Развитие политической мысли начинается с возникновения самой политики и государственных форм правления. Каждый рационально мыслящий правитель или государственный деятель, чтобы сохранить и приумножить свою личную власть и могущество своего государства, стремиться находить лучшие формы политической организации и способы политического управления. Например, царь Вавилонии Хаммурапи (1792— 1750 гг. до н. э.) вошел в историю как преуспевающий политик, полководец и составитель одного и древнейших сводов законов (Законы Хаммурапи).
Израильско-иудейский царь Соломон (9б5 928 гг. до н. э.) провел ряд успешных государственных реформ и вошел в историю как необычайно мудрый правитель Афинский архонт Солон (640-559 гг. до н.э.) также вошел в историю как умелый правитель реформатор.
Однако приведенные примеры - всего лишь отдельные дошедшие до нас эпизоды из богатой политической истории древних государств. Первые попытки систематизировать знания о политике и придать им наукообразную форму начинают предприниматься УI-IУ вв. до н.э. таким ученым, как Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель и др. С этого периода времени и до наших дней политическая мысль прошла несколько исторических этапов развития. Рассмотрим наиболее важные из этих этапов.
Философско-этическая концепция политической мысли древнего мира.
Конфуций (Кун Цзы, 551-479 гг. до н. э.) - знаменитый философ и педагог Китая, один из основателей философско-этической концепции политики.
В основе его политического учения лежали принципы строго порядка, основанного на моральных нормах. Стабильность в обществе и порядок в государстве, по мнению Конфуция, могут быть обеспечены лишь при строгим соблюдением каждым своих прав и обязанностей.
Успешное управление государством Конфуций связывал не с официальным обезличенным законодательством, а с мудростью добродетельного правителя и его достойных помощников. Идеи добродетели, справедливости и гуманности являются одним из важнейших в этическом учении Конфуция. Он считал, что государство является не самоцелью, а средством обеспечения блага народа (Политическая теория и политическая практика. Словарь справочник. - М., 1994.—С. 12-13).
Сократ (469 - 347 гг. до н. э.) - древнегреческий философ, принципиальный сторонник законности и Моральной политики. Он подразделял политические режимы на следующие типы:
Царство власть, основанная на воле народа и государственных законах; тирания - власть, основанная на воле правителя; аристократия - правление лиц, исполняющих законы; демократия - власть, основанная на воле всех.
Тиранию Сократ считал режимом беззакония, насилия и произвола. Главный недостаток демократии он видел в некомпетенции избранных ее должностных лиц. Наиболее рациональным способом государственного управления он считал аристократию, которая управляет на основе хороших законов.
Сократ первым в истории сформулировал идею договорных отношений между государством и его гражданами. Если гражданин, достигший совершеннолетия, не согласен с действующими в государстве порядками, то он вправе покинуть пределы государства со всем своим имуществом. Но остающиеся граждане должны выполнять все веления государства и его органов (Политическая теория и политическая практика. Словарь справочник.—М., 1994.— С. 13—15).
Платон (427-347 гг. до н. э.) один из величайших мыслителей в истории человечества. Основу учения Платона об обществе и государстве составили диалоги «Государство», «Политик», «Законы».
Развивая идеи Сократа о различных формах государственного устройства, Платон выделяет такие неправильные формы власти как: тимократию (власть честолюбцев), олигархию, демократию и тиранию. К правильным формам он относит монархию и аристократию.
В противовес всем этим формам Платон выдвигает и описывает теорию идеального государей Согласно этой теории власть в идеальном государстве должна принадлежать философам, так как только им доступны истинные знания и добредете. Второй социальный слой в идеальном государстве составляют стражники и воины, которые охраняют государство. Третий слой - крестьяне и ремесленники, которые обеспечивают материальный достаток государства. При этом каждый должен заниматься своим делом.
В диалоге «Политик» Платон рассуждает об искусстве государственного управления как о своего роде знаниях. В диалоге «Законы» он отмечает, что правильные формы правления должны основываться на справедливых законах.
Аристотель (384-322 гг. до н. э.) выдающие древнегреческий философ, ученик Платона, питатель Александра Македонского. Свои основные социально- политические взгляды Аристотеля изложил в работе «Политика».
По мнению Аристотеля, началом политики является этика. Поэтому она должна быть добродетельной справедливой. «Политическая справедливость» рассматривается как всеобщее благо, но она возможна только между свободными и равными людьми (не рабами).
Если у Платона государство является как бы самоцель (первоосновой), то Аристотель рассматривает государство как результат естественного развития человека (семьи, селения), как некую высшую форму общения: «Человек по природе своей есть существо политическое» (Аристотель. Политика//Аристотель, сочинения.— М., 1983.— Т. 4.— С. 378). Но государство для человека является величайшим благом.
Аристотель более чем на две тысячи лет предвосхитил понимание статуса «гражданин» в его правовом политическом значении. По его мнению гражданин тот кто живет в том или ином месте. А тот кто обладает набором гражданских прав и имеет полномочия в государственных делах (Аристотель. Политика 1/ Аристотель. Сочинения. М., 1983.— Т. 4.— С. 454 Главная отличительная черта гражданина добродетель. Но ею не могут обладать люди, занимающееся физическим трудом и торговлей.
Аристотель, как и Платон, тоже делит формы политического устройства на правильные и неправильные, правильным он относит монархию, аристократию и пню. К неправильным - тиранию, олигархию и аристократию. В правильных формах правители заботятся об общем благе, в неправильных - о личном благе немногих. Из всех форм правления наибольшее предпочтение Аристотель отдает политии - идеально сконструированной «средней» форме государственного правления. Полития включает в себя сразу три формы, три принципа:
1) аристократия предполагает принцип добродетели;
2) олигархия богатство;
3) демократия - свободу.
Такой симбиоз трех различных форм и принципов, по мнению Аристотеля, мог бы дать наилучшую (идеальную) форму правления государством.
Аристотель был противником чрезмерной концентрации богатства в руках олигархов, он считал, они всегда стремятся узурпировать власть и деньги. Также он был против чрезмерной нищеты ибо ведет к восстаниям за передел собственности. Источником социальной стабильности Аристотель считает людей среднего достатка: чем больше таких обществе, тем более стабильно оно развивается. А политическую стабильность в идеальном государстве должны обеспечивать правильные законы.
Цицерон (106 - 43 гг. до н. э.) римский государственный деятель, писатель. Если Платона и Аристотеля естественное право истинный закон) были неотделимы от государе и возникали вместе с государством, то Цицерон в работе «О государстве» утверждал, что а естественное право (истинный закон) возникло раньше, чем писанные законы и само государство. Источником этого высшего закона являются божественное начало и рациональная, социальная природа людей. Этот закон распространяется на всех и отменить или ограничить его невозможно. А государство является лишь воплощением того, что существует в природе и обществе. (Цицерон, диалоги. О государстве. О законах. М., 1966.—С.95). доктрину естественного права впоследствии следовали римские юристы (Римское право) и отцы церкви, да и сама идея «правового государства» берет свои истоки из природного (неотчуждаемого) высшего закона, о котором говорил Цицерон.
Философско-этическая концепция политической мысли древнего мира внесла значительный вклад в развитие учения о государстве, о политике, о законах. детально были изучены (описаны) различные формы устройства государства, типы политических режимов, определены некоторые методы рационального управления государством, значительный вклад был сделан в разработку нормативно-правовой базы государственного устройства.
Ограниченность философско-этической концепции заключается в том, что государство рассматривается как первооснова всей жизни людей. Человек, общество, право вне государства как бы ничего не значат. Только государство способно обеспечить человеку добродетель и справедливость. Лишь Цицерон первые робкие шажки в направлении разграничения государства и общества, государства и права.
Религиозная концепция политической мысли (средние века)
В эпоху средневековья ( V —Х V вв. н. э.) философско-этическая концепция политики в Западной Европе постепенно вытесняется религиозной концепцией.
В период язычества религия по сути сливалась с государством и их функции непросто было разграничить. Христианство, признавая легитимность государства стало претендовать на некую особую роль в обществе и государстве. По отношению к обществу оно берет на себя целый ряд социальных функций, которые не просто предлагаются, а навязываются людям, от которых нельзя отказаться.
В отношениях с государством христианство, в зависимости от складывающихся обстоятельств, проводит достаточно гибкую политику: то оно пытается доминировать над государственной властью («град божий - есть высший град»); то соблюдает формальный нейтралитет («богу богово, кесарю - кесарево»); то послушно соглашается с государственной волей («всякая власть бога»).
Рассмотрим взгляды некоторых, наиболее ярких представителей религиозной концепции политической рели.
Августин Аврелий (354-430) епископ Гиппонский, один из создателей христианской политической теории. В своем сочинении «О граде божьем» он изложил свою политическую доктрину. Августин резко противопоставляет церковь и государство: «град божий» и «град земной». Град земной включает в себя дьявольскую волю, становится общественным тираном. Истинное же государство по мнению Августина, будет реализовано только после второго пришествия Христа, когда произойдет окончательное отделение праведных и грешных.
Государство рассматривается Ангустином как часть универсального порядка, создателем и правителем которого является Бог. Поэтому государи должны служить своей властью как Богу, так и человеку. Для совершенствования государственного управления Августин предлагает идеи обновления града земного в русле христианской добродетели и гуманизма (Политическая теория и политическая практика. Словарь - справочник. - М., 1994. —С.23 —24).
Аквинский Фома (Фома Аквинат 1224-1274 гг.). Аквинат значительно обогатил религиозную концепцию государства. В результате долгих поисков и переосмыслений различных теорий, он к выводу, что государство имеет позитивную ценность. Оно не только сохраняет мир, но и является выражением божественного предвидения и воли Всевышнего во имя людей.
В работе («Сумма теологии» Аквинат рассматривает вечное право, божественное право, естественное право и позитивное право.
1) Вечное право это мудрость Бога, оно направляет все развитие мироздания. От него происходят все другие, более ограниченные формы права.
2) Божественное право (заповеди) дополнительное руководство к естественному праву.
3) Естественное право это присущие всем нормальным людям стандарты истины и справедливости
4) Позитивное право это вводимые государством законы, которые не позволяют людям делать зло и нарушать мир. Позитивный закон, подчеркивал Аквинат, вводится согласно разуму. Это означает, что и монарх подчиняется разуму и естественному праву. Как любой человек.
Если позитивное право, введенное сувереном, противоречит естественному праву и разуму, то оно незаконно и является искажением права. Только в данном случае Аквинат признавал правомерным выступление народа против монарха. В иных случаях выступление против власти является смертным грехом (Политическая теория и политическая практика. Словарь-справочник.—— М., 1994.— С. 24-25).
Религиозная концепция государства способствовала дальнейшему развитию политической мысли, В частности она внесла в общение людей дух нового христианского правосознания. И хотя религия учила людей беспрекословно подчиняться власти, все же между государством и обществом появляются христианские нормы морали, что способствовало индивидуализации правового сознания людей.
Гражданская концепция политической мысли
В Х V I Х V II вв. разнородные социально-политические силы и идейные движения подрывают власть католической церкви. В результате реформации церкви государство освободилось от церковной опеки, а сама церковь освободилась от государства. Одним из результатов религиозных реформ явилась свобода совести и мирское признание христианина.
Таким образом, освободившись от философско-этической политической концепции древнего мира и религиозной концепции средневековья, политическая мысль приобретает светский характер. Появляется гражданская концепция политической мысли, отправной точкой которой становится индивид
гражданин (Основы политических наук! Под ред. В.П. Пугачева.— М., 1993 .—С.43.).
Макиавелли Никколо (1469-1527) выдающийся итальянский мыслитель и политический деятель.
Свои основные политические взгляды и убеждения он изложил в таких произведениях как: «Рассуждения на 1 декаду Тита Ливия», «Государь», «О военном искусстве», «История Флоренции». Содержание этих произведений позволяет определить Макиавелли как одного из ранних представителей политической теории капитализма. В своем «ной методе» Макиавелли первый выделил политические исследования в качестве самостоятельного научного направления. Он считал, что политическая наука должна постигать истинное положение вещей, решать реальные задачи власти и управления, а рассматривать воображаемые ситуации.
По мнению Макиавелли, государство не промысел, а дело рук человека. Поэтому не Бог, а человек является центром Вселенной. Политическое стояние общества характеризуется определенны отношениями между людьми, между правителем подданными. Цель этих отношений обеспечение порядка, незыблемость частной собственности и безопасность личности.
Макиавелли считал, что власть любого государства должна опираться на хорошие законы и на сильное войско. А сам правитель должен быть подобен кентавру, соединяющему в себе силу льва и хитрое лисицы.
Из всех форм государственного правления Макиавелли отдавал предпочтение республиканской форме. Он считал, что именно в ней возможно наилучшим образом сочетать блага и свободы граждан, соревнуясь друг с другом и заботясь как о частных, так и общественных интересах. Но формы государственного правления устанавливаются не по прихоти отдельных личностей или групп, а в зависимости от соотношения постоянно борющихся сил.
Гоббс Томас (1588-1679) выдающийся философ и политический мыслитель Англии. Основным его политическим трудом считается книга «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651 г.). Его концепция была направлена на разработку светской теории политической власти и государства, то есть он отрицал теорию божественного происхождения королевской власти.
Развивая теорию светского происхождения власти, Гоббс приходит к выводу о том, что государство возникает в результате общественного договора. В своей книге «Левиафан» он описывает хаос (войну всех против всех) в котором пребывали люди в догосударственном состоянии. В поисках выхода из хаоса, люди заключили договор, отказавшись от части своих естественных прав и передан их в ведение государства. Таким образом, люди добровольно ограничили свою свободу в обмен на закон и порядок. Поэтому источником королевской власти является общественный договор, в результате которого и появляется государство.
По мнению Гоббса, верховная власть абсолютна, но не тотальна: она не вмешивается в личные дела граждан. Люди вольны делать все, что не запрещено законом: заключать и расторгать договора, продавать и приобретать собственность и т. д.
Локк Джон (1632-1704) английский философ и политик, родоначальник либерализма. Он впервые четко разделил такие понятия как личность, общество и государство, и поставил личность выше общества и государства. По его мнению личности создают общество, а общество государство. Общество и государство не одно и то же. Падение государства не означает падение общества. Общество может создать другую государственную власть, если существующая его не удовлетворяет.
Локк был сторонником ограниченной монархии, считая что абсолютная монархия хуже чем естественное (догосударственное) состояние. Он одним из первых выдвинул идею разделения властей на законодательную и исполнительную, при этом отдавая приоритет законодательной власти, которая, по его мнению, определяет политику государства. Основная же цель государства, по мнению Локка, это защита прав личности.
Монтескье Шарль Луп (1689-1755) - французский политический философ, историк, правовед, социолог.
Монтескье внес большой вклад в развитие гражданской концепции политической мысли. Остановимся на двух наиболее значимых фрагментах из его наследия.
Первое. В своей самой значительной работе «дух законов» он обосновывает теорию о том, что законы разрабатываются и принимаются обществом (государством) по совокупности факторов. «Многие вещи, -писал Монтескье, управляют людьми: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий дух народа» (Монтескье Ш-Л Избранные произведения. М., 1955. С. 412.).
Второе. Анализируя труды своих именитых предшественников, Монтескье приходит к выводу о том, что политическая власть в обществе должна быть разделена на три основных вида: законодательную, исполнительную и судебную, с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга.
Своими научными трудами Монтескье как бы завершает архитектурное строение «здания» гражданской концепции политической мысли.
Социальная концепция политической жизни
Гражданская концепция политической мысли, казалось бы, подготовила достаточно солидную базу для дальнейшего развития индивида, общества и государства. Однако в реальности все оказалось гораздо сложней.
Созданные по воле большинства законы становились обязательными для всех, и если индивид или группа имели свое отличное от других мнение, то «общая воля» принуждала их быть как все (кто не с нами, тот против нас). Таким образом, меньшинство становилось заложником большинства. Французский политолог Алексис Токвиль (1805 - 1859 гг.) охарактеризовал такое положение словами «политическая тирания большинства» (Токвиль А. О демократии в Америке. - М., 1987. - С. 199).
Либерализм в экономической сфере (свобода частного предпринимательства, индивидуализм, конкуренция) приводит к тому, что значительная часть граждан оказывается за гранью нищеты и не может воспользоваться «гарантированными» правами и свободами и реализовать свои возможности.
В политической сфере человек, отдавая часть своих полномочий (свою политическую волю) представительным органам власти, по мнению Ж.-Ж.Руссо, становится рабом этой самой власти (Руссо Ж-Ж Трактаты. - М., 1969. - С. 171).
Осознавая явные изъяны в гражданской концепции государства, многие политические мыслители, стремясь найти выход из затруднительного положения, постепенно вырабатывают новую социальную концепцию политической мысли. В основе ее, по их мнению, должны быть гуманизм и социальная справедливость.
2. В эпоху средневековья ( V - Х V вв. н. э.) философско-этическая концепция политики в Западной Европе постепенно вытесняется религиозной концепцией.
· Христианская церковь пытается доминировать над светской властью («град божий есть высший град»), град земной включает в себя дьявольскую волю. Для совершенствования государства необходимо обновление града земного в русле христианской добродетели и гуманизма (Ангустин).
· Государство имеет позитивную ценность и является выражением божественного предвидения и воли Всевышнего во имя людей (Фома Аквинский).
· Существуют четыре вида права:
1. вечное право - мудрость Бога;
2. божественное право - заповеди;
3. естественное право - стандарты истины и справедливости;
4. позитивное право вводимые государством законы.
· Если позитивное право, введенное сувереном, противоречит естественному праву и разуму, то оно незаконно и в этом случае народ имеет право выступить против монарха. В иных случаях выступление против власти является смертным грехом (Фома Аквинский).
3. В Х V I - Х VI I вв. политическая мысль освобождается от религиозной концепции и постепенно приобретает светский характер. Гражданская концепция политической мысли выдвигает новые, весьма радикальные идеи и теоретические разработки:
· Государство не божий промысел, а дело рук человека. Политическое состояние общества характеризуется определенными отношениями между людьми (Макиавелли).
· Государство возникает в результате общественного договора. Заключив договор, люди добровольно ограничили свою свободу в обмен на закон и порядок (Гоббс, Локк).
· Впервые были разграничены такие понятия как личность, общество и государство и личность была поставлена выше, чем общество и государство. Таким образом, возник основополагающий принцип либерализма (Локк).
· Политическая власть в обществе должна быть разделена на три основные вида: законодательную, исполнительную и судебную, с тем, чтобы различные власти могли сдерживать друг друга (Монтескье).
4. Гражданская концепция политической мысли подготовила солидную правовую базу для дальнейшего развития общества. Но либерализм в экономике приводит к тому, что значительная часть граждан не может воспользоваться <гарантированными» правами и свободами и оказывается за гранью нищеты. Стремясь найти выход из затруднительного положения, многие мыслители вырабатывают новую социальную концепцию политической мысли. Суть ее заключается в следующем:
· Введение антимонопольных законов и увеличение налогов на сверхприбыль.
· Перераспределение доходов через государственные органы в пользу малоимущих.
· Эффективная социальная политика, обеспечивающая каждому гражданину достойную жизнь.
· Эффективный контроль за деятельностью властных структур.
Джон Милль (1806 - 1873) английский ученый, в своей работе «Размышление о представительном правлении» для того, чтобы избавить меньшинство от доминирующего большинства, предлагает систему пропорционального представительства и максимальное участие граждан в правлении социальным государством. А. Токвиль считает, что граждане должны добровольно кооперироваться в свободные учреждения местного самоуправления и добровольные политические и гражданские ассоциации. Таким образом они смогут непосредственно участвовать в управлении обществом.
Макс Вебер (1864-1920) выдающийся немецкий политический экономист и социолог считал, что для того чтобы эффективно отстаивать свои права и свободы, отдельные индивиды должны консолидироваться в группы по интересам. А для того чтобы власть пользовалась доверием своего народа и могла эффективно управлять она должна быть легитимной (Вебер М Избранные произведения. - М., 1990. - С. 646).
В ХХ веке либеральная концепция (неолиберализм) политической мысли стала больше ориентироваться на социальные проблемы общества. В экономической сфере вводятся антимонопольные законы, увеличиваются налоги на сверхприбыли. Перераспределение доходов через государственные органы и благотворительные организации позволяет уменьшать разрыв в доходах между наиболее богатыми и наиболее бедными слоями населения.
Многопартийная политическая система и отлаженная структура разделения властей в значительной степени позволяют осуществлять контроль за деятельностью властных структур. Отлаженная система выборов предоставляет возможность участвовать в формировании властных органов широким слоям населения.
Социальная концепция политической мысли, выдвинувшая идею создания социального государства, сумела ответить на целый ряд актуальных вопросов. Но в ходе дальнейшего развития общества появляются новые проблемы, для решения которых необходимы и новые концепции.
Краткие ВЫВОДЫ
Первые попытки систематизировать знания о политике и придать им наукообразную форму начинают предприниматься с УI IУ вв. до н. э. (Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель и др.). Политические концепции того периода носили философско-этический характер с одной стороны они были достаточно абстрактными, с другой основывались на морально-этических принципах. Философско-этический период обогатил политическую мысль следующими идеями и гипотезами:
· Стабильность в обществе и порядок в государстве могут быть обеспечены лишь при строгом соблюдении каждым своих прав и обязанностей (Конфуций, Платон).
· Политика должна основываться на законности и моральных принципах (Конфуций, Сократ).
· Люди в государстве (обществе) разделены на три основных сословия, каждое из которых играет свою роль в политике и общественном производстве (Платон, Аристотель).
· Стабильность общества обеспечивают средние слои населения (Аристотель).
· Существуют различные формы государственного устройства (демократия, тирания, олигархия, монархия и др.), одни из которых правильные, другие неправильные
· Была выдвинута доктрина естественного права. Это высший закон, который распространяется на всех людей и отменить или ограничить который невозможно. От этой доктрины, по сути, берет начало идея «правового государства» (Цицерон).
· Ограниченность философско-этической концепции заключается в том, что государство рассматривается как первооснова всей жизни людей. Человек, общество, право вне государства как бы ничего не значат.