Взаимосвязь политики и морали. Нравственные отношения характеризуют в основном взаимосвязи между отдельными личностями, выражаются в требованиях к индивиду со стороны отдельных групп, общества в целом, согласовании личного интереса с общественным, утверждения социального в индивидуальном. Политические отношения не призваны выражать индивидуальность каждого, но более прямо выражают групповые интересы.
Один из источников противоречий политики и морали состоит в том, что политика предполагает возможность использования силы, принуждения. Нет универсальной модели связи, разграничений и противоречий морали и политики. Все зависит от характера господствующей морали и политики. В них проявляются и существуют две тенденции – стремление все урегулировать и невозможность добиться этого. Один тип политической и нравственной воли сталкивается с другими типами. Поэтому в масштабах общества и политические, и нравственные отношения внутренне противоречивы.
Идеология и политика. Наиболее активно в любом обществе взаимодействуют идеология и политика, т.к. идеология есть совокупность различных взглядов, составляющих общественное сознание. Важнейшая черта идеологии, общественного сознания каждого общества – плюрализм. Поэтому идеологию любого общества нельзя охарактеризовать однозначно. Важной ее частью являются политические идеи и концепции, а также сама политология. Все это называют политической идеологией, а содержащую ее часть сознания – политическим сознанием.
Политика и право. Правовая, юридическая сфера закрепляет в действующем законодательстве основные принципы политического господства тех или иных сил. Право является той системой требований к совместному существованию людей, которая предопределена самой природой общества и без которой невозможно его существование. Оно выступает как индикатор зрелости политики того или иного класса, слоя, нации, государства. Право определяет границы и возможности деятельности как оппозиции, так и правящих структур. В конкретных политических системах отношения между политикой и правом достаточно противоречивы и неоднозначны. Не только в тоталитарных и авторитарных, но в определенной степени и в демократических странах политическая лояльность нередко становится выше закона.
Политическая власть
Власть – одно из фундаментальных начал человеческого общества. Это отношение между людьми (государствами, нациями, классами, социальными группами и индивидами) по поводу господства и подчинения. Власть существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве. В последнем случае мы имеем дело с верховной, политической властью. Основными факторами властных отношений в обществе являются:
· наличие субъекта и объекта власти, в качестве которых могут выступать отдельные лица, а также «коллективно действующее лицо» (партии, организации, советы и т.д.)
· воля осуществляющего власть, ориентированная на того, по отношению к кому осуществляется, что сопровождается угрозой применения санкций в случае его невыполнения объектом власти
· подчинение того, над кем осуществляется власть, тому, кто ее осуществляет, т.е. подчинение объекта власти воле ее субъекта
Политический опыт демократических стран показывает, что эти ветви власти не следует объединять в одном органе, целесообразно их разграничить, что обусловлено следующими причинами:
1. Необходимостью предотвращения злоупотребления властью, установления диктатуры, тоталитаризма.
2. Необходимостью четкого распределения функций, компетенции и ответственности каждого государственного органа, осуществления взаимного контроля, создания системы сдержек и противовесов, помогающей достигать единства действий через поддержание динамичного равновесия в процессе преодоления политических противоречий.
3. Реализация принципа разделения властей позволяет гармонично соединять такие противоречивые аспекты жизни общества, как власть и подчинение, свобода и ответственность, закон и право, государство и гражданское общество.
Впервые принцип разделения властей нашел свое юридическое оформление в Конституции США (1778 г.), а затем в конституционных актах Великой Французской революции. Сейчас во многих странах власть разделена на законодательную, исполнительную и судебную.
Законодательная власть основывается на конституционном принципе верховенства права. Формируется путем свободных выборов. Законодательная власть вносит поправки в Конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, принимает законы и контролирует их исполнение. Носителем законодательной власти выступает парламент. Парламенты бывают двухпалатные и однопалатные. Наиболее распространенным является однопалатный парламент.
В Российской Федерации законодательную власть осуществляет Федеральное собрание, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации (по одному от представительного и исполнительного органов власти). Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых прямым тайным голосованием и работающих на профессиональной постоянной основе.
Исполнительную власть осуществляет правительство. Отличительная черта исполнительной власти состоит в том, что она действует преимущественно за «закрытыми» дверями. В силу этого обстоятельства при отсутствии надлежащих сдержек и «противовесов» она неизбежно подминает под себя и законодательную власть, и судебную. Ее сдерживание в этом отношении достигается посредством регулярной подотчетности и ответственности перед народным представительством, которое имеет право контроля за деятельностью исполнительной власти.
Парламент имеет право выразить недоверие правительству. Президент вправе как согласиться с этим решением и отправить правительство в отставку, так и распустить сам парламент при условии, что он повторно подтвердит свое нежелание работать с таким правительством.
Судебная власть призвана контролировать законодательную и исполнительную власти и воздействовать на них. В Российской Федерации законодательная власть контролируется через Верховный и Конституционные суды.
Легитимность власти. Важное значение для политической стабильности и поддержки политических лидеров имеет законность (легитимность власти). Власть обретает законность тремя способами:
· благодаря традиции
· в силу признания правомерности системы законов, в условиях которой политики пришли к власти
· на базе харизмы, т.е. веры в руководителя, которому приписываются выдающиеся личные достоинства
Для поддержки властей и режима очень важно утвердить в обществе сознание законности власти. Именно вера в законность режима обеспечивает стабильность политической системы всех властных отношений. Политические отношения на определенных этапах развития могут привести к кризису легитимности, корни которого следует искать в характере изменений в обществе. Кризис легитимности чаще всего возникает тогда, когда статусу основных социальных институтов грозит опасность, когда прогрессивные требования основных групп общества не воспринимаются политической системой. Кризис может возникнуть и в обновленной общественной структуре, если системе в течение длительного времени не удается оправдать надежды широких общественных слоев.
Государство и политические режимы.
Основным институтом политической системы традиционно считается государство. Характеристика государства включает следующие критерии:
1. Социальное назначение.
2. Организационная структура.
3. Специфические возможности, права и полномочия в сравнении с другими институтами.
4. Характер отношений с обществом, классами, нацией.
Государство отличается от других социальных организаций по наличию следующих признаков:
· наличием особой группы людей, занятых исключительно управлением обществом и охраной его экономической и социальной структуры
· монополией на исключительную власть в отношении населения
· правом и вможностью осуществления внутренней и внешней политики – экономической, социальной, военной
· суверенным правом издания законов и правил, обязательных для населения
· организацией власти по определенному территориальному признаку
· монопольным правом на взимание налогов и сборов с населения, на формирование общенационального бюджета и др.
Гражданское общество
Идея гражданского общества восходит к политико-юридической мысли античности. Данное понятие выступает как синоним понятия «политическое общество», т.е. «государство». Быть членом общества означало быть гражданином – членом государства. Это обязывало действовать в соответствии с государственными законами, не нанося вреда другим гражданам. Такое положение вещей определялось тем, что в античности и средние века отдельный человек по сути дела не мыслил себя вне экономической, социальной, культурной, религиозной и иных сфер жизни общества.
Переход от средневековья к новому времени ознаменовался вызреванием гражданского общества и выявлением различий между общественными и сугубо государственными институтами. Идея индивидуальной свободы поставила на повестку дня вопрос о свободе человека как личности, как члена общества, независимого от государства.