Смекни!
smekni.com

Курс лекций по Политологии 5 (стр. 24 из 38)

Теория есть набор систематизированных обобщений, а метод – это процедура или процесс исследования, сопряженный с применением соответствующих инструментов и технологий, цель которого – проверка и оценка теории.

Методология включает в себя методы, процедуры, рабочие концепции, правила и т.п. - все, что используется для организации исследования и проверки теории, равно как и для поиска конкретных решений вполне определенных проблем реального мира.

Более чем столетие назад Эдвард Фриман (1873) с оптимизмом заявил, что сравнительная политология обещает нам открытие (посредством глобального исследования) универсальных законов политики. Сегодня многие исследователи ныне констатируют, что никаких универсальных принципов – или базовых законов развития политических структур и процессов в обществе до сих пор не найдено. Но, тем не менее, многие ученые-гуманитарии – с тех пор и до наших дней – уделяли и уделяют серьезное внимание теоретическим и методологическим вопросам.

Макс Вебер Методология социальных наук (1949) и

Эмиль Дюркгейм Основы социологического метода (1938) считаются классиками современной западной сравнительной политологии. Вебер, в частности, обращал внимание на значение оценочных суждений и нейтрального подхода к исследованию в социологии и экономике, подробно изучая методологические воззрения ученых своего времени. Дюркгейм пытался определить, сконструировать метод, пригодный для изучения социальных явлений, включающий в себя правила наблюдения за социальными явлениями, их типологии, объяснения, как и обоснования социологических данных. Дюркгейм полагал, что его метод четко отграничивает общественные науки, и особенно социологию, от философии, - как и от позитивистской, эволюционной и идеалистической ориентации, довольно долго доминировавшей в общественных науках.

Карл Маркс, в отличие от Вебера и Дюркгейма, не писал пособий по теории и методологии – и, тем не менее, был чрезвычайно внимателен к этим проблемам. Как политолог, практиковавший сравнительный метод исследования, Маркс изучал европейские монархии, обращая, впрочем, внимание и на другие цивилизации, прежде всего на Азию. Он, пожалуй, воспринял бы современное общество как эквилибриум, сложный, находящейся в относительном равновесии механизм, сложившийся в результате вполне конкретной политики правящего класса. Этот класс устанавливает правила и нормы, легитимизирующие сложившиеся производственные отношения, отвечающие определенному уровню развития производительных сил – с развитием производительных сил они непременно вступят в конфликт со сложившимися производственными отношениями, - и тогда эквилибриум исчезнет, равновесие нарушится и система рухнет.

ИДЕОЛОГИЯ В СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТОЛОГИИ

Значение идеологии в современной, в том числе сравнительной политологии, трудно переоценить. Сам термин идеология возник в литературе позднего Просвещения (конец XVIII века) и воспринимался как наука об идеях, средство определения истины и рассеяния иллюзий. У Маркса и Манхейма присутствует иное понимание идеологии. В частности, в «Немецкой идеологии»Маркс определяет идеологию как ложное, неистинное мировосприятиеили набор социальных иллюзий, порожденный тем или иным классовым окружением. Только через классовую борьбу, скажем, пролетариат способен изжить этот набор иллюзий, придя к пониманию истинного состояния дел в обществе. Переход к бесклассовому обществу положит конец разнообразной идеологической мифологии и приведет к созданию истинно свободного, не зашоренного стереотипами общественного мнения.

В современном западном обществоведении это определение идеологии в значительной мере искажено, оно в основном используется в значении официозного, тоталитарного, насаждаемого свыше или извне мировоззрения. В частности, формальное отсутствие господствующей идеологии в странах “западной демократии” воспринимается подавляющим большинством их населения как отсутствие идеологии как таковой, как смерть идеологии в современном постиндустриальном обществе.

Таблица 1. ИДЕОЛОГИЯ: МИФ И РЕАЛЬНОСТЬ

Миф Реальность
Идеологии потеряли свое значение в современном обществе Как традиционные, так и новые идеологии весьма эффективны
Политология нейтральна в своих принципах и ценностях Американская/западная политология базируется на определенном идеологическом основании и весьма зависима от доминирующих в государстве институтов
Политика основывается на плюрализме, равновесии, взаимных сделках и консенсусе Доминирующая англо-американская модель не способна осознать реальное содержание понятия капитализм и движущих сил современной политики

В духе этого не только концептуального, но и, в прямом смысле этого слова, идеологического противостояния, протекает знаменитая «дискуссия» между К. Марксом и М. Вебером, положившая начало двум основным течениям в сравнительной политологии - MAINSTREAM («главному», господствующему в академической науке Запада) и ALTERNATIVE (альтернативному, революционному, нонконформистскому) направлению.

Таблица 2. ИДЕИ К. МАРКСА И М. ВЕБЕРА В ИХ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИИ

КОНЦЕП-ТУАЛЬНАЯ ИДЕЯ

К. МАРКС М. ВЕБЕР
Взгляд на историю

Целостный, исторический и материалистический.

Основан на способе производства

Фрагментарный и внеисторичный. Никакое знание о мире не может быть полным
Реальность Реальность есть цель исследования Реальность непостижима, по причине ограниченности возможностей метода и самого исследователя
Теория и практика Практика есть критерий истинности теории Теория – основание исследования. Приложение знания к теории не имеет большого значения
Общест-венно-научное знание «Освобожденное от идеологии», обществоведение приводит к пониманию эксплуатации как основы классового общества Эмпирический подход к обществоведению
Политика Обществовед не может быть вне политики, но должен чередовать политическую активность с научным исследованием Ученый аполитичен и объективен
Ценности и нормативы Объективное знание не отделяется от ценностей, которые всегда имеют материальную основу Основа исследования – отделение фактов от их оценки. Эмпирическая наука не может конструировать нормы поведения
Законы Ход истории определяется законами, связанными с периодической сменой способа производства, состоянием производства и уровнем экономического развития Не существует законов исторического развития человечества и, соответственно, история не может вырабатывать общие принципы обществоведения
Капитализм Эксплуатация рабочих при отчуждении результатов их труда. Капитализм неэффективен и иррационален Способствует развитию через рационализацию, стабильность и эффективность
Диалектика Противоречия капитализма ведут к его крушению Капитализм преодолевает свои противоречия посредством рационального планирования
Общество Переход к социализму (в перспективе к коммунизму), как только средства производства перейдут в руки рабочих В конечном итоге, секуляристично и рационально-бюрократично в условиях промышленного капитализма. Соревнование, Высшая цель – национальные интересы.
Государство Исчезает в бесклассовом обществе Усиливается с индустриальным капитализмом, империалистической экспансией и рационализацией бюрократического порядка.
Действие Отражает объективные материальные условия, определяемые положением в структуре производства Действующие лица основываются на субъективном понимании своих действий либо воздержания от них
Промышленная свобода Возможна при социализме, но ограничена при капитализме, где выбор определяется классовой позицией, Свобода невозможна без ликвидации отчуждения. Возможна при капитализме постольку, поскольку люди могут выбирать между альтернативными стилями жизни
Категории Способ производства как материальная основа общества Идеальные типы в сравнении с реальными ситуациями
Метод Диалектический Идеальная классификация
Мощь Доминирующие интересы Соревнующиеся и распыленные интересы
Власть Не признается легитимной – власть господствующего класса Легитимная доминация через традиционные, харизматические и рациональные формы
Империализм Исторический феномен, обусловленный капитализмом Экспансионистская внешняя политика правительств

Интересно проследить разницу в подходах марксизма и веберианства к четырем принципиальным в сравнительной политологии объектам анализа.

Таблица 3. ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ АНАЛИЗА
ОБЪЕКТ АНАЛИЗА МАРКС ВЕБЕР
Государ-ство Монолитное капиталистическое государство и правящий класс (экономический класс, управляющий посредством государства). Надстройка (идеология) и структурная база (реальность). Изменение в субструктуре материальных сил, производственных отношений и способах производства ведут к конфликту и трансформации надстройки Плюралистическое государство физической силы и узаконенной доминации, которое поощряет соревнование и распределение мощи. Рационализм, функциональная дифференциация и специализация приводят к порядку, гармонии и эффективности
Культура Доминирующий авторитет иерархичен и связан с государством и правящим классом. Верования и символы культуры есть элементы суперструктуры идеологии – ложного восприятия. Эксплуатация и нелигитимизированная власть есть параметры доминирования правящего класса. Доминирующий авторитет основан на верованиях и символах следующих идеальных типов – традиционный, харизматический и рациональный. Рутинизация рационального авторитета отражает нарастающую социализацию. Индивидуализм плюс волюнтаризм и легитимный контроль – параметры свободы
Развитие Исторический материализм и диалектический метод. Теория основана на реальных исторических фактах, не на идеальной либо иллюзорной концепции. Развитие связано с человеческими нуждами, и человеческое сознание основывается на диалектическом взаимодействии человеческого существа с материальным миром, его производительными силами и способами производства. Фокус – на капиталистическом развитии Метод рационализации и идеальной классификации (типологии). Теория основана на строгой логической основе. Систематизация идей и их влияние на общество. Упор на реквизиты развития. Фокус – на капиталистическом развитии
Класс Буржуазия и пролетариат как противостоящие классы при капитализме. Капиталисты-промышленники и землевладельцы конфликтуют с наемными работниками, но оба класса – фрагментированы. Сила – у правящего класса, который контролирует средства производства Классы и статусные группы рассматриваются как идеальные типы, влияющие на распыление власти и интересы общества, Подвижность индивидуумов внутри статусных групп – и статусных групп внутри классов – основана на инициативе, таланте и достижениях. Классовая фрагментация – не солидарность! – рассматривается как последствие разницы в вере, этнических корнях и национализма

В заключение лекции мы с вами проведем сравнительный анализ двух конкурирующих парадигм – главных направлений мысли – в этой области политологии. Итак,