Главной проблемой общественной жизни Чичерин считал согласование двух противоположных начал - личности и общества, по скольку духовная природа личности состоит в свободе, а общест венное начало выражается в законе, ограничивающем свободу. Где нет свободы, там нет субъективного права, а где нет закона, там нет объективного права. Власть призвана быть мерой, охраняющей закон и сдерживающей свободу, иначе в обществе воцарится дес потизм государства или “тирания демократии”. Отношение свободы и закона может быть двоякое: добровольное и принудительное; первое определяется нравственностью (“внутренней” свободой), а второе - правом. Государство есть высшая форма общежития по сравнению с семейством, гражданским обществом, церковью, ибо все элементы человеческого общежития сочетаются в государстве как в союзе.
Основой права является “гражданская” (личная) свобода, включающая права: занятия любой деятельностью; свободы “пере мещения и поселения”; “обязанности” по отношению к другому; собственности “первого явления свободы в окружающем
мире”. Чичерин был противником социализма и одним из первых к ритиков марксизма в России, полагая, что отрицание частной соб ственности навсегда останется мечтой утопистов, не признающих ес тественно-нормальное развитие общества. Отстаивая принцип Ча стной собственности, он выражал интересы молодой российской буржуазии. Гражданская свобода должна быть дополнена политической, в том числе - свободой создания политических партий. Для политической стабильности необходимы как “охранительная” (консервативная), так и “прогрессивная” (либеральная) партии.
Главной задачей, целью и условием правового (“правильного”) государства Чичерин считал охрану гражданских и политических свобод граждан: государство как “носитель высшего порядка”, вер ховной власти и “юридический союз” имеет эту прерогативу. Оно обязано также осуществлять “общее благо” (“общественную пользу”), т.е. помощь обездоленным и малоимущим (идея о системе государственного социального обеспечения). Оптимальной для России формой государства он считал конституционную монархию (триединство начал власти, закона и свободы), где монарх вопло щает начало власти, дворянство - начало закона, а представители народа - начало свободы. Конституционная монархия как эффек тивное средство разделения властей между разными сословиями особо необходима в недемократическом обществе, поскольку защи щает его от политической нестабильности.
Огромную роль в разработке теории марксизма и пропаганде его идей в России, потеснивших в 90-е гг. народничество, сыграл Г.В. Плеханов (1856--1918). Признавая, что Россия должна прой ти через фазу капиталистического развития, в которую она уже вступила, Плеханов отстаивал демократические политико-право вые институты и юридические нормы буржуазного государства (конституцию, парламентское представительство) и считал их не обходимыми для политической подготовки рабочего класса к гряду щей революции. Полагая, что русский капитализм “отцветет, не успев расцвести”, он предлагал преодолеть крайности анархического безвластия и буржуазного государства в “панархии” - “пря мом народном законодательстве”, подлинной демократии народа через утверждение законов на референдумах.
Плеханов осуждал “большевистский переворот” как авантюру, противоречащую марксизму, и не считал В.И. Ленина выдающимся теоретиком марксизма, потому что усматривал в его концепции “внесения классово-пролетарского революционного сознания извне” субъективизм и разновидность народнической теории “героев и толпы”.
Гносеологическую и этическую критику революционного (орто доксального, догматического) марксизма - на основе философии
Канта, экономического детерминизма и эволюционизма пред приняли теоретики “легального марксизма” (П.Б. Струве, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, М.И. Туган-Барановский и др.), эво люция которых в целом состояла в движении от “критического” (“легального”) марксизма к различным формам идеализма и рели гиозно-нравственного миросозерцания. Они считали, что филосо фия марксизма подчиняет должное - сущему, свободу - необходимости, идеал - -действительности, и что практически-политичес кая часть революционного марксизма (учение о классовой борьбе, диктатуре пролетариата, крушении капитализма, неизбежности социалистической революции, “научный социализм”) не может быть научно доказана.
Огромное значение имели идеи сборника “Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции” (1909), посвященного критике духовного кризиса русской интеллигенции, оценке ее отношения к филосо фии, политике, государству, праву, религии, культуре, анализу при чин и смысла революции 1905--1907 гг. как в конечном счете - отсутствия в России либерально-консервативной политики, огра ничивающей левый радикализм и реакционный консерватизм, дли тельного отчуждения власти от народа.
Авторами “Вех” были Н.А. Бердяев, П.Б. Струве, С.Л. Франк, Б.А. Кистяковский, С.Н. Булгаков и др. Их объединяло “признание первенства духовной жизни над внешними формами общежития”; критика материализма, нигилизма и революционализма в миросозерцании русской интеллигенции, забвения ею “почвенных устоев” и приоритета непреходящих религиозных ценностей в русской культу ре; критика “безрелигиозного “отщепенства” интеллигенции от государства (Струве); утилитарного понимания культуры и этики нигилизма, характеризующих ее нравственное мировоззрение (Франк); “самообожествляющегося героизма” и отсутствия “хрис тианского подвижничества” (Булгаков); отсутствия идеала “право- б ой личности” и правового сознания (Кистяковский). Идеи : Вех” “слабого предчувствия той моральной и политической катастрофы, которая разразилась в 1917 г.”, были развиты в сбор нике “Из глубины. Сборник статей о русской революции” (1918).
Октябрьская революция 1917 г. прервала развитие многих на правлений отечественной политической мысли, ставшее невозмож ным в условиях господства идеологии большевизма. В эмиграции оказались сотни деятелей науки и культуры, среди них крупнейшие русские философы и политологи П.Б. Струве, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, И.А. Ильин, С.Н. Булгаков, Г.П. Федотов и др. Представители русского зарубежья принадлежали к разным течениям философской и политико-социологической мысли, но большинству из них было присуще неприятие “октябрьского переворота”, “ста линократии”, вера в посткоммунистическое возрождение России на принципах свободы и на основе нравственно-религиозных ценнос тей. К основным направлениям политической мысли русского зару бежья, типология которого недостаточно разработана, относятся евразийство, “сменовеховство”, социальный иерархизм(Н.А. Бер дяев, С.Л. Франк), неомонархизм (И.А. Ильин, И.Л. Солоневич), христианский социализм, пытавшийся соединить христианство с социализмом (С.Л. Булгаков, Г.П. Федотов).
Многие идеи, высказанные мыслителями русского зарубежья, актуальны для анализа политических процессов в современном рос сийском обществе, для исследования важнейших проблем полити ческой науки. Это и критика марксизма на основе неокантианства П.Б. Струве (первая в истории европейской ранее Э. Бернштейна - и русской мысли), его концепция консервативного либерализма, синтезирующего классический либерализм и ценностный, духовно-культурный консерватизм. Это всесторонний анализ Н.А. Бердяевым и И.А. Ильиным феномена тоталитаризма и выво ды последнего о проблемах перехода от тоталитаризма к демократии через авторитаризм (сборник статей 1948--1954 гг. И.А. Ильина “Наши задачи” (1956) • своеобразная энциклопе дия по политологии). Это раскрытие Г.П. Федотовым тайны власти большевистского режима, антидемократической и антисоциалисти ческой сущности “сталинократии”. Большой интерес вызывает предложенная С.Л.Франком оригинальная типология политичес ких идеологий, движений и партий. Он выделяет не один традиционный (и во многом устаревший) политический признак их дихото мического разделения на “правых” и “левых”, а три критерия “ду ховных и политических мотивов”: 1) “философское различие между традиционализмом и рационализмом” (жить по вере и обычаям отцов или строить общественный порядок рационально и планомерно); 2) “политическое различие между требованием государственной опеки над общественной жизнью и утверждением начала личной свободы и общественного самоуправления” (“прав ый” значит государственник, сторонник сильной власти, этатист, а “левый” - либерал); 3) “социальный признак” (борьба между высшими и подчиненными классами: “правый” - сторонник арис тократии или буржуазии, а “левый” - демократ или социалист). Типология, предложенная Франком в 1931 г., актуальна и научно плодотворна для анализа политических партий и движений совре менной России и может служить методологической основой для их классификации.
Многие идеи русских политических мыслителей о духовных ос новах общества, соотношении власти, нравственности и права имеют непреходящее значение и чрезвычайно актуальны для совре менной России.
В современном российском обществе наблюдается духовно- идеологический кризис, который проявляется в двух основных фор мах: 1) в кризисе национальной идентичности, утрате чувства исто рической перспективы и понижении уровня самооценки нации; 2) в разрыве единого духовного пространства и утрате национального согласия по поводу базовых ценностей. Новые российские “запад ники” считают, что “Россия есть загнивающий Восток и войдет в цивилизацию только став Европой”. Новые “самобытники” связы вают деградацию России с ее “погружением в новое варварство, если она поддастся влиянию стать Западом”.