Наиболее массовыми политическими действиями, в которых участвует почти все взрослое население, являются голосование и референдум.
Политические действия могут быть прямыми, направленными на объект, и опосредованными, основанными на принципе делегирования полномочий через механизм выборов или в какой-либо другой форме.
Политические действия могут существенно различаться по степени активности его участников: от периодического участия (например, в выборах) до активной деятельности в различных политических институтах. В американской политологии выделяют три типа условно называемые «участник», «субъект», «приход».
«Участник» несколько напоминает нашего общественного активиста Ему интересна политика и политика и политическая деятельность, он гордиться существующей политической системой, знает, как решать политические проблемы, уверен в своем гражданском праве участвовать в управлении (пусть и на местном уровне), является какой-либо (или нескольких) общественной организации. Считается, что именно тип – опора демократии.
«Субъект» участвует в политической жизни на уровне пассивного интереса к политике и лишь в ее обязательных формах (чаще всего в голосовании). Не считается что может включится в политическую деятельность или что эта деятельность принесёт какой-то результат.
«Приход» - тип человека, пассивного в политической жизни. Он не ассоциирует себя с гражданином страны, а ощущает себя частичкой мира, общины, прихода (отсюда и термин), чувствует свое бессилие перед властью, политика его не интересует совсем.
В реальном обществе в разных пропорциях и сочетаниях существуют все типы, и ни один из них не может считаться единственно правильным, В частности, было бы ужасно, если бы все общество состояло только из «участников». Страна сплошных политиков – первое условие дестабилизации общества. Преобладание же людей третьего типа с их непротивляемостью власти способствовало бы усилению тоталитарной формы правления.
По направлению действий их разделяют на вертикальные и горизонтальные. К первым относят политические действия сверху, исходящие от системы и ее институтов к обществу, и политические действия снизу, осуществляемые гражданским обществом или его элементами, направленные на политическую систему. Горизонтальными являются действия, осуществляемые на одном иерархическом уровне: от одного из институтов к другим и между отдельными элементами гражданского общества.
Политическое бездействие (иммобильность) может также выступать в разных формах: а) выключенность из политических отношений, вызванная низким уровнем политической культуры; б) политическая выключенность в результате разочарования в политических институтах и безразличия к их деятельности; в) политическая апатия – форма неприятия политической системы, например, после реакционного государственного переворота; г) политический бойкот как выражение активной враждебности к политическим решениям.
3. Политические решения.
Одним из важнейших моментов функционирования политической системы является принятие политических решений. В любой стране, имеющей демократические структуры, каждый гражданин периодически вынужден принимать политические решения. Они являются выражением политического интереса и существуют в двух формах. Первая форма – участие в выборах органов центральной и местной власти и референдумах. При этом решение носит индивидуальный характер и сводится одного из нескольких вариантов решения, предлагаемых политическими институтами (политическими партиями) или отказу делать этот выбор (в США более 40% граждан, имеющих право голоса, не участвуют в выборах президента).
Вторая форма – участие в собраниях жителей района, членов одной из организаций, т.е. любой первичной социально-политической ячейке общества. В этом случае каждый индивид не только выбирает наилучшее, с его точки зрения, решение, но и участвует в его формулировании, обсуждении.
Групповые решения, в отличие от индивидуальных, принимаются властными органами (государственными или руководящими структурами общественных организаций). Эти решения называются организационными, так как представляют собой выбор определенного способа поведения как для себя (например, стратегию партии в очередной предвыборной кампании), так и для подвластных структур, народа (принятие программы, закона, регламентирующего жизнь общества). Групповые решения носят общественный характер и представляют собой целый процесс, имеющий ряд обязательных ступеней или фаз.
Исходным пунктом процесса принятия политического решения является сигнал о неудовлетворенных политических потребностях. Это могут быть объективные статистические или аналитические данные о неудовлетворительном развитии экономических процессов, росте преступности, безработице, требующие принятия каких-либо специальных мер, программ или приближение сроков переизбрания властных органов. Если речь идет о новых программах, законах, указах, то их необходимость должна быть обоснована и защищена заинтересованной группой, иначе самый острый сигнал может остаться без последствий или потонуть в дебатах.
Вторая фаза принятия решения – его формулирование, то есть уточнение, оценка, оформление его в указ, закон и т.п., что происходит в форме дискуссии.
Третья фаза – принятие решения, которое в практической деятельности государственных и других властных структур сводится к двум методам: а) компромиссу (нахождению взаимоприемлемого для разных политических группировок решения) и б) голосованию (когда принимается вариант, за который проголосовало большинство).
Четвертая фаза – реализация решения, в процессе которой большое значение приобретает формирование одобряющего общественного мнения. Эта фаза чрезвычайно важна, так как без нее даже принятая на самом верхнем этаже власти программа остается лишь элементом дискуссии, а не решением.
4. Политическая культура.
Понятие «политическая культура», с помощью которого описываются феномены политического сознания, воздействующего на политическое поведение граждан, а также на деятельность политических институтов, получило широкое распространение в 50-е годы XX века. Пионером в разработке теории политической культуры в мировой науке считают американского ученого Габриэля Алмонда. В его трактовке политическая культура – это особый тип ориентации на политическое действие, отражающий особенности каждой политической системы. Выделяются три уровня эти ориентаций: 1) познавательные – знания о политической системе, ее институтах, нормах и отношениях; 2) эмоциональные – чувства, испытываемые по отношению к политической системе; 3) оценочные – суждения и мнения относительно политических объектов.
На основе этого подхода польский политолог Е.Вятр определил политическую культуру как совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, затрагивающих отношения граждан и власти. Политическая культура, таким образом, включает в себя: а) знания о политике, интерес к политическим событиям; б) оценку политических явлений, оценочные мнения о том, как должна осуществляться политическая власть; в) эмоциональную сторону политических позиций, например, любовь к родине, ненависть к врагам; г)признанные в данном обществе образцы поведения, которые определяют, как следует поступать в политической жизни.
Предпринимались попытки определения реально существующих типов политической культуры, выделенных на основе сравнительного анализа этих феноменов, существующих в разных странах. Наиболее масштабными были исследования Г.Алмонда и С.Вербы, проведенные в 60-х годах в США, Мексике, Италии, ФРГ. Путем опроса выявлялась следующая информация: 1) Какими знаниями о своей стране – ее истории, размерах, местеположении, политической системе и ее конституционных характеристиках обладает индивид? Какова свойственная ему эмоциональная оценка этих характеристик? Каковы его обдуманные мнения и суждения о них? 2) Какими знаниями он обладает о политических структурах, ролях, элитах? Каковы его чувства и мнения по отношению к ним? 3) Что он знает о «нижнем потоке» проведения политики в жизнь (на уровне рядовых граждан)? Каковы его чувства и мнения о структурах, индивидах и решениях, относящихся к этому потоку? 4) В какой мере он осознает себя членом политической системы? Что он знает о своих правах, полномочиях, обязанностях и возможностях оказывать влияние на принимаемые решения? Какие нормы участия и поведения он признает и использует при выработке политических суждений?
Результаты исследований обобщены в книге «Культура гражданина, Политические отношения в 5 странах». В этой работе авторы, оценив полученный материал, выделили три чистых типа политической культуры:
1. «Патриархальной политической культурой» было предложено считать политическую культуру, существующую в обществе, в котором политическая система или не сформировалась, или только формируется, Поэтому для членов этого общества характерно полное отсутствие интереса к политической системе.
2. «Подданическая политическая культура» отличается сильной ориентацией на политическую систему, результаты ее деятельности, но слабой направленностью на участие ее функционировании. Личность в рамках этой культуры признает авторитет правительства, испытывает по отношению к нему положительные или отрицательные эмоции, оценивает его как законное или незаконное, в тоже время она не стремится к участию в политической жизни.