Смекни!
smekni.com

Политическая власть 9

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ.

Власть – возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки сопротивлению.

К наиболее важным, общественно зна­чимым функциям политической власти можно отнести следующие:

- поддержание общественного порядка и стабильности;

- выявление, ограничение и разрешение конфликтов;

- достижение общественного согласия (консенсуса);

- принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности;

- управление делами общества.

К основным концепциям власти относят:

Теологическая(ученые-богословы): власть – это божественное установление;

Биологическая(Ф. Ницше): власть – это механизм обуздания биологической агрессии, заложенной в человеке;

Бихевиоризм(Ч. Мерриам): в основе поступков человека лежит стремление к власти, это доминирующий мотив политической активности;

Психоаналитическая(З. Фрейд, К. Хорни): власть – это способ господства бессознательного над человеческим сознанием;

Социальная конфликтология(К. Маркс.): власть – это господство и подчинение, возможность или способность политического субъекта осуществлять (навязывать) свою волю.

Структура власти.

  • Источники власти: авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес и др.;
  • основания власти: экономические, социальные, юридические, административно-силовые, культурно-информационные;
  • субъекты власти: государство и его институты, политические элиты и лидеры, политические партии;
  • объекты власти: индивид, социальная группа, класс и т.д.;
  • функции власти: господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация;
  • ресурсы власти: принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции, страх, мифы и т.д.

Под ресурсами власти принято по­нимать все те средства, использова­ние которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способ­ные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (средства массовой информации), либо орудия, с помо­щью которых можно лишить человека тех или иных цен­ностей.

Методы осуществления власти – это те приемы, которые использует государственная власть в целях подчинения своей воле поведение и деятельность подвластных. Традиционно государственная власть использует два основных метода – метод убеждения и метод принуждения, как правило, сочетая их. Метод убеждения предлагает целенаправленную культурно-воспитательную работу, связанную с разъяснением государственной политики, идеологическую обработку населения, другие приемы привлечения подвластных на свою сторону. Метод принуждения связан с психологическим, материальным или физическим воздействием государственных органов и должностных лиц на поведение людей с целью заставить их действовать по воле властвующих субъектов. В отличие от метода убеждения он носит более жесткий характер и выражается в применении организованной силы государства. Государственное принуждение всегда связано с ограничением свободы человека, с безусловным навязыванием ему государственной воли.

Легитимность власти.

Легитимность означает признание населением данной власти, ее права управлять. Легитимная власть принимает­ся массами, а не просто навязывается им. Массы соглас­ны подчиняться такой власти, считая ее справедливой.

Очевидно, что легитимность может быть, как завоева­на, так и потеряна. Чтобы завоевать и удержать легитимность, доверие народа, власть прибегает к аргументации своих действий, обращаясь к высшим ценностям (справедливости, правде), к истории, чувствам и эмоциям, настроениям, реальной или вымышленной воле народа, велениям времени, науч­но-технического прогресса, требованиям производства, ис­торическим задачам страны и т.д.

Типология легитимности, пользующаяся широким при­знанием, введена Максом Вебером, который выделил три основные принципа: традиция, харизма, рациональность.

Традиционная легитимность – формируется на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам (встречается в монархическом государстве).

Рациональная (демократическая) легитимность – возникает в результате признания людьми справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти. Складывается благодаря понимаю человеком наличия сторонних интересов, что предполагает необходимость выработки правил общего поведения, следование которым и создает возможность для реализации его собственных целей.

Харизматическая легитимность – складывается в результате веры людей в признаваемые ими выдающиеся качества политического лидера. Эмоциональный восторг населения, формирующий этот высший авторитет, чаще всего возникает в период, когда рушатся привычные для человека социальные порядки и идеалы и люди не могут опереться ни на бывшие нормы и ценности, ни на только еще формирующиеся правила политической игры.


ГОСУДАРСТВО КАК ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.

Государство – это основное средство осуществле­ния политической власти, центральный институт политической системы. Основными существенными признаками государства являются территория, население, публичная власть. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна, исключительна (на территории государства господствует власть только этого государства), неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством).Население государства – это совокупность людей, проживающих на данной территории. Постоянное население данной территории имеет, как правило, устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами. Итак,государство – особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппарата).

Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов.
К внутренним функциям государства можно отнести экономическую, социальную, организаторскую, правовую, политическую, образова­тельную, культурно-воспитательную и др.

Экономическая функция заключается в организации, координа­ции, регулировании экономических процессов с помощью налого­вой и кредитной политики, создания стимулов экономического рос­та или осуществления санкций, в обеспечении макроэкономиче­ской стабильности. Социальная функция государства – забота о человеке как о члене социума: удовлетворение потребностей людей в жилье, работе, поддержании здоровья, образовании; поддержка незащищенных групп населения и т.д. Организаторская функция заключается в упорядочении всей властной деятельности: принятии, организации и исполнении решений, формировании и использовании кадров управленцев, осуществлении контроля за исполнением законов, осуществлении координации деятельности различных субъектов политической системы и т.д. Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан. Политическая функция государства состоит в обеспечении по­литической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке программно-стратегических целей и задач развития общества. Образовательная функцияреализуется в деятельности государства по обеспечению демократизации образования, его непрерывности, предоставления людям равных возможностей его получения и т.д. Культурно-воспитательная функция государства направлена на создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности.

Среди внешних функций следует выделить функцию взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами в экономической, политической, культурной и других сферах, а также функцию обороны страны.

Науке известны различные концепции возникновения государства. Рассмотрим некоторые из них.

Теократическая концепция - связывает возникновение государства с божьим установлением.
Патриархальная теория (Р. Фильмер) - предполагает возникновение государственной власти как власти опекунской, отеческой в результате соединения родов в племена, племен в общности и государства.
Концепция договора (Гроций, Гоббс, Локк, Руссо) - выводит государство из соглашения между правителем и подданными, заключаемого в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни.

Теория завоевания - объясняет возникновение государства завоеванием одних групп населения другими.

Социально-экономическая концепция возникновения государства - занимает особое место, наиболее ранняя ее разновидность - взгляды Платона, увидевшего истоки государства в разделении труда, в обособлении деятельности по руководству обществом. По мнению Маркса, государство возникает вследствие развития производства, социальной и имущественной дифференциации, общественного разделения труда, раздела общества на классы. Но государство отомрет с исчезновением классов.