Вторым источником геополитики, как считают многие ученые, были военно-стратегические теории. Признанными авторами таких теорий считаются Никколо Макиавелли (1469-1527), Карл фон Клаузевиц (1780-1831), Хельмут Иоганн Мольтке (1848-1916) и др. Но наиболее сильное влияние на разработку и углубление этих теорий оказал американский военно-морской теоретик, историк Альфред Мэхен (1840-1914). В 1890 г. был напечатан капитальный труд адмирала-ученого "Влияние морской мощи на историю". Подробно о содержании книги будут сказано в главе 2, сейчас же только отметим, что перу Мэхена принадлежит также книга "Проблема Азии и ее воздействие на международную политику" (1900) и много статей на военно-политические темы. Этот автор ввел в научный оборот термин "прибрежные нации". В частности, адмирал писал: "Политика изменялась как с духом века, так и с характером и проницательностью правителей: но история прибрежных наций определялась не столько ловкостью и предусмотрительностью правительств, сколько условиями положения, протяженности и очертания береговой линии, численностью и характером народа, т. е. вообще тем, что называется естественными условиями"6.
На территории мирового пространства Мэхен выделил особую сферу между 30-й и 40-й параллелями - "зону конфликта", в которой, по его мнению, неизбежно и вне зависимости от воли конкретных политиков сталкиваются интересы "морской империи", контролирующей океанские просторы, и "сухопутной державы", опирающейся на континентальное ядро Евразии (читай: Англии и России того времени). Морская империя, чтобы выжить, должна отбросить континентальную державу как можно дальше в глубь Евразии; империи важно завоевать прибрежную территорию, поставить под контроль "прибрежные нации, для чего надо окружить противника кольцом военно-морских баз".
Видным разработчиком военно-стратегических концепций был русский генерал-фельдмаршал (последний фельдмаршал России) Д.А. Милютин.
Военно-стратегические теории внесли в методологию геополитики идею ключевых пунктов и зон, позволяющих контролировать значительные территории потенциального противника. В наше время -- время космических технологий (оборона, коммуникации) - эти подходы получают качественно новое значение.
Третьим теоретическим источником геополитики являются концепции географического детерминизма. Это наиболее древний источник познания. Так, идеи о влиянии географической среды (климата, почв, рек, морей и пр.) на историю и человека встречаются еще у /c. 10/Геродота (между 490-480 - ок. 425 г. до н.э.), Гиппократа (ок. 460 - ок. 370 гг. до н.э.), Фукидида (ок. 460 - 400 гг. до н.э.) и других античных авторов.
Полибий (ок. 200 - ок. 120 гг. до н.э.), например, объяснял суровость нравов жителей Аркадии господством туманного и холодного климата: "По этой... причине народы представляют столь резкие отличия в характере, строении тела и в цвете кожи, а также в большинстве занятий"7.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) в труде "Политика" подчеркивал особенность геополитического положения острова Крит: "Остров Крит как бы предназначен к господству над Грецией, и географическое положение его прекрасно: он соприкасается с морем, вокруг которого почти все греки имеют свои места поселения; с одной стороны он находится на небольшом расстоянии от Пелопоннеса, с другой - от Азии..."8.
Большое значение географических условий для жизни государств отмечал Полибий, а затем римляне - Цицерон (106-43 гг. до н.э.) и особенно Страбон (64/63 г. до н.э. - 23/24 г. до н.э.), который был географом. Страбон разделил весь мир на четырехугольники и в одном из них поместил обитаемый мир. Он состоял из Европы, Ливии и Азии. Любопытно суждение Страбона о том, что необитаемые страны не представляют для географа интереса. "Не служит никаким политическим целям, - считал он, - хорошее знакомство с отдаленными местами и населяющими их людьми, особенно если это острова, чьи обитатели не могут ни помешать нам, ни принести пользы своей торговлей"9. Это суждение можно назвать геополитическим. В нем во главу угла поставлены политические соображения. Современные ученые, приверженцы школы политической географии, по сути, развивают идеи Страбона.
Известный специалист в этой области науки Жан Готтман отмечает, что наш политический мир простирается только на пространства, доступные человеку, что доступность - детерминирующий фактор; места, куда человеку нет доступа, не имеют никакого политического значения и не составляют проблемы. Суверенитет Луны вовсе не представляет сегодня политического значения, так как люди не могут взять оттуда что-либо. Антарктика не имела политического значения до той поры, пока ее не стали осваивать; но зато с того времени, как она сделалась доступной, ледовый континент был разделен на порции, подобно яблочному пирогу, и все эти /c. 11/ порции, представляют ныне совершенно определенные политические ячейки, которые уже породили ряд международных инцидентов.
Античная мысль была унаследована мусульманским Востоком. Огромное значение влиянию природы на человеческую историю придавал арабский историк и мыслитель Абд ар-Рахман Абу Зейд Ибн Халдун (1332-1406), игравший видную роль в политической жизни мусульманских государств Северной Африки.
Главный фактор, определяющий влияние природы на общественно-политическую жизнь, по теории Ибн Халдуна, - климат. Только в странах с умеренным климатом люди способны заниматься культурной деятельностью, а жители юга (т.е. стран, прилегающих к экватору) не нуждаются ни в прочных жилищах, ни в одежде, а пищу получают от самой природы в готовом виде; у них нет причин развивать культуру; жители холодных северных стран, наоборот, затрачивают всю свою энергию на добывание пищи, изготовление одежды и постройку жилищ; следовательно, они не имеют времени для занятия науками, литературой и искусствами.
Ибн Халдун сформировал теорию исторических циклов, согласно которой в странах с умеренным климатом наиболее активной силой истории являются кочевники, обладающие физическим и моральным превосходством над оседлым населением, особенно горожанами. Именно поэтому кочевники периодически захватывают страны с оседлым населением и образуют обширные империи со своими династиями. Но через три-четыре поколения потомки утрачивают свои положительные качества; тогда из степей и пустынь появляются новые волны кочевников-завоевателей, и история повторяется.
Эти идеи оказали большое влияние на русских "евразийцев" и на теорию Л.Н. Гумилёва.
Европейская эпоха Великих географических открытий явилась новым этапом развития идей географического детерминизма. Французский ученый Жан Воден (1530-1596) в работе "Шесть книг о государстве" (1577) вновь поднял интерес к проблеме географического детерминизма. Различия и изменения в государственном устройстве он объяснял тремя причинами: Божественной волей, человеческим произволом и влиянием природы. На первое место по силе влияния природы он ставил географические причины, а наибольшее значение среди всех географических факторов придавал климату. Земной шар Боден делил на три части: жаркую - экваториальную, холодную - полярную и умеренную - среднюю. Вслед за греческим мыслителем Полибием он утверждал, что характер народов в первую очередь зависит от климатических условий места их развития. На севере живут более сильные физически и /c. 12/ воинственные люди, на юге - более одаренные. При правильном взгляде на историю, полагал Боден, видно, что "величайшие полководцы приходят с севера, а искусство, философия и математика рождаются на юге".
Идеи географического детерминизма нашли широкое распространение в XVIII-XIX вв. Особенно популярны они были во Франции. В своей работе "О духе законов" (1748) Шарль Монтескье (1689-1755) главную причину определенного законодательного устройства государств вслед за Боденом видел в особенностях климата. В холодном климате, полагал Монтескье, люди более нравственны. В умеренном климате люди нравственно более неустойчивы, потому что недостаточно определенные свойства этого климата не в состоянии дать им устойчивость. А жаркий климат ослабляет характер людей, что, по мысли Монтескье, привело к развитию рабства10.
Начиная с первой четверти XIX в. школа географического детерминизма перемещается в Германию. Ее основателями считают А. фон Гумбольдта и К. Рихтера.
Немецкий естествоиспытатель, географ и путешественник Александр фон Гумбольдт (1769-1859) свою концепцию о тесных взаи-мотношениях между человеком, государством и миром окружающей природы строил на большом эмпирическом материале, на успехах естественных наук. Его главная мысль заключалась в том, что география должна давать полную картину окружающего мира и служить целям человека. По сути, это социологическо-философское воззрение на отношения человека и природы. "...Созерцание телесных предметов,- утверждал он,- в виде одного внутренними силами двигающегося и оживленного целого как отдельная наука имеет совершенно самобытный характер"11. Гумбольдт - автор сравнительного метода в географии.
Немецкий ученый, географ Карл Риттер (1779-1858) также успешно развивал идеи географического детерминизма существование народов: их развитие идет в русле, проложенном физической природой - почвой, климатом, географическим положением. Он пришел к выводу, что "Европа счастливым своим климатом и умеренностью времен года обязана ограниченности своего пространства"12.
По глубочайшему убеждению Риттера Земля и все находящееся на ней было сотворено Божественным Провидением. Он сконструировал иерархическую схему регионального движения Земли: сухопутная (континентальная) полусфера и полусфера водная (морская). Континентальную полусферу он разделил на два больших /c. 13/ региона: Старый Свет и Новый Свет. Старый Свет распространяется у него с Востока на Запад. Климат его в большей степени однообразен, чем в Новом Свете, простирающемся с Севера на Юг. Последний отличается климатическим разнообразием. Такое климатическое различие, по мнению Риттера, наложило существенный отпечаток на характер народов, населяющих конкретный регион, на взаимоотношения народов данных регионов.