В 1970-1990-е гг. в мировой общественно-политической мысли активно разрабатываются этнополитические идеи и концепции, трактующие различные интересы и устремления разнообразных социальных форм этносов — племен, народностей, наций. Это связано, с одной стороны, с утверждением на арене мировой истории уникальных культур народов, считавшихся ранее отсталыми и обретшими свою государственную независимость относительно недавно, а с другой стороны, с неосознанным сопротивлением нивелирующему воздействию современных технологий и моделей образа жизни, угрожающих сохранению культурной традиции .и национальной самобытности. Феномен быстрого роста национального самосознания с одновременным всплеском национализма ученые назвали «этническим ренессансом», «этническим парадоксом современности».
Само по себе этническое возрождение не является этническим конфликтом, однако обладает мощным конфликтогенным потенциалом. Грань, отделяющая этнический патриотизм от национализма, очень размыта и подвижна. Небольшое изменение акцентов — и вызревает благоприятная для конфликта интеллектуальная и духовная среда.
В российской политологии под этнополитическим конфликтом понимается конфликт, характеризующийся определенным уровнем организованного политического действия, участием общественных движений, наличием массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние происходит по линии этнической общности.
Современный этнополитический конфликт имеет скрытый период накопления и развертывания межэтнических противоречий. Продолжительность этого периода различна. Именно в это время и формируются собственно этнополитический потенциал конфликта, его участники осознают свой национальный статус и сопоставляют его со статусом других национальных общностей, определяют свое отношение к ним. В этот период решается вопрос о путях борьбы за власть и перераспределение материальных ресурсов. Недовольство собственным национальным статусом актуализирует историческую память, древние стереотипы межнациональной борьбы.
В научной литературе существуют два подхода к анализу причин, сущности и эволюции этнополитических конфликтов.
Социологический подход объясняет причины конфликтов на основе анализа этнических параметров основных социальных групп и слоев, а также взаимосвязи и взаимовлияния социальной стратификации общества и разделения труда с этническими характеристиками региона, переживающего этнополитическую напряженность.
Политологический подход основное внимание уделяет трактовке роли национальных элит в мобилизации чувств в условиях межэтнической напряженности и в процессе ее эскалации до уровня открытого конфликта; исследует вопросы власти, доступа к ресурсам; анализирует социально-психологические механизмы этнополитических конфликтов.
Многие ученые считают, что основными причинами этнополитических конфликтов являются общецивилизационные факторы, порождаемые объективным развитием человечества. Например, Э. Блэк полагает, что неравномерное протекание модернизации социальной структуры, экономики, национально-государственного устройства в этнонациональных ареалах порождает конфликты между притязаниями этнических групп, с одной стороны, и реальными возможностями государства гарантировать обеспечение прав своих граждан — с другой. По утверждению А. Дейча, модернизация актизизирует этническое сознание, способствует складыванию политических устремлений к национальной автономии.
М. Гектер, определяя этнополитический конфликт, выдвигает концепцию «внутреннего колониализма», в которой обосновывает «триадную модель» возникновения этнополитическои напряженности:
- этнические периферийные группы многонационального государства в процессе его неравномерной модернизации начинают ощущать обделенность, что объективно, но конфликтоген-но по своей природе;
- эта обделенность воспринимается ими как результат угнетения центром периферии;
- как ответная реакция угнетаемой общности на «внутренний колониализм» центра формируется национализм.
Отдельный пласт причин, порождающих этнополитические конфликты, коренится в истории этносов, их взаимодействии, сформировавшихся национальных сознании, психологии, традициях, идеологических мифах и стереотипах, передающихся из поколения в поколение.
В условиях разрушенных социальных связей усиливается роль национальности как традиционно значимого канала социальной идентификации. Различные течения этноцентрализма, включая разновидности национализма и крайнего шовинизма, превращаются в особые формы преодоления комплекса неполноценности, присущего маргинальным слоям. Национализм может служить своеобразной приманкой, с помощью которой социальные низы вовлекаются в орбиту влияния политических партий, решающих задачи политической мобилизации населения.
В числе причин, порождающих этнополитический конфликт, можно назвать «политизацию этнической солидарности» (Ч. Фостер), получившую свое развитие в условиях либерализации политической системы в СССР в перестроечный период.
Возможны следующие ситуационные источники этнополитических конфликтов:
- внезапное исчезновение сдерживающих факторов внешней среды, что происходит при быстром ослаблении высшей политической власти или неожиданном исчезновении внешней угрозы;
- историческое наследие межэтнических отношений;
- внутренняя борьба за лидерство в рамках этнической группы;
- ухудшение экономической ситуации;
- низкий уровень политической и общей культуры в очагах этнополитических конфликтов.
Вся совокупность этнополитических конфликтов на территории бывшего СССР может быть сведена к следующим основным типам:
- территориальные конфликты, часто тесно связанные с воссоединением раздробленных этносов: их источник — внутриполитические, нередко и вооруженные, столкновения между правительством и национально-освободительным движением или сепаратисткой группировкой, пользующейся военно-политической поддержкой соседнего государства (Нагорный Карабах, Южная Осетия, северо-восточные регионы Казахстана Южный Дагестан и др.);
- конфликты, порожденные стремлением этнического меньшинства реализовать право на самоопределение в форме создания независимого государственного образования (Абхазия, Приднестровье);
- конфликты, связанные с восстановлением территориальных прав депортированных народов (между осетинами и ингушами из-за Пригородного района, крымскими татарами и другими народами Крыма);
- конфликты, в основе которых лежат притязания того или иного государства на часть территории соседнего государства (стремление Эстонии и Латвии присоединить к себе ряд районов Псковской области, которые были включены в состав этих двух государств при провозглашении независимости, а в 1940-е гг. перешли к РСФСР);
- конфликты, источниками которых служат последствия произвольных территориальных изменений, осуществленных в советский период (проблема Крыма, территориальные споры в Закавказье и Средней Азии);
- конфликты, порожденные многолетним пребыванием депортированных народов на территории других республик (турки-месхетинцы в Узбекистане, чеченцы в Казахстане и др.);
- конфликты, связанные с абсолютизацией и противопоставлением принципов права народов на самоопределение и территориальную целостность государств, со стремлением легитимации социально-политического превосходства «коренной» («титульной») нации данного государства или национально-государственного образования над другими народами;
- конфликты, вызванные дискриминацией русских в ряде государств СНГ;
- конфликты, в которых за лингвистическими спорами о государственном языке скрываются глубокие разногласия между различными национальными общинами, как это проявляется, например, в Молдове.
При анализе этнополитических конфликтов следует иметь в виду, что нередко может наблюдаться наслоение одних конфликтных ситуаций на другие.
Все бытующие в мире представления о принципах и путях решения этнополитических конфликтов могут быть подразделены на три основные категории:
- оперативные решения — связанные с некоторыми разовыми действиями, направленными в основном на недопущение разрастания конфликта, например за счет усиления охраны жизненно важных объектов или нейтрализации «боевиков», на устранение наиболее ощутимых последствий конфликтов (размещение и обустройство беженцев, восстановление разрушенных зданий, коммуникаций и т. д.), либо связанные с минимизацией риска возникновения конфликта (наказание организаторов погромов, активизация информационно-разъяснительной работы и др.);
- тактические решения — направленные на урегулирование уже возникших конфликтов путем силового, в том числе экономического, давления на их участников или посредством налаживания переговорного процесса;
- стратегические решения — ориентированные на предупреждение кризисов в межнациональных отношениях на основе заблаговременного создания правовых, политических, экономических и социально-психологических условий для безболезненного и цивилизованного развития этих процессов.
Россия активно накапливает миротворческий опыт при урегулировании этнополитических конфликтов на территории государств СНГ. Наша страна внесла свой вклад в смягчение конфликтов и перевод их в фазу переговоров, выступая посредником между Арменией и Азербайджаном, Абхазией и Грузией, Южной Осетией и Грузией. Благодаря России было остановлено кровопролитие в Приднестровье, она служит сдерживающим фактором в гражданской войне в Таджикистане.