О влиянии окружающей природы на человека и общество и наоборот указывали основатели классической немецкой философии И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, Л. Фейербах. У нас нет возможности подробно изложить их взгляды на этот предмет, поэтому остановимся на основных идеях Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831). В своей работе "Философия истории" он говорит о роли географических факторов в жизни народов. А в курсе лекций по философии истории у него есть специальный раздел "Географическая основа всемирной истории". В нем он обосновывает и те естественные свойства стран, которые "раз и навсегда исключают их из всемирного исторического движения"13. Причиной такого движения является жаркий или излишне холодный климат. В своих работах этот энциклопедически образованный человек тем не менее географический детерминизм объединяет с расизмом. У него только страны Западной Европы и США являются носителями исторического прогресса. Народы же других регионов и частей света, в том числе и России, рассматриваются им как стоящие ниже европейцев. Так, порабощение коренных жителей Мексики и Перу испанскими конкистадорами Гегель объясняет тем, что индейцы "во всех отношениях, даже в отношении роста, стоят ниже европейцев"14.
Тот или другой общественный строй философ выводит из комбинации трех "географических различий". Земная поверхность у него выступает как:
- безводное плоскогорье со степями и равнинами;
- низменности, переходные страны, орошаемые реками;
- прибрежные страны, непосредственно прилегающие к морю.
Отсюда Гегель делает вывод, что "скотоводство является занятием обитателей плоскогорий, что земледелием и промышленным трудом занимаются жители низменностей; наконец, торговля и судоходство составляют третий принцип. Патриархальная самостоятельность, тесно связанная с первым принципом, собственность и отношения господства и порабощения - со вторым, а гражданская свобода - с третьим принципом"15. Нетрудно рассмотреть в этих /c. 14/ географических изысканиях философа попытку доказать превосходство немцев, англосаксов, французов, испанцев и выходцев из этих стран, заселивших американский континент, над всеми другими народами. Точку зрения Гегеля впоследствии развивали не только немецкие, но и многие другие западноевропейские ученые.
Безусловно, не простое копирование гегелевских схем, но свое видение исследуемого источника было у профессора географии Лондонского университета Генри Томаса Бокля (1821-1862), который не ограничивался только рамками влияния климата на общественный строй. В книге "История цивилизации в Англии" он высказал идею о совокупности условий географической среды, влияющей на жизнь общества. Бокль выделяет четыре группы факторов: климат, пищу, почву и общий вид природы. По его мнению, главная причина цивилизации в древнем мире - плодородие почвы, в Европе - климат"16.
Но Бокль признавал и влияние развитого человеческого разума на исторический процесс, т.е. что уровень экономического благосостояния зависит не от благости природы, а от энергии человека. Эта энергия безгранична в отличие от ограниченности и стабильности естественных ресурсов. Качество почвы, количество пищи, ее стоимость, по мнению ученого, напрямую связаны с уровнем жизни населения. Плодородная почва дает избыток продовольствия, быстро растет население, что ведет к уменьшению заработной платы работников. Более дешевая пища также порождает быстрый прирост населения, что, с одной стороны, ведет к нищете работающих, а с другой - к быстрому обогащению правящей верхушки.
Ландшафт у Бокля действует на накопление и распределение умственного капитала. У него ландшафт может возбуждать воображение (виды грозной природы), способствовать развитию рассудка, логике мышления. Возбуждает воображение ландшафт тропиков и прилегающих к ним пространств. Здесь преобладают силы природы, поэтому именно здесь и возникли древнейшие цивилизации. Ландшафты, воспламеняющие воображение, подвигающие к умственной деятельности, направленной, в частности, на подчинение природы человеку, были в Европе, а вне оной, наоборот, шло подчинение человека природе.
Во французской географической школе, кроме Монтескье, следует, на наш взгляд, назвать имена Жана Батиста Дюбо (1670-1742), который считал, климатические условия страны основным фактором развития искусства, и Ипполита Адольфа Тэна (1828-1893), утверждавшего, что на строй общества влияют не только /c. 15/ географические и климатические условия, но и характер расы, состояние умов и нравов. Социолог Эдмон Демолен (1852-1907) стал основателем социальной географии, нового течения в социологии, изучающего влияние местных условий на формирование общественных типов.
Русская школа географического детерминизма развивалась в большей степени учеными-историками: Б.Н. Чичериным, С.М. Соловьёвым, В.О. Ключевским, А.П. Щаповым и др.
Наибольший вклад в развитие этой школы внес, по нашему мнению, Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879). Он значительно глубже Б.Н. Чичерина рассмотрел проблему географической детерминации русской государственности. Москва смогла объединить русские земли и создать сильное централизованное государство благодаря особенностям ее географического положения и природных условий. Природа среднерусской равнины была не очень щедра на дары: небогатая гумусом почва, продолжительные и суровые зимы, короткое, часто дождливое лето и т. п. приучили жителей русской равнины вообще и Московского княжества в частности к упорному интенсивному труду (особенно коротким летом), к коллективным формам организации труда и образа жизни, к твердости в преодолении трудностей, сообразительности, творческому отношению к решению тех или иных житейских, бытовых, трудовых, военных и прочих проблем.
Суровую природу Центральной России Соловьев называл мачехой. Природно-климатические условия русской равнины были значительно тяжелее по сравнению со средой обитания народов Западной Европы. Соловьев в этом природно-климатическом неравенстве видел причины отставания России от Западной Европы (монголо-татарское нашествие задержало это развитие еще на 250 лет. - Авт.) Народам, населяющим русскую равнину, приходилось вести суровую жизнь, постоянно бороться за выживание, отвоевывать жизненное пространство у окружающей природы, представляющей собой участки плодородной земли, леса, болота, каменистые плато. Эти сложные условия наложили свой специфический отпечаток на весь уклад жизни народа17.
По мнению другого русского историка Василия Осиповича Ключевского (1841-1911), в судьбе каждого народа "встречаем силу, которая держит в своих руках колыбель каждого народа,- природу его страны"18.
Глубокий след в русской научной мысли оставили работы Льва Ильича Мечникова (1838-1888). Остановимся на главном произведении ученого: "Цивилизация и великие исторические реки. Географическая /c. 16/ теория развития современного общества". Этот труд был опубликован спустя год после смерти ученого. В нем он выступил как крупный географ, социолог, прекрасно владеющий пером и словом публицист. Мечников видел в качестве основы исторического развития гидросферу. По его мнению, водные пути выступают своего рода синтезатором географических условий. Они более существенно влияли на человека, чем другие элементы географической среды.
Ученый разделил человеческую историю на три периода, каждый из которых был связан с водой. Основу цивилизаций этих периодов составляли: река, море, океан. Речной период - четыре древнейших цивилизации (Египет на Ниле, Месопотамия на Тигре и Ефрате, Индия на Инде и Ганге, Китай на Янцзы и Хуанхэ). Этот ранний период в истории человечества характеризуется такими главными чертами, как деспотизм и рабство. Морской (средиземноморский или средневековый) период начинается у него с основания Карфагена и заканчивается правлением Карла Великого. Изначально он характеризуется рабством, затем - подневольным трудом крепостных, феодальными федерациями. Океанический период начинается с открытия Америки. Охватывая Новое время и Новейшее время, он, как полагал ученый, только начинается и несет уничтожение принуждения, свободу, равенство, братство. Равенство Лев Ильич понимал как полную ликвидацию социальной дифференциации, и, подобно И. Канту, полагал, что наступит равенство всех перед законом, а братство у него предполагало солидарность согласованных индивидуальных сил. В работах ученого видны отголоски идей французских просветителей, русских левых эмигрантов, революционеров-народников - Н.П. Огарева, П.Л. Лаврова и H.A. Шевелева.
Но наиболее глубоко и обстоятельно идеи влияния географических факторов, в частности почвы и пространства, были развиты Ф. Ратцелем и Р. Челленом.
1.3. Объект и предмет геополитики19
Термин "геополитика" существует уже более сотни лет. Долгое время в спорах о сущности и границах геополитики как науки вопрос об ее объекте не выделялся. Нет даже намека об объекте геополитики в солидной работе А. Дугина, в монографии и "Введении в глобалистику" К. Гаджиева, в "Геополитике" Э. Позднякова, в одноименных работах Ю. Тихонравова и других авторов. В определенной степени это можно объяснить тем, что наша планета - Земля, /c. 17/ а отношения людей, складывающиеся на Земле сотни тысяч дет, являются предметом изучения многих естественных, гуманитарных и иных наук. Поэтому, не претендуя на слово в последней инстанции, мы бы хотели предложить следующее определение объекта геополитики: это планетарное пространство - твердая суша, вода (моря и океаны), воздушная оболочка, окутывающая земной шар, на котором миллионы лет идет великое противостояние моря и суши, воздуха и земной коры, т. е. планетарное пространство с государствами, их границами, ресурсами и т. д. Короче говоря, объектом геополитики как науки является планетарное пространство, геополитические процессы и явления в мировом сообществе как системе.