Смекни!
smekni.com

Политическая мысль античности (стр. 1 из 2)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра политологии.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По политологии на тему:

Политическая мысль античности

Преподаватель: доц. Королькова В.Н.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Учение Платона об идеальном государстве…………………………3 стр.

2. Аристотель о сущности и формах государства……………………..7 стр.

3. Кратко сформулируйте основные аргументы Платона против

демократии. Попробуйте противопоставить доводам Платона свои

контраргументы……………………………………………………...10 стр.

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………13 стр.

Учение Платона об идеальном государстве.

Политическая мысль в Древней Греции и Древнем мире развивалась как форма теоретического обобщения интенсивной политической жизни, характерной для этих обществ. Функционирование институтов полисной демократии невозможно без активного участия граждан в политике, что предполагает выбор оптимальных для этого форм государственного устройства, существования механизма разрешения политических конфликтов, возникающих между гражданами, наличие представлений о путях обеспечения единства общества.

Проблема государственного устройства была, есть и будет одной из

самых сложных и противоречивых проблем, стоящих перед человечеством.

Множество людей уже тысячи лет пытаются понять, каким государство должно быть "в идеале". При этом некоторые люди считают лучшим сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой, другие - государство, в котором каждый человек ощущает себя вполне свободным и счастливым. Так проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности. Одним из древнегреческих философов занимающихся этими вопросами является Платон (432-347 до н.э.).

Социально-политическим вопросам посвящены несколько произведений

Платона: трактат "Государство", диалоги "Законы", "Политик". В своих произведениях Платон говорит о модели "идеального", лучшего государства. Эта модель не есть описание какого-либо существующего строя, системы, а, напротив, модель такого государства, которого нигде и никогда не было, но которое должно возникнуть, то есть Платон говорит об идее государства, создает проект, утопию. Это не значит, что автор не пробовал повлиять на государственное управление, но все его попытки заканчивались весьма плачевно: афинского философа не раз изгоняли из города, а один раз чуть было не продали в рабство. Так бесславно закончилась попытка устроить

государственное управление на основах разума.

Прежде чем рассмотреть "идеальное" государство Платона, необходимо понять, какие государства он относил к отрицательному типу. В трактате "Государство" Платон пишет о том, что главная причина порчи

обществ и государств заключена в "господстве корыстных интересов", обуславливающих поступки и поведение людей. В соответствии с

этим основным недостатком Платон подразделяет все существующие государства на четыре разновидности в порядке увеличения, нарастания "корыстных интересов" в их строе.

1. Тимократия - власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты "совершенного" строя. В государстве такого типа правители и

воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ. Большое

внимание уделяется спортивным упражнениям, однако уже заметно стремление к обогащению, и "при участии жен" спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии.

2. Олигархия. В олигархическом государстве уже имеется четкое

разделение на богатых (правящий класс) и бедных, которые делают возможной совершенно беззаботную жизнь правящего класса. Развитие олигархии, по теории Платона, приводит к ее перерождению в демократию.

3. Демократия. Демократический строй еще более усиливает разобщенность бедных и богатых классов общества, возникают восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей государственной системы - тирании.

4. Тирания. По мнению Платона, если некое действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату. Так и

здесь: избыток свободы при демократии приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы, живущего по прихоти одного человека - тирана.

Отрицательные формы государственной власти Платон противопоставляет своему видению "идеального" общественного устройства. Огромное

внимание автор уделяет определению в государстве места правящего класса. По его мнению, правителями "идеального" государства должны быть

исключительно философы, для того чтобы в государстве властвовали рассудительность, разум. Платон считает, что любое новшество в идеальном государстве неизбежно ухудшит его (нельзя улучшить "идеальное").По существу, философы охраняют остальных людей от порока, каким является любое нововведение в государстве Платона. Не менее

важно и то, что благодаря философам правление и вся жизнь "идеального"

государства будет построена по законам разума, мудрости, там не будет

места порывам души и чувствам.

Если в государстве Платона существуют люди, которые занимаются

законами и устройством государства, то естественно предположить, что в

нем существуют и люди, занимающиеся исключительно земледелием, ремеслом. Действительно, основной закон существования "идеального" государства состоит в том, что каждый член общества обязан выполнять

только то дело, к которому он пригоден.

Всех жителей "идеального" государства автор разделяет на три

класса. Низший класс объединяет людей, которые производят необходимые

для государства вещи или способствуют этому - это земледельцы, ремесленники, торговцы. Не смотря на то, что торговцами и земледельцами могут быть совершенно различные люди, все они, по Платону, стоят приблизительно на одной ступени нравственного развития. Внутри этого низшего класса также существует четкое разделение труда: кузнец не может заняться торговлей, а торговец по собственной прихоти не может стать земледельцем.

Принадлежность человека ко второму и третьему классам, а это

классы воинов-стражей и правителей-философов, определяется уже не по

профессиональным, а по нравственным критериям. Нравственные качества

этих людей Платон ставит гораздо выше нравственных качеств первого

класса. Так Платон создает тоталитарную систему разделения людей на раз-

ряды, которая немного смягчается возможностью перехода из класса в

класс. Переход этот осуществляется под руководством правителей.

В трактате "Государство" Платон пишет о том, что "идеальное" государство должно обладать, по меньшей мере, 4 главными добродетелями:

1. мудростью,

2. мужеством,

3. рассудительностью,

4. справедливостью.

Мудростью не могут обладать все жители государства, но правители-философы, избранные люди, безусловно, мудры и принимают мудрые решения. Мужеством обладает большее количество людей, это не только правители-философы, а вот рассудительность должна быть присуща всем жителям. Под четвертой добродетелью - справедливостью - автор понимает уже рассмотренное деление людей на разряды, касты. Следовательно, разделение людей на классы имеет для Платона огромное значение, определяет существование "идеального" государства. Так государство Платона незаметно, ради лучшей цели, приобретает те недостатки, которые рассматривал сам автор, описывая "порочные" государства.

Таким образом, можно предположить, что, создавая диалог "Государство", Платон, в первую очередь, пытается понять, какова идея государства в нашем мире, с какого образца создавались существующие государства. Проблема познания идеи государства, безусловно, шире, чем проблема построения "лучшего" государства, поняв идею государства, мы одновременно поймем, к чему надо стремиться. Следовательно, вопрос о том, насколько хорошо государство Платона, вторичен, важнее то, что это не существующее государство, но его "идея".

Аристотель о сущности и формах государства

Учение Аристотеля далеко от мистического реализма Платона. Достижение высшей цели для него совсем не означает бегство от действительности; высшая цель Аристотеля - созерцательное постижение, интеллектуальная интуиция, но человеческая природа для него несовершенна, и жизнь нуждается в ряде благ, среди которых философ выделяет и богатство. Он считал, что сущность государства заключается в политическом общении между людьми. Естественным основанием государства выступают семья и род.

Аристотель говорит о «правильных» и «неправильных» формах государственного устройства. К первым он относит монархию, аристократию и политию. В этих случаях верховная власть принадлежит соответственно одному человеку, слою благородных аристократов или же большинству общества, правящих, исходя из общественной пользы. При «неправильных» формах государственного устройства правители исходят, прежде всего, из своих эгоистических интересов. К таким формам Аристотель относит тиранию, олигархию и демократию. Тиранию он истолковывал как отклонение от монархии. Власть тирана направлена на осуществление его эгоистических интересов при полном игнорировании интересов всех слоев общества. Олигархия выступает, как отклонение от аристократии и выражает интересы немногочисленной группы наиболее богатых людей.