Смекни!
smekni.com

Курс лекций по Политологии 5 (стр. 4 из 38)

Наиболее завершенную форму в этот период времени прагматический подход к политическим реалиям приобретает в трудах Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.) - итальянского политического деятеля и историка. Он первым разработал концепцию светского государства, выводя закономерности его функционирования не из божественного откровения и теологии, а из разума и опыта человека. Основным вопросом политики Макиавелли считал нахождение путей и способов политического действия с учетом общих и специфических условий принятия решений. Именно из политического опыта Макиавелли пытался вывести определенные правила и нормы политического поведения, принятия правильных политических решений.

Основная работа Макиавелли – «Государь». Здесь он определяет политическую науку как науку о государстве. Сам термин ГОСУДАРСТВО введен в научный оборот в его современном значении, в смысле специфически политической организации. Разграничена власть светская и власть духовная, политическое научное знание и теология, учение Церкви.

Главным в политических воззрениях Макиавелли является выдвинутый им принцип политического реализма, который предполагает отказ от умозрительных схем должного, нравственного, учет в политике подлинных условий действительности, подчинение политических действий практическим интересам.

Основные тезисы:

- Политика вне этики, вне нормативных представлений о том, что хорошо и что плохо. Политика должна базироваться на конкретном общественном/государственном интересе: РАЗГРАНИЧЕНИЕ АНАЛИЗА ОБЪЕКТИВНЫХ ФАКТОВ И НОРМАТИВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ.

- Приоритет государственного интереса над любым частным интересом и правом – самостоятельность, величие и мощь государства есть идеал, для достижения которого политики должны использовать соответствующие конкретной ситуации средства, не ограничивая себя соображениями морали – ибо благоденствие общества и государства превыше морали.

- Должен ли Правитель вызывать любовь подчиненных или их страх? Страх предпочтительнее, ибо любовь зависит от подданных, от настроения их умов, страх же зависит лишь от действий, политики самого Правителя.

Рекомендации к самостоятельной работе

Изучение данной темы предполагает уяснение таких основных понятий, как античный полис, тирания, аристократия» монархия, олигархия, демократия, охлократия, полития, идеократический и прагматический подходы к теории государственного строительства, формы государственного устройства, правовое государство и «государство Правды», соотношение понятий современное и традиционное право, государство и общество, гражданское и традиционное общество, цели и средства политической деятельности.

Контрольные вопросы

1. Каковы представления Конфуция о связи морали и политики, о роли народа и верховного правителя в государстве?

2. Чем понимание государства у Аристотеля отличается от его трактовки Платоном? По каким критериям Аристотель различал государства?

3. Как относились Платон и Аристотель к демократии?

4. Чем правовое государство Запада отличается от государства Правды Востока? В чем разница между «современным» и «традиционным» правом?

5. Почему политические идеи Средневековья имеют религиозный характер?

6. Как эволюционируют взгляды философов Средневековья и Возрождения в плане отношений между светской и духовной властями (от Августина до Макиавелли)?

7. Почему Н. Макиавелли считается родоначальником западной политической науки?

Лекция № 3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ. ЛИБЕРАЛИЗМ И КОНСЕРВАТИЗМ, ИХ ОСНОВОПОЛОЖНИКИ.

Политическая мысль Нового времени отвергает концепцию божественного происхождения власти и государства. Их источник ныне видится в воле народов, в общественном договоре. С победой Великой французской революции, ут­верждением и развитием индустриального общества и буржуазной государственности, политическая мысль Запада характеризуется такими общими чертами, как:

а) дальнейшая углубленная раз­работка многих идей, выдвинутых на предшествующем богатейшем этапе истории политической мысли;

б) ста­новление, утверждение и расцвет таких важнейших на­правлений политической теории и практики, как ли­берализм, консерватизм, социализм и др.;

в) присталь­ное внимание к анализу социальных основ политики, государства и к соотношению и взаимодействию эко­номики и политики;

г) широкое распространение по­зитивизма в изучении политико-правовой проблемати­ки (О.Конт, Г.Спенсер и др.);

д) выделение в конце данного периода политологии в особую самостоятель­ную область научного знания.

В этой лекции мы рассмотрим две из сложившихся в этот период времени идеологий, объединяемые общим термином, - «правые» или «буржуазные»: либерализм и консерватизм. Эти идеологии - целостные системы ценностных установок, определяющих как мировоззрение, так и поведение их носителя, - классифицируются как «буржуазные» по общему признаку – отношению к собственности. Как либерализм, так и консерватизм акцентируют чрезвычайно важную социальную роль частной собственности на средства производства. Для либерала частная собственность – основа прогресса, для консерватора – предпосылка стабильности в обществе.

ЛИБЕРАЛИЗМ

В основе либерализма - два основных положения:

1. Человек есть «свободный атом», рациональное существо, суверенный и самодостаточный индивидуум, от рождения наделенный т.н. «естественными правами». Это значит, что человек может существовать вне зависимости от общества; более того, т.к. по природе он – существо рациональное, то он, будучи предоставлен сам себе, способен определить и четко сформулировать свою цель, собрать всю, касающуюся интересующего его предмета информацию, и, рассмотрев все возможные варианты достижения желаемого (исходя из имеющихся в его распоряжении ресурсов), выбрать оптимальный – дающий максимум выгоды при минимуме затрат.

2. Общество - не более чем совокупность индивидуумов, объединяющихся между собой посредством «общественного договора» во имя безопасной жизни под охраной государства.

В государстве «естественные» права человека уступают место «гражданским» (см. «гражданское общество»); задача государства – охрана «гражданских прав» личности, в первую очередь – права частной собственности. Собственность освобождает; человек, лишенный собственности, не может быть полноценным гражданином.

ОСНОВОПОЛОЖНИКИ ЛИБЕРАЛИЗМА

Гоббс, Томас (1588-1679). Английский государственный деятель и философ. С его точки зрения, человеческая природа первоначально побуждается только эгоизмом – стремлением к самосохранению и наслаждению. Естественным состоянием человека была война всех против всех, убыточная для всех. Поэтому люди путем договора объединились в государство и подчинились государю, чтобы тем самым получить защиту и возможность гуманной жизни. То, что государь санкционирует, является хорошим, противоположное – дурным. Общественный закон есть совесть гражданина. Страх перед теми невидимыми силами, которые признает государство, есть религия. Страх перед силами, которые оно не признает – предрассудок.

Гроций, Гуго (1583-1645). Голландский государственный деятель, философ, занимался философией права. Согласно Гроцию, в праве совпадает намерение Бога с человеческим разумным пониманием; ценность поступка определяется внутренним отношением и убеждением.

В истории политической мысли Гроций известен прежде всего как первый крупный теоретик естественного права и один из основоположников международного права. Естественное право вытекает из природы человека, его социальных качеств и разума. Оно направлено на обеспечение спокойных и рациональных взаимоотношений людей. Волеустановленное право должно соответствовать требованиям естественного права. Гроций исходил из существования в прошлом естественного состояния общества, когда еще не было ни государства, ни частной собственности, и из договорного происхождения государства. Он признавал любые формы государственного устройства, если они соответствуют общественному договору. Хотя идеи договорного происхождения государства и естественного права выдвигались и раньше, тем не менее, именно Гроций положил их в основу своей теории государства, эти идеи оставались господствующими в теории политической мысли XVII-XVIII веков.

Спиноза,Бенедикт (Барух) (1632-1677) – нидерландский философ-пантеист. Детерминист.

Люди считают себя свободными, поскольку они не сознают своей обусловленности. Добро и зло суть характеристики связей, которые мы устанавливаем между людьми. С точки зрения вечности не имеется никакого зла. Для Спинозы характерна абсолютизация человеческого разума, его способности к рациональным построениям и поступкам. Рационализм предоставляет разуму право на неограниченное господство; против разума нельзя апеллировать, ибо более высоких инстанций уже не существует.

Соответственно, устройство человеческого общества – а также и государства – должно быть основано на свободном согласии разумных, способных к рациональному постижению реальности и оценке ситуации, граждан. Спиноза отстаивает идею так называемого «правового государства», т.е. государства, в котором не издается никаких законов, противоречащих нравственной идее права – принципу баланса прав и обязанностей граждан, и в котором игнорируется идея государственного иетереса, стоящего превыше любого частного или группового интереса. Институты власти такого гипотетического государства точно и повсеместно соблюдают существующие законы в отношении всех субъектов права.