2. Совокупность политических институтов и организаций, составляющих структуру системы – органы власти всех уровней, политические и иные общественные организации.
3. Нормативная подсистема – нормы, традиции, обычаи и т.п.
4. Функциональная подсистема – методы политической деятельности.
5. Политическая культура и коммуникативная подсистема – СМИ.
ГОСУДАРСТВО
Государство есть основной политический институт, ядро любой политической системы. Существует несколько различных концептуальных подходов к теории государства – вместо того, чтобы подробно рассматривать один из них, почему-то наиболее предпочтительный для лектора, я представлю каждый – в основных его положениях
А. ОСНОВНОЙ (MAINSTREAM) ПОДХОД К ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА. Основан на веберианской традиции.
1. Плюралистическо-капиталистическая перспектива.
2. Институциональная перспектива.
3. Корпоративистская перспектива.
4. Бюрократическо-авторитарианистская перспектива.
Плюралистическо-капиталистическая перспектива
Согласно этой перспективе, государство есть политический рынок, через который фильтруются требования и интересы соревнующихся групп и индивидуумов.
Преобладают два подхода:
С одной стороны, нейтральные структуры государства посредничают в урегулировании конфликта, проистекающего из столкновения партий и групп;
С другой - государственные органы действуют как базовые элементы политической власти: соревнование между ними за более лакомый кусок государственного бюджета определяет их связь с партиями и группами интересов.
Институциональная перспектива
Государство есть совокупность бюрократических структур, работающих в соответствии с некой, ранее устоявшейся, схемой. Спектр возможных решений зависит от реальных, предусмотренных когда-то прежде, возможностей институтов власти. Выбор определенного пути в прошлом закрывает целый ряд имевшихся в наличии ранее возможностей.
Корпоративистская перспектива
Государство есть аморфный конгломерат агентств с плохо различаемыми границами. Планирование в современном капиталистическом обществе представляется, в этом аспекте, совершенно необходимым; только планирование делает политику распределения доходов эффективной. Эта политика зависит от консенсуса – согласия между заинтересованными группами.
Бюрократическо-авторитарианистская перспектива
Латинская Америка – особая роль государства в процессе капиталистической модернизации, в стимуляции и организации экономического роста. В ситуации, когда национальная буржуазия слаба и не может возглавить эти процессы, государство берет на себя роль правящего класса.
Б. АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ПОДХОД К ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА. Основан на марксистской традиции.
1. Классическая марксистская перспектива – с некоторыми неомарксистскими вариациями
2. Плюралистическо-социалистическая перспектива
3. Инструменталистская перспектива
4. Структуралистская перспектива
5. Феминистская перспектива
Марксизм и неомарксизм
С этой точки зрения, государство есть аппарат насилия, создаваемый классом эксплуататоров с целью подавления класса эксплуатируемых. Многие неомарксисты, тем не менее, отмечают относительную автономию государства в современном капиталистическом обществе. Будучи зависимым от класса буржуазии в целом, оно, однако, способно действовать вопреки некоторым ее группам, подавляя их.
Плюралистическо-социалистическая перспектива
Плюрализм совместим с социализмом; государство «фильтрует» требования и согласует интересы противостоящих индивидуумов, групп и классов. Государство рассматривается внутри диалектической системы взаимоотношений – между классовой его природой, с одной стороны, и системными ограничениями, с другой. Для сторонников этой перспективы характерен критический подход к социализму в его советском варианте; порой он трактуется как одна из форм государственного капитализма.
Инструменталистская перспектива
Данная точка зрения представляет собой развитие – в современных условиях - классической марксистской перспективы: государство рассматривается как инструмент в руках господствующего класса. Внимание исследователей фокусируется на правящем классе и комплексе связей и механизмов, формирующих политику государства как такового орудия.
Структуралистская перспектива
Функции государства, согласно сторонникам этой перспективы, определяются не индивидами, стоящими у власти, их персональными особенностями, но структурами самого общества. Внимание обращается, в первую очередь на ограничения и противоречия. Утверждается, что буржуазия как класс не способна доминировать над государством, - государство само организует и консолидирует интересы этого класса. Исследуется активность государства в разрешении экономических противоречий и в предотвращении кризисов, порождаемых монополистическим капитализмом.
Феминистская перспектива
Отношения полов рассматриваются как аспект отношений власти. Современное государство в этой схеме трактуется как вариант патриархальной структуры, воспроизводящей и увековечивающей господство мужчин над женщинами.
Маркс и Энгельс разделяли понятия общество и государство для того, чтобы выявить взаимосвязь политических и экономических явлений, в будущем, впрочем, с их точки зрения, государство отомрет. Поэтому многие современные политологи не принимают государство как отдельный объект анализа, предпочитая изучать его в рамках системы. Тем не менее, Дэвид Истон напомнил нам о нашей дисциплине – политологии, отдавая дань Марксу:
«Собственно, политология смогла возникнуть, выделившись из общей массы социальных наук, лишь потому, что Маркс обратил особое внимание на различие понятий общество и государство – различие, до него никем не сформулированное».
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ, ИХ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
В рамках нашего курса совершенно необходимо коснуться роли партий и общественно-политических движений, ставших постоянным атрибутом нашей политической реальности.
Имеется огромное множество определений этого понятия. В основном они сводятся к следующему:
- партия как группа, объединенная общими идеологическими ценностями;
- партия как специфического рода общественная организация;
- партия как наиболее активная часть класса или социальной группы или коалиции, представляющая их общие интересы;
- партия как выражение политического конфликта в обществе и орудие разрешения порожденных им проблем.
Согласно марксистской концепции, партия определяется как передовая, наиболее активная, сознательная часть класса, выражающая его интересы и стремящаяся к достижению соответствующих этим интересам политических целей. Впрочем, не всякая партия является частью одного данного класса и представляет его интересы в целом. С другой стороны, не только классовые, но и, скажем, межэтнические или межрелигиозные противоречия – как и противостояние культур - могут послужить решающим фактором в формировании той или иной политической партии.
Поэтому рационально будет дать определение партии следующим образом:
Партия – это основанная на идеологических и политических ценностях организация, представляющая определенные классы, социальные группы и слои; это добровольное общественное объединение, стремящееся к реализации общих интересов и целей путем завоевания государственной власти либо участия в ней.
В истории развития политических партий можно выделить три этапа:
- партии как аристократические группировки;
- партии как политические клубы;
- современные массовые партии.
Характер и набор функций политических партий непосредственно связан с их типологией. В зависимости от классового характера партии делят на рабочие, буржуазные, крестьянские и т.п. По идеологическому признаку различаются партии революционные, реформистские, консервативные, прагматические. По месту, занимаемому партиями в политической системе, их можно разделить на правящие или оппозиционные, авангардные и парламентские, партии избирательных кампаний и партии-клубы. Согласно бинарной типологии, основанной на критериях численности, внутренней структуры и внутрипартийной жизни, партии делятся на кадровые и массовые; возможны также и партии комбинированного типа – парламентско-электоральные (близкие к массовым), организационно-массовые (близкие к массовым), и электорально-массовые («всеядные» или близкие к «всеядным»). Необходимо помнить, что любая типология партий весьма относительна.
ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ
Исторический опыт функционирования одно-, двух- либо многопартийных систем показывает, что утверждение той или иной системы зависит большей частью не от характера политического строя, а от конкретно-исторической ситуации, складывающейся в стране.
Однопартийная (монопартийная) система.Эта система предусматривает наличие одной партии, последовательно монополизирующей власть в государстве. Такие системы могут существовать в одном из трех вариантов:
- исключительная однопартийная система. Здесь легально существует лишь одна партия;
- гегемонистская однопартийная система. Небольшие мелкие партии могут существовать лишь постольку, поскольку это не противоречит интересам правящей партии;
- предоминантная однопартийная система. Одна, относительно мощная партия доминирует в системе над остальными, сравнительно слабыми за счет цепи побед на выборах.
Двухпартийная система. Существуют лишь две политические партии (или коалиции), конкурирующие в борьбе за власть. Хотя небольшие партии также участвуют в этой борьбе, лишь одна из двух «суперпартий» имеет большинство в представительных органах власти.