Роль политики в общественной жизни определяется ее функциями1. К числу основных функций политики можно отнести следующие:
1) обеспечение целостности и стабильности общества;
2) мобилизация социальных ресурсов для удовлетворения общественных потребностей;
3) предотвращение и цивилизованное разрешение социальных конфликтов;
4) использование принуждения и насилия для реализации общей воли.
Изучение политологии рекомендовано ЮНЕСКО в 1948 году, и она массово изучается в высших учебных заведениях, успешно конкурируя с юриспруденцией, экономическими и философскими науками и имея один из самых высоких рейтингов среди гуманитарных дисциплин.
Согласно резолюции ЮНЕСКО политология изучает следующие основные проблемы:
Уяснения сущности политики позволяет разграничить объект и предмет политологии. Предварительно уточним значение этих близких по смыслу научных понятий. Объект науки - это исследуемая ею сфера действительности. Предмет науки - это часть изучаемого объекта, определенные закономерности его развития и функционирования, отражающие специфику данной науки.
Изучение объекта в целом не дает возможности охватить все его свойства и особенности. Выделение предмета исследования позволяет изучить одно или несколько свойств объекта, учитывая или не учитывая другие свойства.
Объектом политологии является политическая сфера жизни общества, а предметом - власть как первооснова политики, закономерности ее функционирования в государственно-организованном обществе.
Нелинейный характер эволюции способов познания политики сформировал в современной политической науке несколько точек внутреннего напряжения, свидетельствующих о взаимном противостоянии самых разнообразных методов познания политики. Эти методы таковы:
¨ количественные (эмпирико-аналитические, сциентистские) и качественные (нормативно-онтологические, делающие акцент на феноменологической природе политических явлений);
¨ рациональные (рассматривающие рациональные мотивы в качестве единственного источника поведения человека) и те, что настаивают на доминировании подсознательных мотивов в человеческом поведении;
¨ персоналистские (их сторонники рассматривают политику как отношения личности и государства) и институциональные (рассматривающие институты и нормы в качестве основных единиц политической деятельности человека);
¨ социально ориентированные (утверждающие социальную природу фактов политики) и технократически ориентированные (рассматривающие технику как основу создания институтов власти).
Наряду с указанными методами, способами изучения политики важное значение имеют также социологические (объясняющие политические действия людей с точки зрения различных параметров их общественного положения — социальных ролей, статуса и т.п.), антропологические (интерпретирующие политические события в качестве разнообразных проявлений человеческой природы), психологические (абсолютизирующие эмоционально-чувственную детерминацию политических действий человека), институциональные (квалифицирующие организационные структуры как основные звенья политики) и некоторые другие методы.
В настоящее время в современной политологии отсутствует единое понимание предмета политологии. Это обусловлено прежде всего различиями политического опыта развитых стран, который способствовал формированию разных традиций исследования политики.
Европейская политология несет на себе отпечаток традиционных направлений развития западной общественной мысли - философской, юридической и исторической. Корни европейской политологической школы лежат в государствоведении, поэтому свое основное внимание политология сконцентрировала на изучении государства, других политических институтов, осуществляющих властные функции. Внутри европейской политической науки обозначились два направления в трактовке (истолковании, объяснении) предмета политологии.
Сторонники первого направления, узко очерчивавшие предмет этой науки, считали, что политология есть наука о государстве. Эта традиция была заложена еще Аристотелем. Представители второго направления, расширительно толковавшие предмет политологии, рассматривали ее как науку о власти (кратологию).
Однако в том и другом направлениях ученые испытывали трудности в объяснении изменяющейся реальности. Дело в том, что за политическими институтами, которые являются лишь внешними формами политических отношений, подчас невозможно увидеть подлинные причины и реальные движущие силы политических явлений, процессов и изменений, понять, в чьих интересах на самом деле используется власть. Сторонники второго направления, ориентировавшиеся на изучение власти, как это ни парадоксально, сами выражали сомнения по поводу возможности ее определения. Так, французский политолог Ф. Буррико заметил, что «в своей политической форме власть ставит наиболее грозную загадку».
Под влиянием технологических, социально-экономических изменений 30-х годов XX в. в Европе обнаружился кризис тех представлений о политике, которые исходили из рассмотрения ее исключительно сквозь призму политических институтов власти. Важно было понять социальные причины того, кто и почему осуществляет распределение власти внутри общества, каковы последствия данного распределения и осуществления власти. Эти обстоятельства вызвали интенсивное развитие политической социологии, политической философии, политической антропологии и т. д.
Учитывая новые реальности, французский политолог М. Гравитц сформулировала обобщенную точку зрения на предмет политологии. «Представляется, - писала она, - что политическую науку можно определить как изучение того, как люди используют институты, регулирующие их совместную жизнь, и изучение идей, приводящих в движение людей, независимо от того, созданы эти идеи ими самими или получены от предшествующих поколений. ... В предмете политической науки тесно переплетены идеи, институты и люди».
В рамках европейской научной традиции политология рассматривается как одна из наук о политике наряду с политической историей, политической философией, политической социологией и т. д. Для европейской политологической школы характерно исследование общесоциологических, философских аспектов властных отношений, деятельности государства и других политических институтов. Поэтому ее выводы отличаются академизмом, претензией на универсальность (пригодность для всех ситуаций), абстрактным характером.
Большей практичностью характеризуются выводы американской политической науки, которая формировалась как реакция на политические проблемы, требовавшие своего решения при создании американской политической системы. Определяя политологию как науку о власти, большинство американских исследователей выделяли во властных отношениях их функциональные, поведенческие и психологические характеристики.
Американская политическая наука формировалась как реакция на политические проблемы, требовавшие своего решения при создании американской политической системы.
Американская политическая мысль - направление развития общественных знаний, который утвердился в США из конца XIX ст., сориентированный на научно-теоретические поиски связи государства и общества и на эмпирический подход к анализу деятельности государственных, правительственных и политических институтов. В 1857 г. в Колумбийском университете была открытая первая «Школа (колледж) политической науки», с 1889 г. начала работу Академия политологических и социологических наук, в 1903 г. была создана Американская ассоциация политических наук. Ныне Ассоциация начисляет свыше 25 тыс. профессионалов-политологов. Центры эмпирических исследований действуют в американских университетах с 1906 г., Федеральный Центр эмпирических исследований создан в 1914 г. Активно развивается политологическая наука после второй мировой войны. Особую роль в развитии американской политологии после второй мировой войны играет изучение международных отношений и внешней политики государств.
В последнее время в американской политологии развиваются такие новые направления, как: теория политического управления; международной политики; политической модернизации, компаративистской политологии.
Американские ученые Толкотт Парсонс (1902— 1979) и Роберт Даль (род. 1915) главную функцию власти видели в распределении ресурсов, обеспечении общего порядка в государстве. А поскольку распределение ресурсов осуществляется путем принятия властью важнейших для общества политических решений, то это дало основание другому американскому политологу, Дэвиду Истону (род. 1917) считать предметом политической науки «исследование способов, которыми принимаются решения для общества, действия институтов, которые принимают и осуществляют властные решения, и те последствия, которые они могут вызывать».
Этой широкой трактовке предмета политологии противостояла более узкая, которую представляли бихевиористы («бихевиоризм» — от английского слова behaviour, что означает «поведение»).
Они сводили предмет политологии к изучению политического поведения личности или группы, причем поведения, непосредственно наблюдаемого. Исследование политических структур для них не имело смысла, так как, по мнению бихевиористов, в основе политической реальности, деятельности политических субъектов лежат индивидуальная человеческая воля, индивидуальные человеческие страсти, особенно жажда власти и применение силы. Поэтому в рамках американской политологической традиции обращается внимание на мотивы политического поведения (избирателя, политика), исследуется то, как влияет на индивидуальное поведение форма политических институтов, способы их формирования.