Соответственно, курс делится на 4 части по 4 лекции + 4 семинара в каждой.
А. Основы политической философии
1. Политическая философия древности и средневековья. Идеократический и прагматический подходы к теории государственного строительства:
- Платон;
- Аристотель;
- Цицерон;
- Августин Блаженный;
- Фома Аквинский;
- Н. Макиавелли.
Фукидид, Дж. Оккам и др.
[6. C. 29-35; 6. C. 29-39; 2. C. 23-25]
2. Политические идеологии Нового и Новейшего Времени. Либерализм и консерватизм, их основоположники:
- Б. Спиноза;
- Ж.-Ж. Руссо;
- Ш. Монтескье;
- Д. Локк;
- Д.-С. Милль;
- А. Токвиль;
- Э. Бёрк;
- О. Конт;
- Г. Спенсер.
[7. C. 44-54; 5. C. 35-39; 3. C. 26-33]
3. Левая альтернатива в идеологии. Социализм и коммунизм:
- утопический социализм;
- Маркс и классический марксизм;
- марксизм-ленинизм;
- неомарксизм и «новые левые».
[7. C. 54-57, 82-90; 3. C. 50-60]
4. Синтез идеологий. Консервативная Революция:
- понятие Консервативной Революции
- русская Консервативная Революция: евразийцы
Литература к лекции:
· ПУТИ ЕВРАЗИИ / Под ред. И.А. Исаева. – Москва: Русская книга, 1992. - С. 13-25, 311-416.
· Гумилев Л.Н. ЭТНОГЕНЕЗ И БИОСФЕРА ЗЕМЛИ - Москва: Гидрометеоиздат, 1990.
· Дугин А.Г. ОСНОВЫ ГЕОПОЛИТИКИ – Москва: Арктогея, 1997.
5. Реализм: государство, система и баланс сил.
- основные принципы реализма
- система международных отношений и понятие
анархии
- понятие мощи и баланса сил (мощи)
- основоположники реализма:
- Фукидид, Н. Макиавелли;
- Т. Гоббс, Г. Гроций, К.Клаузевиц;
- Ж.-Ж. Руссо, Э. Х. Карр и др.
[1, 11].
6. Плюрализм:
- основные принципы плюрализма;
- либерализм в сфере международных отношений;
- неолиберализм и либерализм групп интересов в сфере международных отношений;
- теория модернизации.
[1, 11].
7. Глобализм:
- основные принципы глобализма;
- империализм и мировая система капитализма:
· К. Маркс и его понимание капитализма
· теория империализма Дж. Гобсона
· теория империализма В. И. Ленина;
- теории зависимости и неравномерного развития:
· И. Валлерштейн
· С. Амин.
[1, 11].
8. Введение в геополитику
- определение и основные термины геополитики
- геополитическая телеология
- геополитика как судьба
Литература к лекции:
Дугин А. Г. ОСНОВЫ ГЕОПОЛИТИКИ Введение.
В. Сравнительная политология
9. Сравнительный анализ: вопросы подхода и метода:
[8. Лекция 6, C. 92-101].
- идеология и проблемы сравнительной политологии;
- Маркс и Вебер: противостояние подходов, связь дискуссии с современной сравнительной политологией:
- базовые концепции в марксизме и веберианстве
- основные объекты анализа и методология в марксизме и веберианстве.
10. Государство и система в сравнительной политологии:
- понятие политической системы;
[8. Лекция 11, C.173-196].
- государство;
[12. C. 149-163; 7. C. 123-129; 6. C. 197-211].
- политические партии и партийные системы.
[6. C. 213-240; 7. C. 129-133].
11. Политическая культура и политический процесс:
- политическая культура: понятие и типология;
[3. C. 394-418].
- политический процесс;
[3. C. 420-441].
- конфликт и политический процесс.
[3. C. 442-482].
12. Власть и ее носители:
- теория власти;
[6. Тема V, C. 70-90].
- теория политических элит;
[6. Тема VI, C. 90-110].
- вопросы политического лидерства.
[6. Тема VII, C. 111-130].
Г. Прикладная политология. Общественное мнение: методы оценки, формирования и воздействия.
13. Основы количественных методов исследования в политологии:
- выбор рабочей гипотезы, методов исследования и его дизайна;
[1, 13. C. 419-421].
- сбор и анализ данных; критерии оценки корректности исследования.
[1, 13. C. 421-425].
14. Социальная/политическая психология в изучении и формировании общественного мнения:
[8. Лекция 15, C. 244-280].
- становление политической психологии как науки;
- предмет политической психологии:
· психология масс
· психология лидерства
- методология политической психологии.
15. Общественное мнение как форма социального контроля над образом мысли и поведением индивидуума. Опросы общественного мнения: техника проведения и обработки данных:
- опросы и общественное мнение – общие соображения; опросы как метод воздействия на общественное мнение
[1, 14. C. 1-47];
- техника и значение опросов общественного мнения
[1, 14. C. 47-93];
- опросы общественного мнения и средства массовой информации на службе у СИСТЕМЫ [1, 14. C. 93-135].
16. Политическое предвидение и прогнозирование:
- политическое предвидение и его значение
[8. Лекция 22, C. 368-381];
- политическое прогнозирование
[9. Раздел VIII, C.279-352];
- роль политического предвидения и прогнозирования в российской политике (самостоятельный подбор литературы).
* структура курса определена ориентировочно и может быть изменена в процессе изучения
…………………………………………………
Изучение вводной темы предполагает уяснение таких ключевых категорий как политика, сущность политики, структура политики, функции политики, свойства политики, уровни организации политики, субъекты политики, объекты политики, ресурсы политики, политические интересы, политические парадигмы.
ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Лекция № 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. ИДЕОКРАТИЧЕСКИЙ И ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ К ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
История формирования политических взглядов и учений насчитывает века. Элементы политического и научного знания долгое время складывались и развивались в рамках общих философских, а затем и социологических теорий. Этот процесс прошел свои этапы – политическая мысль древности, средневековья, политические учения эпохи Возрождения и Нового Времени и, наконец, современная политическая философия. Сегодня мы займемся изучением ученого наследия философов и политиков Древности и Средневековья.
Начала научного знания о политике были заложены в Древней Греции Платоном и Аристотелем.
Платон Афинский, настоящее имя Аристокл (427-347 гг. до н.э.). Один из самых выдающихся философов эпохи античности, Платон считается родоначальником идеалистической философии.
Наибольшее влияние на философские взгляды как современной Платону, так и последующих эпох оказали его теория идей и философия государства.
Платон исходит из того, что только деятельная, руководимая высшими идеалами жизнь осуществляет идею нравственности, т.е. добродетели. Побудительной причиной восхождения к идее является эрос. ЛЮБОВЬ, понимаемая как стремление к гармонии, неотъемлемой предпосылкой блаженства – добродетель. Добродетель представляет собой порядок и гармонию души. Платон различает четыре основных добродетели – мудрость, мужество, благоразумие и – главную! – справедливость, компенсирующую и сочетающую в себе другие добродетели.
Государство понимается Платоном в антропологическом смысле, как подобное человеку живое существо. Его высшая задача – сохранение посредством формирования граждан в духе добродетели, его определенная этикой политическая цель – совершенный человек идеального государства.
В действительности возникают определенные отклонения от идеала государства. Таковы
ТИМОКРАТИЯ – где господствует не мудрость, а честолюбие (Спарта), - обычно возникает в результате военного переворота в тираническом государстве.
ОЛИГАРХИЯ – власть богатых, вырастающая из гибнущей тимократии,
ДЕМОКРАТИЯ, устанавливаемая на развалинах олигархии. Здесь господствует неограниченная свобода, понимаемая как вседозволенность, анархическая стихия.
ТИРАНИЯ – единоличная, ничем не ограниченная власть, возникающая как альтернатива разгулу толпы.
Идеальная форма государственного устройства, по Платону, - аристократическая либо монархическая, «смотря по тому, принадлежит ли сознание высших идей немногим или одному». Платон обозначил ряд начал, которые квалифицируются некоторыми политологами как основа демократического правления - принцип выбора большинством голосов, идея народного собрания, подчинение государства Закону, мысль о необходимости регулирования общественной жизни людей писаными нормами права и т.д. Подчеркивая роль законов в государстве, Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государству боги».