Александр Гамильтон (1757-1804) — представитель консервативного направления политической мысли США эпохи борьбы за независимость. Он был лидером федералистов в борьбе против конфедералистов в США, считая, что именно федерация способна предотвратить внутренние конфликты, беспорядки и развал страны. Будучи в целом сторонником теории разделения властей, А.Гамильтон вместе с тем выступал за сильную, почти неограниченную президентскую власть и отчасти даже за ее примат во взаимоотношениях с представительной властью. Он выступал за пожизненное избрание президента, наделение его правом контроля за парламентом, высокий имущественный ценз в избирательном праве, за признание естественным и вечным права богатых и просвещенных управлять массой бедных и непросвещенных, против естественного равенства людей и равноправия граждан, против Билля о правах, т.е. первых десяти поправок к Конституции США 1787 г., вступивших в силу в 1791 г., закрепивших и гарантировавших такие права и свободы, как свобода слова, печати и собраний, неприкосновенность личности, отделение церкви от государства и др. Главное назначение государства Гамильтон видел в охране частной собственности от народа как «огромного зверя». Отсюда понятно, почему он нередко выступал против демократии и многих ее институтов. Влиянием позиции Гамильтона и его сторонников во многом объясняется и то, что немало радикально-демократических идей Декларации независимости не вошло в первоначальный текст Конституции США.
В заключение лекции отметим, что в последние десятилетия складываются новые версии «правых» идеологий. Так, например, возникает т.н. консервативный либерализм – идеология, сочетающая в себе апологетику частного предпринимательства с крайне жестким отношением к политическим и, в особенности, социальным правам индивидуума. Развивая мальтузианский подход («человек человеку - волк», «горе побежденным» и т.п.) к явлениям общественной жизни, представители этого течения (Р. Рейган в США, М. Тэтчер в Великобритании, Е. Гайдар и другие российские «либералы») стремятся полностью демонтировать социальные структуры современного государства, одновременно «устранив» его из экономики. Эти мероприятия проводятся руками самого государства самыми жесткими, часто авторитарными методами (без учета мнения населения, а часто и вопреки его мнению), что сопровождается массовым нарушением прав и свобод граждан. Консервативный либерализм отражает интересы финансово-промышленной олигархии и связанных с ней чиновничьих группировок («рейганомика» в США, «тэтчеризм» в Англии, ельцинско-гайдаровские «реформы» в России).
При изучении данной темы важно уяснить ряд понятий: теория общественного договора, теория разделения властей, либерализм, консерватизм, «свобода» и ответственность, суверенность и самодостаточность, рациональное и иррациональное и т.п.Для этого необходимо, прежде всего, обратиться к антологии мировой политической мысли, учебникам по истории политических учений.
1. Почему либерализм и консерватизм именуются «правыми» («буржуазными») идеологиями? В чем их сходство и в чем различие?
2. Каковы основные постулаты идеологии либерализма?
3. Охарактеризуйте ведущих представителей либеральной политической мысли периода Нового времени.
4. Проведите сравнительный анализ теории разделения властей в интерпретации Дж. Локка и Ш. Монтескье.
5. Раскройте содержание консерватизма.
6. Охарактеризуйте воззрения основоположников идеологии политического консерватизма.
7. Каковы стадии развития человеческого общества в теории О. Конта?
8. Сравните роль частной собственности в либеральной и консервативной политических традициях.
9. Что такое «консервативный либерализм»? Как вы оцениваете роль этой идеологии и его приверженцев в современном мире, в России и за ее пределами?
Лекция № 4. ЛЕВАЯ АЛЬТЕРНАТИВА:
УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
МАРКС И КЛАССИЧЕСКИЙ МАРКСИЗМ
ЛЕНИН И МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ
НЕОМАРКСИЗМ
Рассмотрим еще одно направление политической мысли, оказавшее принципиальнейшее влияние на формирование современной политологии, ее теоретической базы, концептуального аппарата и методологии. Это - так называемая левая альтернатива, идеология, чаще именуемая социализмом или коммунизмом. В отличие от «правых» (или «буржуазных») идеологий, «левые» отрицательно относятся к частной собственности на средства производства, считая, что она порождает отчуждение значительной части населения от власти, собственности и плодов труда при эксплуатации человека-производителя (эксплуатируемый) человеком-собственником (эксплуататор). В рамках нашего курса мы рассмотрим левую альтернативу в процессе ее исторического формирования и развития, начиная с утопического социализма эпохи Возрождения, и кончая современным неомарксизмом и учением «новых левых».
УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
Видное место в истории политической мысли XVI—XVII вв. принадлежит родоначальнику утопического социализма английскому гуманисту Томасу Мору (1478—1535) и продолжателю его учения итальянцу Томмазо Кампанелле (1568—1639). Их учение коренным образом отличалось от большинства других идейно-политических течений, ибо с позиций реального гуманизма выражало и защищало интересы угнетенных и обездоленных и поэтому резко критиковало существовавшие в то время социально-политические порядки. В условиях, когда частная собственность, подавление и угнетение масс, неравенство и бесправие рассматривались как незыблемая основа любого общественного устройства, ранние социалисты-утописты изобразили, пусть в абстрактной форме, такой общественно-политический строй, в котором господствует общественная собственность, принципы гуманизма, демократии, свободы, равенства, социальной справедливости, высокой нравственности и т.д.
Т. Мор в знаменитой «Утопии» (1516) прежде всего изобличает угнетательскую сущность современного ему английского государства и его кровавого законодательства, порочность частной собственности, в которой он видит основной источник всех зол, бедствий, противоречий, паразитизм и корысть аристократии и духовенства, их безразличие к судьбам обездоленных. В противоположность этому он описывает такое идеальное общественное устройство на якобы существующем острове Утопия, где нет частной собственности и денег, установлено всеобщее имущественное равенство, труд является обязательным, господствуют свобода и демократия, все должностные лица избираются народом, отчитываются перед ним и действуют в его интересах. Государство организует производство и распределение, борется с преступностью, обеспечивает мирные условия жизни своим гражданам. Во главе государства стоит князь, который избирается и может быть смещен народом, если будет заподозрен в стремлении к тирании. Сенат, состоящий из старейших и опытных граждан, другие чиновники — слуги народа — избираются каждый год. Все важнейшие вопросы решаются народным собранием и сенатом. Основой государства служит семья как главная ячейка общества, в которой господствуют патриархальные нравы и традиции. Т. Мор показал миролюбие утопийцев и резко критиковал агрессивные войны. В его трудах разоблачается коварство внешней политики тогдашних правителей. В той же связи он выступал против допускавшегося Н. Макиавелли противопоставления политики и морали.
Через столетие Т.Кампанелла в книге «Город Солнца» тоже выступает против частной собственности как причины всех пороков общественно-политической жизни. В изображенном им городе Солнца, также, как и на острове Утопия, ликвидирована частная собственность, введен всеобщий труд, благодаря чему резко сокращен рабочий день и есть возможность для разностороннего развития личности, потребление носит общественный, уравнительный и аскетический характер, обеспечено действительно демократическое устройство государства, равенство мужчин и женщин, трудовое воспитание, развитие науки и техники и т.д. Во главе государства стоит самый образованный и мудрый гражданин, готовый уступить место тому, кто окажется образованнее и мудрее. Ему помогают три помощника, которые ведают вопросами: войны и мира; ремесла, науки, учебных заведений и искусства; земледелия, скотоводства, брака и воспитания, медицины и др. Идея привлечения ученых к государственному управлению занимает важное место в политических воззрениях Кампанеллы.
Все граждане старше 20 лет входят в Большой совет, который контролирует деятельность чиновников и решает кадровые вопросы. Законы у соляриев, как и у утопийцев, немногочисленны, кратки и ясны, а правосудие гласно и быстро, в противоположность существовавшему тогда реально чрезвычайно сложному и запутанному средневековому законодательству и судопроизводству. Как и Мор, Кампанелла показывает, что в условиях отсутствия частной собственности государство становится миролюбивым по своей природе. Он осуждает господствовавший аморализм в политике, а лучшим средством достижения идеального политического и общественного устройства считает просвещение. Позднее К. Маркс отмечал, что Кампанелла, как и Макиавелли и Боден, начал рассматривать государство «человеческими глазами», выводя его естественные законы не из теологии, а из разума и опыта.
Политические идеи раннего утопического социализма получили затем дальнейшее развитие в учении социалистов-утопистов XVIII в. (Ж. Мелье, Морелли, Г. Бабеф) и особенно классиков утопического социализма первой половины XIX столетия. В противовес консервативной и либеральной политической мысли, стремившейся сохранить, утвердить или в какой-то степени усовершенствовать сложившиеся к тому времени порядки, в первой половине XIX столетия ярко проявило себя и социалистическое направление политической мысли, представленное классиками утопического социализма. Их учение отличали две самые общие и тесно взаимосвязанные черты: острая, бескомпромиссная критика утвердившегося на Западе капитализма и решительное отстаивание принципиальных преимуществ такого общественно-политического строя, который основан на прямо противоположных капитализму устоях и принципах и который должен прийти на смену ему.