Для неоконсерватизма характерно культурно-философское, нравственное обоснование либерального общества. Большое значение в неоконсервативных теориях придается возрождению таких ценностей и институтов западного общества, как семья, школа, религия и церковь. Именно в них они видят преграду бюрократизации, тоталитарным тенденциям и гарантию прав личности.
Следует отметить, что современный неоконсерватизм как социально-философское, экономическое течение представляет собой, по существу, синтез идей либерализма и даже социал-демократии.
3.Марксизм.
Марксизм как социально-экономическая доктрина возник в 40-е годы XIX века. Его появление связано с именами Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Первоначально они именовали свою доктрину «коммунизмом», подчеркивая тем самым суть своей теории – требование обобществления собственности. В 30-е и 40-е годы XIX столетия социалистами называли себя ученики Шарля Фурье и Анри Сен-Симона, а коммунистами – последователи Гракха Бабефа и некоторые другие рабочие общества. В 70 - 80-е годы, когда о деятельности фурьеристских и сен-симонистских сект все забыли, Маркс и Энгельс стали называть свое учение социалистическим.
Марксизм появился в условиях становления капиталистического общества (свободного рыночного хозяйства), на самых ранних его этапах, для которых было характерны: резкое имущественное расслоение, острые социальные противоречия и конфликты.
Основоположники марксизма рассматривали современное им общество как эксплуататорское, несправедливое, неспособное разрешить свои социальные противоречия в рамках существующих общественных отношений. Они опирались на некритически усвоенную гегелевскую диалектику, провозгласили неизбежность гибели существующего общественного строя и замену его новым коммунистическим, основанном на общественной собственности на средства производства и безрыночной, безтоварной экономике. Хотя необходимость замены одного строя другим выводилась Марксом и Энгельсом из объективной (по их мнению) логики экономического развития, в самом процессе смены общественного строя исключительно важная роль отводилась субъективному социально-политическому фактору. Сама эта смена, по их мнению, будет осуществлена в виде пролетарской революции. Пролетариат, или класс наемных рабочих, был объявлен ими самым революционным, сознательным классом, могильщиком капитализма и создателем коммунистического общества. Возглавить борьбу пролетариата должна была коммунистическая партия. По марксистской теории пролетариат во главе со своей партией должен был захватить политическую власть, установить свою диктатуру, экспроприировать экспроприаторов и создать новые общественные отношения. Существующее государство Маркс и Энгельс рассматривали исключительно как буржуазную классовую диктатуру, поэтому в отношении него выдвигалась задача слома государственной буржуазной машины.
Однако надежды Маркса и Энгельса на успешную пролетарскую революцию не оправдались ни в 1848 – 1850, ни в 1871 г. Боле того, в 70 – 80-е годы прошлого столетия произошли серьезные качественные перемены в странах Западной Европы: в результате экономического развития, забастовочной борьбы и деятельности профсоюзов повысился жизненный уровень наемных рабочих, завоеваны демократические права и свободы. Все это свидетельствовало о возможности решения многих социальных проблем с помощью мирной легальной борьбы и социальных реформ. В этих условиях в рамках марксизма возникло течение, получившее название ревизионизма и реформизма, давшее начало современной социал-демократии, которое отказалось от идеи насильственной революции и диктатуры пролетариата.
Другое ортодоксальное марксистское течение, ориентировавшееся на пролетарскую революцию, с конца ХIХ в. развивалось, прежде всего, в рамках российского рабочего движения, а в начале ХХ в. – в рамках одного из его течений – большевизма, идеологом и руководителем которого был В.И. Ленин. Несмотря на то, что ленинизм базировался на основных положениях марксизма, по ряду вопросов он внес заметные коррективы и марксистскую доктрину. Так, например, если Маркс и Энгельс считали, что пролетарская революция должна победить в высокоразвитых в экономическом отношении странах, где полностью созрели экономические предпосылки, то Ленин сделал вывод, что революция может победить первоначально в одной стране, причем не самой развитой, а той, где наиболее остры социальные противоречия и где легче взять власть. В ленинизме особенно детально разработаны технология завоевания и осуществления власти в условиях диктатуры пролетариата. В последние годы жизни Ленин был вынужден внести коррективы в экономическую политику, разрешив товарно-денежные отношения и частную собственность, сохранив однако, в прежнем виде тоталитарный политический режим, основанный на уничтожении и подавлении всякой оппозиции.
После смерти В.И Ленина Сталин отбросил “либеральные” экономические нововведения 1921 – 1924 гг. и вернул принципы жестко централизованной административно-командной экономики. В области политики сталинизм стал воплощением марксистской идеи диктатуры пролетариата, для которой характерны подавление не только сколько-нибудь организованной оппозиции, но и любого инакомыслия, применение массовых репрессий, Сталин внес в теорию диктатуры пролетариата свой вклад – идею об обострении классовой борьбы по мере строительства социализма, явившуюся теоретическим обоснованием массовых репрессий.
В 1919 г. коммунистические и социал-демократические партии окончательно размежевались. Коммунистические партии, признававшие диктатуру пролетариата, объединились в Коммунистический Интернационал, просуществовавший до 1943г. В 1938г. сторонники находящегося в эмиграции Л.Д.Троцкого основали IV Интернационал, малочисленные отделения которого существуют и поныне.
В 50-х – начале 60-х годов руководители СССР попытались либерализовать политический режим в стране, не затрагивая его основ - монополии Коммунистической партии. В 50-х годах руководители Югославии предприняли попытку соединения коммунизма с рыночной экономикой и идеями самоуправления («рыночный социализм»). В 1968г. коммунистические лидеры Чехословакии попытались провести демократические реформы в рамках концепции «социализма с человеческим лицом». В 1970-е годы в ряде компартий Западной Европы, прежде всего испанской, итальянской, французской, британской, оформляется концепция еврокоммунизма, в которой предпринималась попытка соединить декларированную верность социализму с чисто социалистическими идеями: смешанной экономикой, многопартийной системой, неидеологическим государством и т.д. Однако все попытки реформ коммунистической системы и коммунистической идеологии не смогли предотвратить их системного кризиса, проявляющегося в политике, социальной сфере, национальных отношений и т.д.
Именно кризис коммунистической системы вынудил советское руководство во главе с М.С.Горбачевым в 1985г. начать политику реформ, которые мыслились, очевидно, как обновление, улучшение существующей системы. Однако по мере их углубления становилось ясно, что коммунистическая система не поддается реформированию. Логика реформ заставляла их инициаторов все больше выходить за очерченные ими самими рамки: Вначале они были вынуждены разрешить критику сталинизма, авторитарно-бюрократической системы, затем – существование оппозиции. Наконец, после неудавшегося государственного переворота 19-21 августа 1991г. господство КПСС и коммунистической идеологии было ликвидировано. Началась декоммунизация России. Еще раньше в конце 1989 – начале 1990 прекратили свое существование коммунистические режимы в Восточной Европе. Большинство бывших правящих партий преобразовались в партии социал-демократического типа.
4.Социал-демократия.
Социал-демократия уходит своими корнями в массовое рабочее движение конца XIX в., оформившееся во II Интернационал (1889 г.). В самостоятельное политическое течение в рабочем движении социал-демократия конституировалась в начале XX в., после размежевания революционных (Коминтерн) и реформистских сил, которые в 1923 г. объединились в Рабочий социалистический интернационал (1923 – 1940 гг.), на смену которому в 1951г. пришел Социалистический интернационал (Социнтерн), объединивший около 70 партий и более 17 млн. человек. Идеологией современной социал-демократии является демократический социализм. Эта теория родилась в конце 80-х годов XIX в. как альтернатива революционному марксистскому социализму. Она явилась результатом осознания новых явлений в развитии капиталистического общества: повышения жизненного уровня рабочих, завоевания демократических свобод. Сам термин “демократический социализм” впервые был введен в оборот Джоржем Бернардом Шоу в 1888г. Его использовали Эдуард Бернштейн, Отто Бауэр, Карл Каутский и др. Особую роль сыграли работы Бернштейна (1850 – 1923гг.). Социализм представлялся ему как идеал справедливого общественного устройства и как постоянный процесс улучшения положения индивида. Исходной базой социализма Бернштейн считал кооперацию. Классовую борьбу при капитализме он не отрицал, но полагал, что по мере расширения буржуазной демократии эта борьба приобретает исключительно мирные форммы, и решение проблем будет достигаться с помощью компромиссов. В качестве пути к социализму Бернштейн рассматривал реформы, которые должны обеспечить эволюцию капиталистического общества в социалистическое. В вопросе о собственности он исходил из необходимости обобществления лишь крупных капиталистических предприятий при сохранении мелких и средних в частных руках и распространения акций как средства совладения собственностью для широких слоев населения (“народный социализм”). Взгляды Бернштейна получили широкое распространение в начале XX в. в социал-демократическом движении и заложили основы концепции демократического социализма, которая в 1945г. стала официальной доктриной социал-демократического движения. В общем виде эта концепция была изложена во Франкфуртской декларации Социнтерна (1951г.), программных документах западноевропейских социал-демократических партий. Дальнейшее развитие декларация получила в новом программном документе Социнтерна «Декларации принципов» (1989г.), в котором социализм рассматривается как непрерывный процесс реформистских общественных преобразований, в результате чего современное капиталистическое общество приобретет новое качество. Сущность процесса реформ – наполнение демократическим содержанием всех сфер общественной жизни (политическая, экономическая, социальная демократия).