Смекни!
smekni.com

Курс лекций по Политологии (стр. 15 из 19)

Основными ориентирами становления демократического социализма являются «основные ценности» - свобода, справедливость, равенство и солидарность. В «Декларации принципов» под свободой понимается право каждого человека быть свободным от политического принуждения, действовать в соответствии со своими личными целями и индивидуальными возможностями, Справедливость означает прекращение всякой дискриминации личности, а также равенство в правах и возможностях. Это требует компенсации за физическое, умственное и социальное неравенство, а также освобождение от зависимости, либо владельцев средств производств, либо тех, кому принадлежит политическая власть. Равенство предполагает равную ценность всех людей и служит непременным условием свободного развития личности и общества. Равенство и личная свобода неразделимы. Солидарность носит всеобъемлющий, глобальный характер. Это практическое выражение общности человечества и чувства сострадания жертвам несправедливости. Особо подчеркивается взаимосвязь этих основополагающих принципов, обязательность каждого их них для существования другого.

В этом документе социал-демократы противоположность своего подхода позиции либералов и консерваторов, которые придают основное значение принципу личной свободы в ущерб справедливости и солидарности, и коммунистов, которые обеспечивают равенство и солидарность за счет свобод.

В экономической сфере социал-демократия признает смешанную экономику, включающую частную, государственную и общественную формы собственности, конкурирующие между собой. Государство должно обеспечить сочетание экономического роста, максимального обеспечения занятости, стабильных цен, справедливого распределения доходов и защиту неимущих. Социал-демократия ориентируется на внедрение экономических принципов в хозяйственную систему как на микроуровне – через непосредственное участие трудящихся в управлении предприятием, так и в масштабе всей экономики – через органы социального партнерства или профсоюзы.

В области политической концепция социал-демократия базируется на общепринятом в современном мире подходе: плюрализм, многопартийность, свободные выборы, права человека, правовое государство.

Следует отметить, что в 70-80-е годы социал-демократы делали упор на такие моменты демократического социализма, связанные с глобальными проблемами современности, как экологические приоритеты (экосоциализм), приверженность новому экономическому порядку (экономическая солидарность), сохранение мира на земле.

В 80-е годы социал-демократия столкнулась с консервативным наступлением с одной стороны и ростом популярности экологических движений – с другой. В этих условиях определились главные направления теоретических поисков, общих для демократии в целом. Острие критики направлено сегодня против необузданных проявлений капитализма в социальной и экологической сферах. В противовес консервативной ориентации на неограниченную роль рыночных сил делается упор на сохранение активности государства, на экономический рост, ориентирующийся на социальные и экономические потребности основной массы населения.

Однако при общности неприятия неоконсервативного подхода, готовности противопоставить неоконсервативной модели экономического, социального и политического развития альтернативную модель, более социальную и гуманную в рамках современной социал-демократии обозначились два направления. Одно из них – традиционное, тесно связанное с промышленным рабочим классом, профсоюзами выступает против того, чтобы издержки экономических преобразований возлагались на плечи наименее защищенных групп населения путем сокращения занятости, социальных программ и т.д. Другое – модернистское, ориентируется на трудящихся наемного умственного труда, занятых в новейших отраслях производства, на научно-техническую и гуманитарную интеллигенцию, исходит из предположения, что будет набирать скорость процесс уменьшения роли рабочего класса, и в ближайшее время можно будет говорить о его полном растворении. Отсюда провозглашается курс на решительное преобразование промышленной базы вне зависимости от негативных последствий для значительной части населения, занятой в традиционных отраслях. В социальной области речь ведется о необходимости жертв населения во имя будущих успехов, в политической – ставится вопрос, что концепция массовой рабочей партии перестала отвечать потребностям времени, ее должна заменить более современная и открытая организация.

В целом современная социал-демократия находится в поисках новых концепций и выводов, соответствующих реалиям современного мира.

5. Левый радикализм и левацкий троцкизм.

Левый радикализм и экстремизм сложны по своему генезису, исторической эволюции и социально-классовой базе. На их характере сказываются степень социально-экономической зрелости различных стран и регионов. Современный неотроцкизм и неоанархизм, многие разновидности современного авантюризма и люмпенского максимализма имеют основную родовую черту, заключающуюся в том, что все они выступают антагонистами любых институтов власти.

История левоэкстремистских форм сознания поставила перед исследователями ряд проблем, связанных с такими явлениями, как полпотовщина и некоторые репрессивные движения крайнего правого толка, например, в Африке, которые, хотя и используют фашистские методы, все же затруднительно оценить как фашистские по их социально-классовому содержанию. Речь идет, в частности, о режимах Иди Амина в Уганде, императора Бокассы I в Центральноафриканской империи, Масиаса в Экваториальной Гвинее.

Идеология левого радикализма вобрала в себя самые разнообразные идеи “левого толка”: от старых анархических рецептов “пропаганды делом”, то есть безудержного политического терроризма, до противоположных, подчас заимствованных у разного рода религиозных сект установок на насилие, нравственное самосовершенствование и моралистическую проповедь, а также попыток освоения “ нового образа” жизни в производственных и потребительских коммунах.

Призывы к разрушению буржуазной цивилизации, шаткость позиций в области политической практики подтолкнули леворадикалов в область сугубо теоретическую. Поколение бывших бунтарей дало целую плеяду сочинителей: ”новых” философов и экономистов, писателей и журналистов.

При разработке альтернативы капиталистическому способу производства радикальная мысль во главу угла ставит задачу создания таких социальных условий, которые могли бы обеспечить полноту, “не отчужденность” индивида в трудовом процессе, его активное участие в общественной жизни. В своих сочинениях леворадикалы пытались связать воедино популярные в их среде лозунги “самоуправление”, “рабочий контроль”, “непосредственное представительство”, “самоорганизация общества”, “другой индустриальный уклад”,

“социальное экспериментирование” и т. д. Возникли контуры не столько программ выдвижения, сколько новой социальной утопии, главное в которой – поиск “третьего пути общественного развития”.

Современный троцкизм в организационном отношении представлен целым рядом враждебно настроенных друг к другу «секретариатов», секций и групп, слабо связанных с массовым рабочим движением и выступающих под громким названием IV Интернационала, существующего с 1938г. По различным данным, общая численность его членов достигает 70 – 100 тыс. человек. Рассматривая себя как готовую команду (интеллектуальный штаб) на случай революции где бы то ни было, троцкисты готовы примкнуть к любым массовым политическим течениям.

Методы и цели троцкистов остались прежними даже в деле борьбы за мир, где они отвергают этапность разоружения, доказывают, что антивоенное движение может достигнуть своих целей только будучи независимым от любых правительств. Проповедь «непосредственной демократии», «самоуправления» заимствована ими у анархистов и анархо-синдикалистов. В колебаниях троцкизма от идеи «всемирного социализма» до утопических проектов создания островков социализма, в их убеждении, что можно «спасать» социализм как идею, жертвуя социализмом как реальностью, проявляется сознательная неуступчивость этого течения.

Несмотря на то, что роль троцкизма в общем леворадикальном потоке была и остается довольно ограниченной (для люмпенинтеллигенции, студенчества, неквалифицированных и иностранных рабочих, безработных – всех тех, чей низкий уровень жизни, социальная ущемленность располагают к жажде немедленных перемен без ясного представления о путях достижения и формах борьбы за них).

В настоящее время троцкизм отказывается от ряда наиболее экстремистских убеждений, от концепции ядерной войны, в частности, но сохраняет верность своему основополагающему принципу: «Рабочая революция – вот единственный путь сохранения мира».