рельефа, территории и т.д. Формы правления он определяет вслед за Аристотелем по количеству властвующих: республика, монархия, деспотия, – подвергая последнюю резкой критике. Выступая приверженцем идеи политической свободы, главную задачу государства он видел в обеспечении безопасности граждан. Что может быть достигнуто лишь в правовом государстве. Поэтому Монтескье считал обязательным разделение власти на законодательную, исполнительную и федеративную, которое должно быть закреплено конституционно. Федеративная власть берет на себя функции судебной власти в решение вопросов международной жизни. Кроме того, он призывал к созданию народного представительства, ограничивающего власть монарха. Все эти идеи были зафиксированы в Декларации прав человека и гражданина, принятой в 1789 г. в период Великой французской революции и затем легли в основу Конституции Франции, США и других стран.
Возникают в этот период и радикально-революционные концепции. К ним следует отнести, прежде всего, идеи Жана Жака Руссо (1712–1778).
Последовательный республиканец и демократ Руссо исходил из приоритета принципа народного суверенитета. Догосударственное состояние людей он называет «золотым веком», так как в этот период не было главных зол – частной собственности и неравенства. Возникновение этих явлений он считал ошибкой людей и именно с их появлением связывал происхождение государства. Суверенитет народа неотчуждаем, принадлежит только ему, и поэтому Руссо отрицательно относится к народному представительству, разделению властей, доказывая необходимость прямого народного правления. Частную собственность он предлагал распределить между всеми гражданами в размерах, необходимых для их жизни.
В конце XVIII в. сложились условия для практической реализации идей французских политических мыслителей. Американская война за независимость стала первой такой попыткой. Политическая идеология этого революционного процесса изложена в Декларации независимости США: естественные права всех людей на жизнь, свободу, собственность, на безопасность и счастье, суверенитет народа, его право на восстание против нарушающего естественные права правительства. Принцип разделения властей и пр. Впервые в истории эти положения политической теории легли в основу государственной политики, Республиканская форма правления, федерализм, система сдержек и противовесов как дополнение к теории «разделения властей» – основной вклад «отцов-основателей» США в политическую теорию и практику. Выделяется плеяда выдающихся американских политических мыслителей, которые по-разному подходили к данным политическим принципам: для Т.Пейна, Т.Джефферсона был характерен более радикальный подход, для А.Гамильтона и Ф.Джея – более умеренный. В дальнейшем между радикалами и умеренными разгорелась идейно-политическая борьба по вопросу о конституционно-правовом устройстве США. Демократизм американских мыслителей причудливо сочетался с признанием необходимости сохранения рабства. Другой попыткой реализации этих политических идей была Великая французская революция (1789–1794). Однако Франция конца XVIII в. оказалась еще не готова полностью воплотить великие политические идеи столетия. Эти идеи оказали огромное влияние на последующее развитие Европы и всего мира.