ПОЛИТОЛОГИЯ
Общий курс
Ра з д е л 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАУКИ О ПОЛИТИКЕ
1 .ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПОЛИТОЛОГИИ
История политической мысли насчитывает более двух с половиной тысячелетий. Зародившись в Древней Греции ,где развитие античной демократии дало импульс философскому осмыслению политики , политическая мысль затем пережила застой. Активизация общественной мысли в Европе и Северной Америке в ХУII-ХУIII в.в, становление демократических институтов , зарождение политических партий и движений создали потребность в развитии политической теории . К концу ХIХ в. оформились различные ее школы и направления исследования . В 1880 г. в США начинает издаваться первый политологический журнал , а в 1903 г. организуется национальная политологическая ассоциация .
Сегодня в мире насчитывается сотни центров политических исследований, объединенных в Международную ассоциацию политической науки . В эту ассоциацию с 70-х г.г. входят и советские ученые , но активное развитие науки о политике и преподавание ее в высших учебных заведениях начинается лишь с конца 80-х г.г.
Политология представляет собой целостную , логически обоснованную совокупность знаний о политике и политической власти, политических интересах, отношениях , сознании, политических процессах культуре и деятельности людей , об организации политической жизни общества и соответствующих структур .
Объектом исследования этой науки является вся совокупность политических общественных отношений , которыми пронизана жизнь современного общества ; внутригосударственные и межгосударственные политические отношения , отношения между классами , нациями и народностями, социальными группами , политическими партиями , общественными организациями , профсоюзами , отдельными личностями /например политическими лидерами /.
Предметом политологии являются те законы , тенденции , обобщения и т.п., которые характеризуют происходящие политические события .
Политология оперирует присущими ей категориями / понятиями /, среди которых наиболее значимыми являются политика / а также большая группа понятий, связанных с этим термином; политическая жизнь, политическая система, политический лидер, политическая культура, политическое сознание и пр. / , власть , демократия. Термин «политика « имеет три аспекта , в соответствии с которыми его и используют .
Во-первых политика-это сфера, взаимоотношений социальных групп и политических /партий, общественные организации , лидеры / институтов по поводу политической власти . Эти отношения могут быть борьбой за власть , например , между партиями , центральными и региональными органами власти ; борьбой за демократизацию государственных институтов , за право влиять на политику со стороны общественных организаций , профсоюзов и т.п.; борьбой за получение информации о деятельности властных институтов и пр. Эти отношения могут быть союзом партий , политических группировок. Но в любом случае эти отношения по поводу взятия власти , ее распределения , участия в ее осуществлении .
Во-вторых , под политикой понимается весь спектр отношений между государствами, по поводу чего бы они ни возникали . Межгосударственные отношения - всегда политика .
В -третьих политикой называют конкретное направление деятельности властных структур / государства , правящей партии / , ее программу . Так , например , экономическая политика государства может иметь целью уменьшение инфляции ,в связи с чем предпринимается ряд конкретных акций / например замораживание заработной платы и т.д./ Международная политика может быть направлена на снижение напряженности в мире , в связи с чем государство предпринимает комплекс мер ; уменьшение собственного военного потенциала , подписание договоров с другими государствами об аналогичных мерах , создание и развитие системы контроля над развитием вооружения в этих странах и пр. Есть национальная , культурная , социальная ,демографическая / направленная на снижение или, наоборот , повышение рождаемости , продление жизни людей / и другие виды политики .
Итак , основной проблемой политики является власть , которая в самом общем виде понимается как способность или потенциальная возможность принимать решения , оказывающие влияние на действия других людей даже вопреки сопротивлению , независимо от того , на чем такая возможность основана. Главным властным институтом в обществе является государство , так как оно обладает мощным механизмом , с помощью которого регулирует поведение людей , заставляя их делать то , что нужно государству.
Одной из важнейших составляющих государственного механизма власти является право , система законов , регламентирующих жизнь общества , и институты , создающие их , охраняющие и контролирующие их выполнение . Вторая опора власти-насилие , право применять силу , защищающую власть и заставляющую людей поступать так , как того требует государство . Прочность и авторитет власти /а значит , и сила влияния / зависят также от соответствия традициям и длительности существования данных институтов . Эта взаимосвязь хорошо иллюстрируется примером наиболее стабильных государств Европы : Великобритании , Швеции, Бельгии ,тщательно оберегающих традиции конституционной монархии , или Швейцарии , не менее прочно хранящей традиции республиканской власти . Наконец , важное место в механизме власти занимает его легитимность , т.е . правомерность , законность существования. Ситуации военных , политических переворотов противоречат этому принципу , и завоеванная таким образом власть , как правило , недолговечна .Некоторые политологи отмечают , что и власть не имеющая традиций , возникшая в результате революции , политического переворота , может вызывать у большинства народа отношение как к законной , если ее политика отвечает коренным интересам этого большинства .
Кроме государства как властного института в обществе действуют и другие силы , оказывающие политическое влияние не только на граждан этого общества , но и на само государство . В литературе они обозначаются сложными словами , одним из составляющих которых является греческое слово kratos- ‘’власть ‘’ ; бюрократия ,партократия , охлократия / ocnios - ‘’ толпа ‘’ / , плутократия / plutos - ‘’ богатство ‘’ / , технократия , марсократия и пр. В США существуют группы давления на парламент -лобби ; в настоящее время единодушно отмечается мощное влияние средств информации , которые даже называют четвертой властью / наряду с законодательной , исполнительной и судебной /.Противодействие или единение этих сил вызывает сложные повороты в политической жизни, различные коллизии .
В зависимости от того , какие социальные силы / классы , сословия , слои / стоят у власти , она принимает разные формы ; аристократия, автократия, демократия . В современном мире наиболее распространена демократия .
Демократизм как форма власти имеет ряд черт , отличающих ее от других форм . Важнейшими из них являются ;
-разделение властей на законодательную ,исполнительную и судебную , относительно самостоятельные по отношению друг к другу ,что необходимо для предотвращения монополии на власть узкого круга людей ;
-территориальная децентрализация , обеспечивающая четкую регламентацию законом прав верховной и местной власти ;
-правовое государство , где закон , право /которым государственные институты подчиняются так же , как и граждане / сочетаются с правовой культурой общества ;
-свобода информации ;
- суд присяжных.
Разумеется, демократия , являясь формой политических отношений , не возникает на пустом месте , она обеспечивается экономическими условиями и отношениями , формой собственности , мерой экономической независимости граждан .Немаловажным является и культурный уровень населения , ибо политическая культура -производная от общей культуры .
Следовательно , политика тесно связана с другими сферами жизни ; экономикой ,социальной и культурной областями ,обусловливающими формы , свойства , конкретные возможности и проявления друг друга .
2 .ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
История политических учений является одной из важнейших , органических частей духовной культуры человечества . В ней содержится громадный опыт многих поколений мыслителей , занимающихся исследованием проблем политики , власти , государства . Этот опыт принадлежит не только истории , но и современности , продолжая воздействовать на политические процессы и идейные движения , на эволюцию политического теоретического знания.
Политическая мысль Древнего мира
Возникновение политической мысли у древних народов восходит к религиозно-мифологическим истокам . Земные порядки , согласно мифологическим представлениям , являются частью общемировых , космических . При этом мифы не просто объясняли , но и доказывали правомерность сложившегося общественного и государственного устройства , упорядочивали верования и правила поведения . Мифическая ‘’ политическая космология ‘’ обосновывали идею божественного первоисточника социальных и политических порядков / таков миф о божественном происхождении власти императора Китая , миф о богах как первоначальных правителях и законодателях в Греции и др ./.
Определенная рационализация политических представлений в культурных центрах Древнего мира происходит в 1 тысячелетии до нашей эры . Процесс становления собственно политической мысли сопровождался активным обсуждением социальных проблем , попыткой их объяснения , а также выработкой понятий , принципов , теоретических положений в области политики .
Зарождение политической науки как самостоятельной дисциплины связано с именем древнегреческого мыслителя Аристотеля . Ему принадлежит и первенство в создании эмпирической /опытной / методологии политических исследований . Государство , по Аристотелю , возникает естественным путем для достижения блага людей и представляет собой политическую организацию . Каждое государство имеет свою форму , которая определяется числом властвующих /один , немногие , большинство / . Кроме того , Аристотель различал правильные и неправильные формы ; в правильных властители радеют за общую пользу , в неправильных отстаивают личное благо . В самой правильной форме государства - политии правит большинство . Полития соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии . Аристотель высказал ряд глубоких положений о природе справедливости и равенства и впервые указал на зависимость формы государства от состояния его элементов /социальных групп /. Взгляды Аристотеля получили широкую известность в средневековых философских и политических теориях , где господствовала теологическая форма мышления . Выражением официального учения церкви в средние века в Западной Европе было учение Фомы Аквинского Он обосновал теорию божественного происхождения государства и стремился доказать превосходство духовной власти над светской . Аквинский разработал своеобразный критерий оценки правомерности политической власти/моральный характер правления / и на основе этого построил классификацию форм государства . Политическую науку он рассматривал как область знания , относящуюся к управлению государством .Главными целями этой науки , в трактовке Аквинского ,является имитация природы и достижение совершенства в человеческих отношениях.