МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованиюСанкт-Петербургского государственного
университета сервиса и экономики
Контрольная работа
По дисциплине:
Политология
Тема:
(Особенности и этапы развития политической мысли в России)
Работу выполнил: Кураков В. В.
Специальность: «Таможенное Дело»
Группа: 6/7108
Курс: 2
Работу проверил: Большакова Г. И.
Выборг 2010г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..............................................................................................................3
1. Истоки политической науки…………………………………………….....4
2. Формирования политической науки. Политические идеи нового времени и эпохи Просвещения…………………………………..………............7
3. Становление политологии как самостоятельной науки на рубеже XIX-XX вв. и ее развитие до 40-х годов XX в……………………..……….............11
4. Политология в послевоенный период……………………………….......15
5. Заключение………………………………………………………………..17
Список литературы……………………..………………………………........18
Введение
Актуальность. Политика представляет одну из важнейших сфер жизнедеятельности людей. Каждый человек, так или иначе, соприкасается с миром политического - приходя в государственное учреждение или обращаясь в общественную организацию, работая, обучаясь в школе или университете, поддерживая какую-либо политическую партию и голосуя на выборах за ее кандидата. В действительности же политика в собственном смысле слова представляет собой одновременно сферу деятельности, связанную с властными отношениями в обществе, и саму деятельность государства и его институтов по управлению различными областями общественной жизни: экономикой, социальной сферы, культурной, образованием, наукой, здравоохранением и др. Политика призвана обеспечить жизнедеятельность различных сфер общественной жизни, институтов, организаций, общества в целом, поэтому на сегодняшний эта тема актуальна, так как определит основные этапы формирования и развития политической науки, которая в дальнейшим, позволит точно знать основу политической науки.
Задачами реферата являются: 1- определить истоки политической науки; 2 – раскрыть и установить формирование политической науки; 3 – выявить политические идеи нового времени и эпохи Просвещения; 4 – выделить современную политологию как самостоятельную науку; 5 – установить политологию в послевоенный период.
Цель реферата: выявить и установить основные этапы формирования политической науки.
1. Истоки политической науки
В попытках ответить на эти и другие вопросы многие исследователи обращали свой взор на духовное наследие античности. И действительно, к миру политического пристальный интерес проявляли такие выдающиеся мыслители древности, как Платон, Аристотель, Цицерон. Ими и их последователями и оппонентами писались фундаментальные сочинения под красноречивыми названиями: «Политика», «Государство», «Законы», «Республика».[1]
Это дало основание американскому политическому философу Л.Страуссу утверждать, что именно античные мыслители подняли политическую науку до уровня самостоятельной дисциплины и тем самым «стали основателями политической науки в точном и окончательном смысле слова». Однако анализ реального положения не в полной мере подтверждает этот тезис.
Вопрос состоит в том, чтобы не путать политические и иные учения и идеи прошлого с политической наукой в собственном смысле слова, хотя нельзя отрицать факт существования между ними преемственной, генетической связи. Если первые в той или иной форме возникли с появлением государства, то политическая наука формировалась по мере вычленения политики как самостоятельной подсистемы жизнедеятельности людей. Подобно тому, как социология формировалась и развивалась в русле основных тенденций и закономерностей становления и эволюции гражданского общества, политология как самостоятельная наука стала возможной в результате вычленения политической сферы из целостного человеческого социума, отделения мира политического от экономической, социальной и духовной подсистем, что по времени совпадало с Новым и Новейшим периодом истории.
В политической науке глубина и совершенство анализа определяются не только длительностью ее возраста, но и тем, насколько систематически и успешно она обновляется (постоянно изменяются как материя, так и дух политического, политических институтов). История политологии это, по сути дела, процесс постоянного обновления и обогащения ее теоретико-методологического и методического арсенала. Знание о политическом собирательно по своей сущности. Чем оно шире, многослойнее и глубже — а это достигается в процессе постоянных исследований,— тем больше оно соответствует реальному положению вещей в мире политического. Политическая наука немыслима без традиции, в рамках которой она развивается. Именно традиция во многом определяет то, как исследователь подходит к предмету своего интереса. Под традицией здесь подразумеваются формы организации науки, системы теорий и идей, форм и методов аргументации, методологии, технические приемы и т.д.
В истории Запада формирование политического знания характеризовалось высокой степенью развития. Государственная система формировалась и развивалась не сама по себе, большую роль в этом плане играло политическое знание, которое в той или иной мере отражалось на развитии политической практики. Взаимное влияние политических знаний и практики политических преобразований хорошо прослеживается в истории стран Запада в период Нового и Новейшего времени, в формировании и развитии их государственной системы.
Например, трудно представить создание современной западной государственно-политической системы без идей Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, Н. Макиавелли, Ш. Монтескье, Дж. Локка, И. Канта и без политической практики таких государственных деятелей, как Генрих IV, Людовик XIV, Петр I, Наполеон, Бисмарк, Александр II и т.д. Точно так же невозможно представить себе развитие современной политической науки, с одной стороны, без идей и концепций, сформулированных К.Марксом, Ф.Энгельсом, В.Парето, Э.Дюркгеймом, М.Вебером, Б.Н.Чичериным, П.И.Новгородцевым, М.М.Ковалевским и другими, а с другой — без тех социально-политических преобразований, которые связываются с именами В.И.Ленина, И.В.Сталина, Ф.Д.Рузвельта, У.Черчилля, К.Аденауэра и др.[2]
Политология как самостоятельная наука стала возможна в результате отделения самого мира политического от производственно-экономической подсистемы и гражданского общества в качестве самостоятельной сферы жизнедеятельности людей. Этот процесс пришелся на период с начала Нового времени до середины XIX в., который характеризуется формированием важнейших представлений о мире политического, о политике, политической деятельности, государстве, власти, политических институтах в современном их понимании и, соответственно, зачатков их научного анализа. Большой вклад в освобождение политики и политической мысли от теологии и церковной морали внесли Н.Макиавелли, Ж.Боден, Т.Гоббс, Б.Спиноза и др. В данном аспекте в некотором роде этапными можно считать такие работы, как «О свободе слова» Дж. Мильтона, «Левиафан» Дж. Гоббса, «Два трактата о государственном правлении Дж. Локка, «О духе законов» Монтескье, «Об общественном договоре» Ж.-Ж.Руссо, «Гражданское общество» А.Фергюсона и др. В этих работах в той или иной форме выделялась проблема политического как особой сферы жизнедеятельности людей.[3]
Примерно с середины XVIII до конца XIX в. политология постепенно вычленялась из комплекса социальных и гуманитарных наук. В 80-90-х годах XIX и первые десятилетия XX в. она уже институционализировалась и утвердилась в качестве особой дисциплины с собственным предметом исследования, методологией, методами. По сути дела, период от античности вплоть до начала Нового времени составляет предысторию политической науки и политической философии, главное значение которой состоит в накоплении и трансляции от поколения к поколению политического и политико-философского знания.
2. Формирование политической науки. Политические идеи Нового времени и эпохи Просвещения.
Качественные изменения с точки зрения возникновения политической науки произошли с переходом от Средних веков к Новому времени. В этот период был дан толчок развитию политической теории, идей конституционного строя, республиканской и либерально-демократической форм правления, а также вызреванию предпосылок для формирования и утверждения институтов, отношений и норм, соответствующих этим теориям и идеям. Освобождение политической мысли от религиозного средневекового мировоззрения связано с формированием новых методов познания политики, государства и общества. Систему взглядов на государство, общество и личность раннего этапа Нового времени можно назвать гражданской концепцией. Ее отправной точкой был индивид. Основу этого процесса составил комплекс факторов: формирование идеи личности с особыми неотъемлемыми правами и свободами, а также интересами, которые могут не совпадать с интересами государства; все более растущее осознание факта существования противоречий и конфликтов между обществом и государством; постепенное вызревание институтов, ценностей и идей гражданского общества, а также мира политического как самостоятельных подсистем человеческого социума.[4]