Неответственные профсоюзы связаны с партиями , находящимися в оппозиции к правительству , поэтому они не оказывают непосредственного воздействия на политику , проводимую государством , а следовательно , не могут рассчитывать на поддержку своей борьбы со стороны государства и в силу этого более склонны к использованию радикальных методов давления .
Особую группу составляют молодежные организации . Анализ процессов , происходящих в молодежном движении , свидетельствует о возрастании роли молодежи и ее организаций в решении многих важных политических , социально-экономических , культурных , экологических проблем . Активная роль молодежи является закономерным фактом , так как она в меньшей степени , чем старшее поколение ,подвержена сложившимся стереотипам . В силу присущих молодому поколению социально-психологических особенностей оно быстрее откликается на все новое , быстро включается в общественные процессы .
Количество и направление деятельности молодежных организаций различно в разных странах . Так , в Италии их 8 , в Финляндии -23 , на Мальте -7 , во Франции -19 , в Канаде -9, в США -16, в Японии-9. В бывших социалистических странах были , как правило , по две молодежные организации ; коммунистический союз и пионерская организация /в Чехо-Словакии , Болгарии, Венгрии, Вьетнаме и др. / В связи с глубокими преобразованиями , происходящими в этих государствах , изменяется и молодежное движение . Прекращают деятельность ранее существовавшие организации , возникают новые .
Общественные организации призваны выражать и удовлетворять интересы своих членов, и для этого они в той или иной форме стремятся воздействовать на государственную власть ; либо путем поддержки соответствующих партий , либо воздействуя на общественное мнение .
Кроме общественных организаций важную роль в повышении гражданской активности населения играют массовые общественные движения . Их особенность состоит в том , что связь между участниками движения идейная, нередко политическая . Но в отличие от общественных организаций здесь не существует организационно . оформленного единства . Движения не имеют жесткой организационной структуры и формального членства . В них участвуют сотни , тысячи, десятки тысяч человек . Мероприятия , проводимые движениями , носят эпизодический характер. Это митинги , демонстрации , обращения , благотворительные акции . Движения могут быть длительными и кратковременными . Они прекращают свою деятельность после достижения поставленных задач Массовые общественные движения обычно имеют свои руководящие органы, но избираются они не ‘’ членами ‘’ движения / ибо таковых формально не существует /, а представителями различных общественных организаций и трудовых коллективов , выражающих волю и настроение народа .
Идейная направленность движений чрезвычайно разнообразна . В них представлена вся идейная палитра : социалистические , анархистские , экологические и другие идеи . Они характеризуются также пестрой социальной базой , разнообразием участвующих в них социальных групп. Наиболее влиятельными массовыми общественными движениями являются :движение сторонников мира , движение за гражданские права , движение в поддержку стран ‘’ третьего мира‘’ , движение зеленых , феминистское движение и др.
Последние десятилетия мирового развития показали необычайный рост численности и повышение активности массовых общественных движений во всем мире . Это обусловлено осознанием широкими народными массами необходимости неотложного решения и многих глобальных проблем . Эти движения стали фактором активного противодействия политике агрессии и войн ,хищническому отношению к природе , нарушению прав человека . Выступления сторонников мира , защитников природы, борьба за права человека , представителей национальных меньшинств были и раньше. Сегодня эти движения приобрели качественно новый характер . Они отличаются не только новыми требованиями , но и иным уровнем масштабности и активности . Они стали в полном смысле международными , играя все более важную роль в мировой политике .
5. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ ПОЛИТИКИ .
ПРАВА И СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ
Одним из основных субъектов политики является личность . Субъектность личности в политике связана с ее способностью участвовать в политической жизни в соответствии со своими интересами , а также вызывать определенные изменения в политических отношениях .
Буржуазно-демократические революции в Западной Европе впервые в истории социально-политической мысли поставили вопрос об отделении индивида от государства , провозгласив политическое равенство всех граждан , разработав концепцию прав и свобод личности как высшей ценности .
В вопросе об участии личности в определении политики ныне формировалось два подхода :элитарный и партиципаторный / или демократия участия /. Сторонники первой концепции утверждают , что широкое участие масс в политической жизни противоречит естественному разделению труда в обществе , что снижает эффективность управления .Массы могут только контролировать политиков , партии , бюрократию посредством выборов . Управлять государством должны только профессиональные политики -элита.
В отличие от элитарных партиципаторные концепции провозглашают необходимость активного участия широких масс не только в выборах своих представителей , но и в самом политическом процессе : от подготовки и принятия решений до проведения их в жизнь . Эти концепции характерны для многих социал-демократических и либеральных партий Запада.
В марксизме политическая субъективность рассматривается как результат и отражение определенного уровня самосознания и самоорганизации больших общественных групп , уровня их интеграции , расклада политических сил между различными классами , слоями , группами , нациями и т.д. Отсюда ясно, что значение личности политика зависит от его способности представлять интересы класса , слоя, нации и т.д., заинтересованных в его деятельности . Классовый подход в конечном счете ограничивает влияние личности политика интересами того класса , который он представляет . Следовательно , субъектность личности политика получает вторичный характер по отношению к субъектности больших общественных групп , прежде всего классов. Каждая из отмеченных выше теорий имеет сильные и слабые стороны. Реальная политическая жизнь в демократических государствах развертывается между этими полюсами .
Мировая политическая практика убедительно доказала , что там ,где пренебрегли такими общечеловеческими принципами , как свобода личности , приоритет прав человека над правами государства , парламентская демократия , разделение властей , уважение частной собственности и т.д. , политическое устройство государства получило такие негативные явления, как чрезмерный рост аппарата власти , бюрократизация , идеологизация и политизация общества , установление тотального партийно-государственного контроля над обществом и личностью . Именно такое тоталитарное общество было создано в большинстве социалистических стран , в том числе и в СССР , где личность полностью подчинялась государству , где была утрачена индивидуальная свобода , попраны права человека .
Превращение человека в подлинного субъекта политики и общественной жизни в целом возможно только при условии реализации основных его прав и свобод . Их понимание сейчас восходит к идеям естественного права , которые возникли еще в древности .
Особенно значителен вклад Аристотеля в становление концепции естественных прав человека . Он выступал убежденным защитником прав индивида , частной собственности и семьи. Каждой форме государства , отмечал он , соответствует свое определение понятия гражданина, свои основания наделения того или иного круга лиц совокупностью гражданских прав . Основную причину возмущений и переворотов в государстве Аристотель видел в отсутствии равенства . Политическое право он делил на естественное / право по природе / и условное / или волеустановленное / , по соглашению или произволу .
В эпоху средневековья господствующим стало понимание прав личности как привилегий , дарованных определенным сословиям то ли богом , то ли монаршей милостью, что , по сути , означало отказ от идеи равенства от рождения естественных прав всех людей . Лишь в ХУII в. начинается либеральное переосмысливание и развитие концепции естественного права . Так, голландский правовед Гуго Гроций в своем труде ‘’О праве войны и мира . Три книги , в которых объясняются естественное право народов , а также принципы публичного права ‘’ заложил основы буржуазной науки о государстве и правах человека . По его мнению , право коренится в стремлении индивида к спокойному и направляемому разумом общению к себе подобными , стремлении, которое внутренне свойственно каждому отдельному человеку . Отличающая индивидов как разумных существ тяга к общению является основанием , источником права . Прародительница человеческого права , по Гроцию ,-‘’ сама природа человека ‘’ и потому все произвольные от естественного права образования должны соответствовать его началам .
Огромное влияние на дальнейшее развитие идеи о правах человека , их гуманизации оказало учение французского просветителя Монтескье о разделении властей на законодательную , исполнительную и судебную . В этом он видел гарантию безопасности граждан от беззакония и злоупотребления властью . Он подчеркивал , что политическая свобода способствует развитию экономики , промышленности и торговли . Монтескье отстаивал идеи свободы слова , печати , совести и др. Гуманизм присущ его рассуждениям о мире как первом естественном законе человека , его призывам отказаться от насилия и порабощения одних народов другими .
Права человека и связанные с ними проблемы демократической организации государственной власти являются основными в политической доктрине американца Томаса Джефферсона . Противопоставляя права личности правам правительства , он высказывает идею о таком ограничении функций государственной власти , которое уменьшило бы опасность возникновения произвола последней по отношению к личности . Серьезной критике подверг он Конституцию США 1787 г. за отсутствие в ней билля о правах человека . По его инициативе были приняты десять дополнений к тексту Конституции , которые вступили в силу в 1791 г., провозгласив многие демократические права и свободы .В современной политической мысли наибольший интерес представляют естественноисторический и юридически-позитивистский подходы . Первый признает права человека как присущие ему от рождения , и государство в таком случае может лишь либо уважать и гарантировать их , либо нарушать и подавлять . Фундаментальные права личности имеют высший ценностный статус , они носят общечеловеческий характер , поэтому не могут зависеть от общественного строя , его классовой структуры. Юридический позитивизм источником и гарантом прав личности считает государство. Права личности не выделяются из общей системы права и не имеют верховенства по отношению к правам государства , поэтому права граждан изменяются в зависимости от проводимой им политики . Марксизм , как известно , стоит именно на таких позициях. Права и свободы личности он подчиняет государственной целесообразности . При этом всемерно выпячиваются классовая детерминация прав человека /право-возведенная в закон воля господствующего класса /. Отсюда вытекает отрицание общечеловеческой природы права . Понимание человека как совокупности всех общественных отношений делало постановку вопроса о правах личности излишней , хотя в конституциях бывших /и настоящих / соцстран были соответствующие статьи о правах , свободах и обязанностях граждан , но они носили явно декларативный характер , не понимались как неотъемлемые , основополагаюшие , первичные нормы жизнедеятельности людей . Сегодня в мировой политической мысли преобладает естественноисторическое понимание прав человека .