Смекни!
smekni.com

Политическая культура как органическая часть общей культуры (стр. 1 из 4)

Содержание:

Введение

1. Культура как явление

2. Определение сущности политической культуры

3. Назначение и функции политической культуры

4. Структура политической культуры

5. Типы политической культуры

6. Соотношение гражданской и политической культур

7. Политическая культура России

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Темой контрольной работы выступает политическая культура как органичная часть общей культуры.

Актуальность темы определяется тем, что в современных условиях развития общества политическая культура определена как совокупность типичных для конкретной страны форм и образов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и закрепляющих устоявшиеся там нормы и традиции взаимоотношения государства, личности и общества.

Зачастую именно в политике отдельные личности и целые социальные группы стремятся реализовать свои социально значимые интересы. Но это не непосредственный процесс – он выражается в отношении к власти, политическим институтам, элитам, лидерам и т.д., множеством значений и смыслов, которые вкладывают в эти понятия.

Сегодня никому уже не надо доказывать, сколь большое теоретическое и практическое значение имеет исследование такой проблемы как проблема политической культуры - ее сущности, структуры, функции.

Разговоры о политической культуре вошли у нас в моду. Политики и политологи, рабочие и домохозяйки, журналисты и предприниматели дружно жалуются на дефицит политической культуры в обществе и требуют повышения ее уровня. В их представлении политическая культура - это такая же ценность, как скажем, порядочность, грамотность и тому подобное, что вполне соответствует издавна сложившейся в России традиции уважительного отношения к "культуре". Между тем политическая культура - в строгом истолковании этой категории - не есть ценностное понятие. Она не имеет однозначного позитивного значения. А отсутствие у субъекта определенной политической культуры совсем не значит, что его деятельность протекает вообще вне всякого политико-культурного контекста.

Культура - это своеобразный шифр существования человека в мире, его многообразных отношений с космосом, природой, друг с другом. Культура - продукт исторической эволюции, пребывающей в постоянном движении[1].

Основной целью контрольной работы выступает изучение политической культуры как ценностно-нормативной системы и составной частью общей культуры общества, которой придерживается общество и как один из важных элементов политики.

Эта система существует в виде распространенных и общепринятых большинством населения основных политических ценностей и идеалов. Исходя из цели, сформулированы следующие основные задачи:

- изучить культуру как социальную категорию;

- раскрыть сущность политической культуры в системе общей культуры общества;

- определить назначение, структуру и типы политической культуры;

- проанализировать соотношение гражданской и политической культуры;

- охарактеризовать современную политическую культуру России.

Поставленные задачи объективны в силу того, что зачастую именно в политике отдельные личности и целые социальные группы стремятся реализовать свои социально значимые интересы. Но это не непосредственный процесс – он выражается в отношении к власти, политическим институтам, элитам, лидерам и т.д., множеством значений и смыслов, которые вкладывают в эти понятия.

Как правило, эти смыслы и значения не являются чем-то экстраординарным или новаторским, а предписываются господствующей в обществе политической культурой, той системой ценностей и норм поведения, которой придерживается большинство населения.


1. Культура как явление

Когда заходит разговор о культуре, ее роли в нашей жизни, чаще всего упоминают художественную литературу, изобразительное искусство, а так же образование, культуру поведения. Но художественная литература, книги, кинофильмы - небольшая, хотя и очень важная частица культуры.

Культура - это прежде всего характерный образ мыслей и образ действий. В социологическом понятии, и в первую очередь ее ядро - ценности, регулируют взаимоотношение людей, это скрепы, объединяющие людей в единую целостность - общество. Следовательно, культура проникающая фактически повсюду, проявляющаяся в самых разнообразных формах, включая художественную культуру. Мы постараемся выяснить сущность культуры, то многообразие проблем, которые обнаруживает социологический взгляд на это уникальное творение человеческого общества.

2. Определение сущности политической культуры

На политическое поведение граждан оказывают непосредственное воздействие не только их взгляды и убеждения, политические симпатии и антипатии, но и зачастую подсознательные стереотипы и привычки, вырабатываемые под влиянием окружающей социальной сферы и передаваемые из поколения в поколение. Поэтому, анализируя современное состояние политических процессов в России, пытаясь прогнозировать их дальнейшее развитие, мы постоянно сталкиваемся с проблемой политической культуры, т.е. совокупности принятых в стране политических норм, правил, принципов и обычаев, которые довольно жестко ограничивают возможности государственного деяния - да и рядового гражданина - как при выработке программ, так и в конкретных действиях.

Политическая культура является тем фундаментом, на котором строится здание реальной политики. И если замысел деяния вступает в столкновение с политической культурой народа, то неизбежно отторгается массами или искажается до неузнаваемости в процессе реализации.

Определение сущности политической культуры невозможно без правильного истолкования родового, исходного понятия "культура", обозначающего все многообразие различных ее видов и раскрывающего совокупность материальной и духовной культур, их органическое единство. Научная разработка проблем политической культуры как видового понятия по отношению к общей культуре стала возможна с обоснованием социального характера сущностных сил человека, реализуемых в культуре, которая, как широко признано в последнее время, является универсальным способом деятельности человека по освоению мира и выявлению своей внутренней сущности[2].

Сложность политической культуры как многоуровневого и многофункционального явления предполагает в ее анализе соблюдение некоторых исходных методологических принципов, обеспечивающих научное истолкование. В свете нового политического мышления, прежде всего следует выделить принцип ее анализа как органической и целостной системы, которая является основой целостного всестороннего развития личности. Целостность и органичность политической культуры обеспечивают ее системообразующий фактор - политическую практику как основу взаимосвязи ее элементов, а также источник самодвижения и развитие. Таким образом, в основе научного анализа политической культуры лежит принцип единства в ней духовного и практического начал[3].

Общим в объективном, научном подходе к пониманию политической культуры является представление о ней как о неотъемлемой части культуры человечества, связанной с деятельностью социальных слоев, классов в социально-политической сфере общества, их борьбой за государственную власть и ее использование. Социальные экономические факторы обуславливают политическую деятельность и связанную с ней политическую культуру, определяя отношения между социальными общностями по поводу государственной власти.

3. Назначение и функции политической культуры

Политическая культура может проявляться в форме духовных побуждений человека, в определенных формах его деятельности, а также в институциализированном виде (т.е. будучи закрепленной в органах политического и государственного управления, их функциях). Поскольку не все ценности одновременно воплощаются практически (и уж, тем более, институционально), между вышеназванными формами проявления политической культуры всегда имеются определенные противоречия.

В целом политическая культура способна оказывать множественное влияние на политические процессы и институты. Причем такая возможность сохраняется даже в случае изменения внешних обстоятельств и характера правящего режима.

Во-вторых, политическая культура способна порождать новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни, а, в-третьих, сочетать элементы старого и нового политического устройства[4].

Политической культуре свойственны определенные функции. Вот некоторые из них:

- ИДЕНТИФИКАЦИЯ – человек стремится принадлежать к какой-либо социальной группе;

- АДАПТАЦИЯ - потребность в приспособлении к изменяющейся политической среде;

- СОЦИАЛИЗАЦИЯ - обретение определенных навыков и свойств в реализации своих гражданских прав, политических функций и интересов;

- ИНТЕГРАЦИЯ (дезинтеграция), обеспечивает различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства.[5]

В различных исторических условиях некоторые функции политической культуры могут затухать и даже исчезать.

4. Структура политической культуры

Политическая культура - явление со сложной структурой, многоуровневое. Эта сложность строения и организации определяется многообразными связями политической культуры с различными социальными и политическими процессами. Разнообразные внутренние образования политической культуры отображают формирование поведения субъектов политики, этапы становления культурного целого(т.е. политической культуры отдельно взятой страны, региона), наличие разнообразных культурных образований и т.д[6].