Наиболее четко размежевание политической науки, философии и этики осуществил в XVI в. Н.Макиавелли. Вместо средневековой концепции божественного предопределения он выдвинул идею объективной исторической необходимости и закономерности. Он определил политические исследования в качестве самостоятельного научного направления, уподобил политические процессы природным явлениям, поставил в центр анализа проблемы государства и власти, разработал комплекс методов борьбы за власть. Изучая политику многих государств и регионов Европы, он рассмотрел важные практические вопросы осуществления политики (в том числе то, что делает правителя преуспевающим, а государство надежным и мощным), поставил в центр политики человека с его интересами. Его труды ознаменовали не только крупный шаг на пути превращения политологии в самостоятельную науку, но и способствовали сближению теории и практики, подчинению политических исследований решению реальных задач борьбы за власть, ее удержание и использование.
Эпоха Возрождения и Реформация как движение за независимость светского государства от католической церкви (М.Лютер, Т.Мюнцер, Ж.Кальвин) демонстрировали противопоставление политики богословию.
Буржуазные революции XVII в. в Голландии и Англии дали толчок к формированию политических идей, определивших направление дальнейшего развития идей политической науки эпохи Просвещения. В этот период были разработаны теории общественного договора и доктрина естественного права, теория разделения властей (труды Г. Гроция, Т.Гоббса, Дж. Локка, Ш.Монтескье и др.). Так, Г. Гроций понимал государство как добровольный общественный договор свободных людей, заключенный ради соблюдения естественных законов и общей пользы. Т.Гоббс («Левиафан») исходил из того, что абсолютная власть государства превращает естественные законы в гражданские, государство должно гарантировать людям свободу, право делать все, что не запрещено гражданскими законами, высшим законом государства должно быть благо народа. Дж. Локк единственный законный источник политической власти обнаруживал в общественном договоре, то есть в соглашении народа на создание политического общества. Локк выдвинул принцип разделения властей и законность как механизм, мешающий государству выходить за рамки полномочий. Ш.Монтескье («О духе законов»), признавая теорию общественного договора, одновременно пытался рассмотреть образование государства как объективный исторический процесс. Монтескье наиболее четко сформулировал принцип разделения властей как гарантии политической свободы. Он создал фактически идеальный для своего времени тип соотношения и баланса трех властей - законодательной (парламент), исполнительной (монарх) и судебной (независимый суд присяжных) в правовом государстве.[5]
В России с преобразованием сословно-представительной монархии в абсолютную при Петре 1 идеологи петровских реформ (Ф.Прокопович, В.Татишев, И.Посошков) с помощью концепций естественного права и общественного договора пытались обосновать тезис, что главной целью самодержавной власти является общее благо.
Закономерной ступенью в развитии политической мысли являлось просветительство. Движение просветителей возникло на ранних этапах идеологической подготовки перехода к буржуазному строю. Просветительские идеи выражали интересы тех социальных слоев, которые надеялись осуществить назревшие преобразования с помощью распространения знаний и постепенных реформ. Поражает многообразие политических идей эпохи Просвещения. Предлагались проекты «разумных» обществ: от теории просвещенной монархии Ф.Вольтера до концепции отрицания государства и политической власти У.Годвина. Рационалистическая трактовка политики и власти в трудах Д.Дидро, К.Гельвеция, П.Гольбаха. Радикально-демократический взгляд на политику представлен у Ж.-Ж.Руссо, предлагавшего идеи народного суверенитета и прямого народовластия.
Постепенно объяснение политических феноменов и процессов в терминах рационализма становится в западном обществознании общепринятым. Утверждалась методология анализа общественно-политических явлений, разрабатывались новые специальные методы исследования, возрастал интерес к методам формально-правового анализа, юридической логике, сравнительно-правовому анализу. В этом плане наше внимание привлекают философско-правовые концепции И.Канта и Г.Гегеля. С именем Канта связан ценностный подход к праву и человеку, сильно его влияние на развитие идей правового государства, до сих пор привлекает внимание учение о вечном мире. Г.Гегель поставил проблемы активного творческого характера сознания человека и специфики законов, действующих в обществе. Его концепция гражданского общества, конституционной монархии и сословно-корпоративной демократии, учение о государстве — политическом строе, внутреннем государственном устройстве, правительственной власти во многом сохранили свою актуальность до наших дней.
Ведущим направлением западной политической мысли первой половины XIX в. являлся либерализм (И.Бентам, Г.Спенсер, Д.Милль). В политической области либерализм основывается на признании прав человека, разделении законодательной и исполнительной власти, свободе выбора занятий, свободе конкуренции.
В середине XIX в. возникло новое направление в развитии политических учений — марксизм. К.Маркс и Ф.Энгельс исходили из того, что политическая теория, решая вопрос о соотношении классового общества и всех политических явлений и процессов, должна опираться на исследование производственных отношений. В марксизме абсолютизируется классовая природа политических отношений. Государство рассматривается как продукт, порожденный отчуждением труда, как результат господства частной собственности. Марксизму свойствен радикальный взгляд на проблемы государства и бюрократии, подлежащей устранению после завоевания пролетариатом политической власти. На смену буржуазной демократии должна прийти пролетарская. Полное народовластие и самоуправление должны привести к постепенному отмиранию государства и политики.
В XIX в. наметилась тенденция к социологизации проблематики государства и права и соответственно к пересмотру юридического формализма. Немаловажную роль при этом сыграли Р.Еринг, С.Муромцев, Э.Дюркгейм, М.Вебер и др. В результате сложились такие направления политической и правовой мысли, как теория политического представительства, юридический позитивизм, социологическая юриспруденция, теория правового государства и сравнительное правоведение.[6]
3. Становление политологии как самостоятельной науки на рубеже Х1Х-ХХ вв. и ее развитие до 40-х годов XX в.
Политология как относительно самостоятельная отрасль обществоведения сложилась в конце XIX - начале XX вв. Наиболее видными ее представителями были итальянские ученые В. Парето (1848-1923), Р.Михельс (1876-1936), Г.Моска (1858-1941), а также Макс Вебер (1862-1920) - немецкий социолог, историк и философ.
В.Парето и Г.Моска внесли большой вклад в разработку теории элиты. В их работах были поставлены важные проблемы структуры политической власти и группового характера ее реализации. Вариантом элитистской теории являлась концепция "олигархии", разработанная Р.Михельсом. Он же провел серьезные исследования по проблемам политических партий.
М.Вебер считается основоположником "понимающей социологии" и теории социального действия. В его социологическом учении важное место занимала проблема бюрократии, тесно связанная с вопросом политической власти. Он предлагал создать механизм контроля над бюрократическим аппаратом. Противовесы бюрократизации он усматривал, с одной стороны, в демократии, а с другой - в царизме политических лидеров.
С начала XX века политическая наука довольно активно начала развиваться в США. На становление американской политической науки заметное влияние оказали три человека: Ч.Мерриам (1874-1953 гг.), он считается основателем американской политической науки и отцом бихевиористского направления в политологии, Г.Лассуэлл (1902-1979 гг.), преемник идей Ч.Мерриама и Г.Моргентау (1904-1980 гг.), глава школы прагматизма и политического реализма.
Следует отметить ряд особенностей изучения проблем политики до 40-х годов. Во-первых, число центров по изучению политики значительно возросло; во-вторых, объектом изучения становится не только жесткое управление, но и политика на национальном уровне (деятельность конгресса и федерального правительства, например, в США); в-третьих, в исследованиях широко применялись материалы, полученные путем сбора и обработки эмпирических данных. В целом же на этом этапе политическая теория ограничивалась: а) исследованием влияния философии морали на политические институты; б) изучением истории и анализом концепций различных политических мыслителей прошлого.
В то же время в 30-х годах появляются теоретические работы, положившие начало так называемому эмпирическому направлению сначала в социологии, а затем и в политической социологии. Сторонники этого направления применили новый тип исследования: а) изучение документов; б) опросы; в) наблюдение; г) статистическая обработка материала и т.д. Изучение того или иного общественного явления сводилось к составлению психологических характеристик определенной социальной группы (Ч.Мерриам, Г.Лассуэл и др.).
Таким образом, в изучении политики в 30-е годы наметилась интеграция социологии, социальной психологии и политической науки, что в послевоенное десятилетие привело к созданию политической социологии. Необходимо отметить и тот факт, что в конце 30-х - середине 40-х годов в рамках общей социологии и политической науки эмпирические исследования стали доминирующими, Это объясняется как широким привлечением социологов к решению практических задач, так и воздействием американского неопозитивизма и прагматизма. Социологи и политологи стали совместно изучать: 1) проблемы, связанные с обработкой общественного мнения масс в духе холодной войны; 2) методы ведения пропаганды и контрпропаганды; 3) вопросы лидерства в малых группах и т.д. На этом этапе развития политической науки и политических исследованиях зарождается новое направление известное под названием "бихевиоризм". В переводе с английского языка это слово означает "поведение".[7]