Феномен притягательности анархизма, его влияние на всю последующую леворадикальную мысль можно понять, изучив труды его основоположников (У.Годвина, М.Штирнера, П.Ж.Прудона, М.А.Бакунина, П.А.Кропоткина). По традиции в этом течении различают два направления: анархо-либертальное (от французского: liberte - свобода), которое отрицает всякую форму государственной власти и «этатистское» (от французского: etat - государство), признающее возможность государственного устройства в виде свободной федерации общин.
Современные анархисты слову «анархия» предпочитают другие – «самоуправление», «самоорганизация общества» и т.п. Ныне они особое внимание уделяют анализу таких категорий, как «коллективизация», «этатизация (огосударствление)», «национализация» и «социализация» собственности. Сегодняшний анархизм полностью стоит на позициях эволюционных преобразований – создания движений гражданских инициатив в форме объединенных ассоциаций и различных фондов.
В начале 70-х годов в Европе и США на первый план решительно выступили радикал-бунтари. Как правило, это бывшие радикал-демократы, убедившиеся в неэффективности законных и ненасильственных форм социально-политического протеста.
Анализ социально-классовой базы современного «левого» терроризма приводит к выводам, что в него вовлечены прежде всего интеллигенция и студенчество. Примерно одна треть террористов – это люди с высшим образованием, более двух третей – выходцы из богатых семей. Высок среди них процент женщин. Рабочий класс среди террористов представлен буквально единицами. Основание классифицировать данный вид терроризма в качестве левого обнаруживается прежде всего в приверженности этого типа экстремизма к «левой» фразе, к вульгарно-пропагандистской риторике в духе ультрареволюционного марксизма. Терроризм нигде и никогда не совершили ни одной революции, не добились ни одной смены правительства.
6. Неофашизм (правый радикализм).
Фашизм потерпел военное и политическое поражение во второй мировой войне. Тем не менее, в послевоенное время произошло его возрождение в виде неофашизма. Претендуя на роль обновителя и очистителя общества, способного предложить новые перспективы развития, фашизм призывает себе на службу опыт прошлого.
В наши дни фашистские и профашистские партии и группировки действуют почти в 60 странах мира, причем между отдельными организациями существуют связи и постоянно развивающееся сотрудничество. Так, действующая в подполье неофашистская организация «Черный интернационал» объединяет в своих рядах ультраправые группировки Франции, ФРГ, Великобритании, Швейцарии, Испании, Греции, Италии, США, Чили, Японии и других государств.
В каждой стране неофашисты, как правило, представлены несколькими течениями, в которые на основании идеологических, организационных, функциональных признаков вливаются отдельные партии, союзы, группы, осуществляющие определенные действия. Количество подобных организаций в стране может быть велико. Например, в конце 80-х годов в ФРГ, по официальным данным, насчитывалось 74 праворадикальных организации. Каждое из неофашистских течений закрепляет за собой определенные виды деятельности и методы их осуществления. Подобная функциональная дифференциация, с одной стороны, позволяет каждому течению утверждать концепцию собственной политической практики, а с другой – предполагает тесную координацию действий и учет позиций партнера при определении собственного курса.
В середине 1970-х годов потерпели крушение фашистские режимы в Португалии, Греции, произошло падение фашистской диктатуры в Испании. Однако на конец 70-х – начало 80-х годов приходится всплеск неофашистского движения. Так в настоящее время в ФРГ отсутствует крупная фашистская партия, хотя бы отдаленно по степени влияния напоминающая гитлеровскую национал-социалистическую рабочую партию накануне захвата власти, тем не менее, печать и общественность страны с беспокойством отмечают рост праворадикальных сил. Основная опасность неонацистских организаций состоит не в их численности, а в пропаганде немецкого национал-шовинизма, в стремлении оправдать нацистское прошлое. Неофашистская пропаганда быстро распространяется. Умело обыгрывая широкое распространение коррупции, взяточничества, бюрократизма, неофашисты преподносят обывателю в качестве альтернативы идею такого государства, которое якобы может восстановить справедливость и порядок, избавит от кризисов и инфляции, приведет к «социальному миру». Свои демагогические приемы неофашисты используют с учетом специфики различных слоев населения. Городской мелкой буржуазии они обещают полную свободу социальной, предпринимательской деятельности; мелким и средним производителям гарантируют защиту от произвола концернов; мелких торговцев обещают оградить от конкуренции со стороны крупных магазинов и торговых фирм; средних предпринимателей-коммерсантов привлекают снижением налогов и расширением сферы сбыта товаров; лицам свободных профессий обещают обеспечить соответствующие условия для занятия творческим трудом.
В пропагандистской деятельности среди рабочих неофашисты используют систему дифференцированных, но ни чем не обоснованных обещаний, подобных следующим: обеспечить достаточное количество рабочих мест, гарантировать справедливую оплату труда рабочих, защитить их от безработицы, отменить налоги на трудовые доходы.
Крестьянину неофашистская пропаганда усиленно навязывает мысль, что процветание государства всецело зависит от его труда, что он должен проявить себя лишь в сфере труда, а область политики и идеологии – это удел избранных, представляющих правящие классы.
Одной из главных «мишеней» неофашистов в настоящее время являются иностранные рабочие и евреи.
Происходит интенсивное омоложение движения: 84% членов группировок – лица моложе 30 лет. Только в странах Западной Европы разного рода молодежные фашистские и неофашистские организации объединяют в своих рядах более 300 тысяч человек. Методы, применяемые неофашистами в работе с молодежью просты: это и прославление фашистского прошлого, и его героизация, и откровенная лесть. В противовес культу вещизма, эгоцентризма, эротизма прокламируется добропорядочность, прочность семьи, народная общность и расовое единство.
Лидеры неофашизма представляют свою доктрину как альтернативу и государственно-монополичстическому капитализму, и социализму, выдвигая идею некоторого третьего пути построения общества, очищенного от пороков обеих социальных систем. Эта идея лежит в основе их программы построения общества, в котором исчезнет классовая борьба и будет создано так называемое общенародное корпоративное государство, которое станет надклассовым, а потому подлинно справедливым.
V. Политика международных отношений.
1. Внешняя политика государства и международные отношения.
Компонентами международной системы являются ее субъекты, международные отношения и международное право. Все они обусловлены конкретной исторической эпохой, взаимосвязаны и взаимодействуют как друг с другом, так и с системой в целом.
Главное место среди субъектов международных отношений занимают суверенные государства, которые обладают самостоятельностью в решении внутренних и внешних проблем. От характера их деятельности, прежде всего, зависят стабильное функционирование международной системы в целом, состояние международных отношений и эффективность международного права.
Более подробно остановимся на вопросах внешней политики государств и международных отношений.
Внешняя политика – политика, призванная регулировать взаимоотношения между государствами и народами на международной арене. Внешнеполитический курс любого государства есть продолжение внутренней политики, отражающей характер социально-политических отношений внутри общества конкретного государства.
В зависимости от политического режима государства строится его внешнеполитическая деятельность. К примеру, если у власти находятся политические лидеры, политическая партия, для деятельности которых характерны авантюрные методы управления, то внешняя политика такого государства носит, как правило, агрессивный характер, отношения с другими субъектами международной системы строятся с позиции силы, имеется склонность к применению военной силы, введению экономического эмбарго, не исключена возможность аннексии суверенных государств и территорий.
История знает немало примеров подобного типа внешнеполитического курса государств, вне зависимости от формы общественного государственного строя (гитлеровская Германия и ее сателлиты – во второй мировой войне; США – по отношению к Вьетнаму, Доминиканской Республике, Панаме; СССР – к Венгрии, Чехословакии, Афганистану; Китай – к Вьетнаму и т.д.). В этих целях формируются различные военно-политические блоки, хотя формально они имеют оборонительную задачу. Вместе с тем наличие подобного рода организаций предполагает в определенных условиях возможность использования имеющейся военной мощи для достижения каких-либо политических целей, изменения международной обстановки, нарушения баланса противостоящих сил и т. д.
В связи с этим следует упомянуть и о таком явлении, как политический терроризм, который является средством достижения политических целей путем убийств, похищений, диверсий, захвата заложников и других актов насилия. Мировая история богата такими примерами. Так в послеоктябрьский период было совершено немало убийств дипломатических представителей СССР за границей. Видимо, своеобразным конвейером политического террора можно назвать период репрессий, связанный с именем Сталина. Жертвой политического террора ультраправых стал видный государственный деятель У. Пальме.