В последние годы ряд западных теоретиков (Дж. Бергон, К. Ледерер, Дж. Дэвис и др.) выдвинули еще одну версию, объясняющую природу политических конфликтов — т.н. теорию человеческих потребностей. Эта концепция утверждает, что конфликты возникают в результате ущемления или неадекватного удовлетворения потребностей, составляющих самое человеческую личность. Сторонники этой позиции относят к базовым источникам конфликтов разные ценности: О. Надлер — идентичность, экономический рост, трансценденцию (внутреннее самораскрытие); Р. Инглхарт — безопасность, общественное признание, нравственное совершенствование и прочее. Удовлетворение такого рода стремлений не может быть предметом купли-продажи, торга с властью, которая должна лишь видоизменять и совершенствовать политические структуры в целях наиболее полного и адекватного удовлетворения этих универсальных человеческих потребностей.
Третьим источником политических конфликтов в политической науке рассматриваются процессы идентификации граждан, осознания ими своей принадлежности к социальным, этническим, религиозным и прочим общностям и объединениям, что определяет понимание ими своего места в социальной и политической системе. Такого рода конфликты характерны прежде всего для нестабильных обществ, где людям приходится осознавать себя гражданами нового государства, привыкать к нетрадиционным для себя нормам взаимоотношений с властью (как это, к примеру, происходит в современной России после распада Советского Союза). Такого же характера противоречия возникают и в тех странах, где напряженность в отношениях с правящими структурами вызывает защиту людьми культурной целостности своей национальной, религиозной и т.п. группы, стремление повысить ее властный статус (например, католиками Северной Ирландии, франкоязычным населением Канады и т.п.)[5].
3. Структура и динамика развития конфликта
Как известно, политический конфликт, как и всякий другой, представляет собой динамически взаимосвязанную целостную систему, состоящую из определенных компонентов, среди которых есть «несущие конструкции», т.е. системообразующие элементы: субъекты конфликта; цель, объект и предмет конфликта; источники, причины и непосредственный повод для конфликта, сами конфликтные отношения и их динамика; среда, условия, в которых протекает конфликт; финал конфликта.
Типология политических конфликтов, как правило, основывается на анализе элементов его структуры. Равные по объему сил соперники дают конфликту название доминантного, не равные — подчиненного. Если цели и предмет конфликта не осознаются ими, то такой конфликт называется нереалистическими осознаются — реалистическим. Если субъекты конфликта играют по правилам (в рамках закона и принятой системы политических координат), то перед нами институциональный конфликт, если нет — то неинституциональный. Когда субъекты конфликта признают базовые ценности и разделяют их вместе с правящей элитой, получаем несистемный конфликт, когда же они выступают против основных ценностей системы — системный конфликт. Если в основе конфликта лежат объективно существующие противоречия — действительный конфликт, нет таких оснований — фальшивый, случайный. В зависимости от причин конфликты подразделяют на ценностные конфликты, конфликты интересов, информационные, конфликты отношений и т. д.
Существует немало и других подходов к типологизации политических конфликтов: по их направленности — вертикальный и горизонтальный; по сферам проявления — экономический, религиозный, этнический и т. д.; по степени интенсивности течения — конфликты типа «схваток», когда противников разделяют непримиримые противоречия и рассчитывать можно только на победу; конфликты типа «дебатов», где возможен спор, но обе стороны могут рассчитывать на компромисс; конфликты типа «игр», где стороны действуют по одним и тем же правилам, поэтому они никогда не завершатся, но и не разрушат всей структуры отношений; по способу ведения конфликта — мирный и немирный, насильственный и ненасильственный и т.д. и т.п.[6]
Для того чтобы умело управлять конфликтами, требуется составить и проанализировать карту конфликта, т.е. провести конфликтологическую экспертизу его структуры — последовательно проанализировать состояние каждого элемента конфликта.
Поскольку динамика развития конфликтной ситуации идет по нарастающей линии: норма —> напряженность —» проблема —> открытое столкновение -» насилие —» кризис —> катастрофа, — то очень важно постоянно диагностировать протекание политического процесса, измерять степень его напряженности, предпринимать меры по предотвращению эскалации конфликтности в обществе на возможно более ранней стадии, ибо цена выхода из нее на поздней стадии слишком велика.
Схема 1. Эскалация насилия