Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Политологии 10 (стр. 2 из 4)

В пределах каждого из названных направлений можно выделить подвиды политики. Например, в рамках экономической политики различают: промышленную, денежную, налоговую, инвестиционную, ценовую, таможенную политику и др. Возможна классификация политики и по другим критериям.

Итак, мы убедились, как неисчерпаемо, сложно и многогранно понятие «политика». Выделим основные функции политики в обществе. К ним относятся:

• управленческая (политическое руководство обществом);
• интегративная, обеспечивающая консолидацию общества, достижение стабильности общества в целом и составляющих его частей, систем;
• регулятивная, способствующая упорядочению, регламентации политического поведения и политических отношений;
• теоретико-прогностическая, цель которой — выработка концепции, курса развития общества;
• артикуляционная, способствующая выявлению и выражению интересов различных групп общества;
• нормативная, связанная с выработкой и утверждением системы норм и ценностей в обществе;
• социализации личности — функция приобщения, включения индивида в общественную жизнь, определенную политическую среду.

В обществознании издавна признается (это идет еще от Макиавелли), что п-ка – самостоятельная область деятельности людей с собственными принципами и законами. Однако понимание п-ки остается и поныне разноречивым, многообразным, что объясняется сложностью и многогранностью самой п-ской реальности. Изначально исторически понятие п-ки связывалось с гос-вом, гос. устройством, властью и управлением общественными делами с помощью публичных властных институтов и определенных норм. Само понятие «п-ка» восходит к древнегреческому слову «polis», т.е. город, гос-во или обществ. устр-во. П- ка включает отношения между социальными общностями и выражающими их интересы организациями, связанные с властью и управлением общественными делами.1) Первое определение политики дают мыслители Древней Греции Платон и Аристотель. Политика это: а) гос-во, а сфера политического; б) это сфера гос. отношений (т.е. это общение между людьми по поводу гос. управления); в) это взаимодействие гос-ва и гражданского общества.2) Классовый подход (теория К. Маркса). Политика – это классовая борьба. Она связана с разрешением непримиримых противоречий между классами, имеющими разные экономические интересы.3) Бихевиористское (от англ. «бихей» – «поведение»). Политика – это поведение политических лидеров в их общ-ве за политич. власть.4) Политика в чел-ком измерении. В центр политики ставится человек с его проблемами, запросами, правами. Политика осуществляется с учетом всех факторов.5) Американский политолог Дауз дает след определение политики. Политика – это сфера жизнедеятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами; ядром этих отношений явл. борьба за завоевание, удержание и использование политической власти.6) В соврем. лит-ре научное понятие п-ки чаще всего означает деятельность социальных групп и иных сообществ, представляющих их гос. и общественных организаций по осуществлению общих интересов и коллективных целей.

5. Аристотель был учеником Платона, но критически относился к его идеям. Он исследовал типы государственного устройства 158 существовавших греческих полисов. Результаты изложил в труде «Политика». С точки зрения Аристотеля человек—общественное животное. Реализовать свою потребность в общении он может в семье, общине и государстве. Формы государственного устройства Аристотель разделяет на правильные и неправильные в зависимости от целей правителей. Правильный государственный строй тот, при котором преследуется общее благо независимо от того, сколько человек правит. Неправильный строй тот, при котором преследуются частные цели правителей. Правильные государственные формы: монархия, аристократия и полития. Неправильные: тирания, олигархия, демократия. Среди правильных форм наилучшей Аристотель считал политию, говорил, что она свободна от крайностей неправильных форм государства может успешно функционировать, опираясь на средний класс.
Политические идеи Др.Рима имели много общего с политическими учениями Др.Греции. Новизна политических взглядов римских мыслителей в том, что ими были выдвинуты идеи, которые соответствовали отношениям зрелого рабовладельческого общества. Значительный след оставили Тит Лукреций Кар, который в своем произведении «О природе вещей» развивал идеи договорного характера происхождения государства, и Марк Туллий Цицерон, который стоял у истоков правового государства—«Диалоги о государстве и о законах».
Эпоха Средневековья не принесла значительных открытий в сфере общественно-политической мысли. Особенности связаны с сильным влиянием христианской религии и римско-католической церкви. На протяжении всего Средневековья шла борьба между светской и духовной властями вокруг вопроса о главенствующей роли имперской или папской власти. Обе стороны искали и находили аргументы в священном писании. Мыслителями Средневековья вопрос решался в пользу церкви. Основные мысли теократической теории заключались в том, что всякая власть происходит от Бога. Притязания церкви на участие в государственной власти пытались обосновать Аврелий Августин, Гелассий и Фома Аквинский.
Гелассий—основатель теории «двух мечей». Обладая двумя мечами (властями), Папа один меч (духовная власть) оставляет себе, а второй (светская власть) передает королю. Потому король должен подчинятся Папе.
Фома Аквинский считал, что светской власти принадлежат только тела людей, а души—Богу, церкви и Папе Римскому, потому им должны подчиняться все, в том числе и монархия. Фома Аквинский утверждал, что насколько Бог выше человека, настолько и духовная власть выше власти земного государя

6. Абсолютное господство религии в средневековом мировоззрении, образе жизни, культуре наложило отпечаток и на политические взгляды: все явления в сфере политики оценивались с позиций христианского учения. Политические проблемы рассматривались как часть проблем теологических, сколок с них. Именно так их трактовал крупнейший католический теолог Августин Аврелий (353-430), по мнению которого деятельность государства должна быть всецело подчинена реализации воли Божьей. Если же оно от этой воли отходит, то искажает свое предназначение, смысл которого состоит в реализации заповеданной Богом общей пользы. Источник зла, социальных и политических потрясений философ видел в свободе воли человека, отходящего от божественных предначертаний. Он обосновывает принцип безусловного примата церковной власти над светской, который будет впоследствии рождать острейшие политические и теоретические коллизии. Идею божественного происхождения государственной власти развивает и Фома Аквинский (1225-1274). Сущность власти, определяемая Богом, благая, но конкретные ее формы, реализуемые людьми, могут быть и дурными, противоречить божественной воле. Этого люди могут избежать в случае познания всеобщего порядка изменений, установленного Богом и по-разному проявляющего себя в разных сферах действительности, и следования этому порядку. Законы государства должны гармонировать с этим более общим законом и направлять поведение людей в соответствии с его требованиями. Если государственная власть не делает этого, отходит от требований божественного закона, подданные имеют право не следовать ее требованиям ВОЗРОЖДЕНИЕ Н. Макиавелли (XV–XVI вв.). Основное произведение «Государь». Здесь он определил политическую науку как науку о государстве. Он ввел в научный оборот термин «государство» в его современном значении. Главное в исследовании Макиавелли – гос. власть, анализ ее завоевания, отправления, сохранения, приумножения и утраты. Это «клиническое» исследование власти, ее анатомии, патологии. Макиавелли, как отмечается в историко-политической литературе, сделал рывок в методологии исследования политики. Он, во-первых, разграничил анализ объективных факторов и нормативных принципов, «суждений о реальности и суждении о ценностях»; во-вторых, отделил политическое научное знание от теологии. Словом, Макиавелли, в противоположность средневековой схоластике, исследовал не абстрактные идеи, не субъективные логические конструкции, а живую политическую реальность. На этой основе Макиавелли высказал мысль о законах общественно-политической жизни, имея в виду проявляющиеся при анализе фактов устойчивые взаимосвязи и существенные последовательности. Наибольшую славу принес подход к определению средств достижения цели. «Цель оправдывает средства». «Государь, чтобы достичь успеха, должен идти на все. Государи стоят выше законов, морали.» Т.е. Макиавелли впервые отделяет политику от морали. Наилучший способ удержать под контролем завоеванное гос-во – его разрушить, особенно, если гос-во было ранее республикой. «Тем, кто приобрел власть путем злодеяний, надо покончить со своими политическими противниками сразу.»

7. Политическая мысль Нового времени.
Томас Гоббс.



Томас Гоббс (1588-1679 гг.) - выдающийся политический мыслитель и философ-материалист, творчество которого относится к периоду английской революции середины XVII в. В своих произведениях "О гражданке" и "Левиафан" Гоббс впервые в Новое время в систематическом виде разработал светскую теорию политической власти, государства и права. В познавательном аспекте данное учение было направленно против схоластических феодально-религиозных воззрений на государство и право. В идеологическом плане - сориентирована на обоснование сильной власти (политический абсолютизм), способной обуздать революционные страсти и обеспечить прочный мир.
В условиях, когда пришедшие к власти крупная буржуазия и новое дворянство боролись как с феодалами-реакционерами, так и с революционной демократией, "Левиафан" оказался спроецированным прежде всего на оправдание буржуазно-дворянской диктатуры Кромвеля.
Политическое и правовое учение Гоббса покоится на философско-методологических порциях механистического материализма, детерминизма и деизма. Гоббс подчеркивал практическую, созидательную направленность политической науки, полагая, что постижение закономерностей политической жизни должно служить искоренению кровополитий, насилий и войн, благоденствию всех людей.
Политическое и правовое учение Гоббса находится в русле теорий естественного права и договорного происхождения политической власти. Причину возникновения политической власти и государства он связывал с природой, качествами человека как разумного существа, но в то же время глубоко егоистического, наделенного такими естественными страстями, как властолюбие, жажда богатства и удовольствий. В отличие от Г.Гроция, Гоббс считал основным качеством человека не стремление к общению, а эгоизм и индивидуализм. Люди, пребывая в естественном состоянии, из-за своих эгоистических страстей не способны сохранить мир, стоят перед угрозой взаимоистребления. Однако разум, инстинкты самосохранения и страха смерти порождают стремление выйти из состояния "войны всех против всех". Как следствие этого создается "общая власть", которая должна обеспечить мир и гарантировать человеку жизнь, безопасность, направляя его действия к общему благу.
Идею легитимирования и оправдания государства через разум и сознание Гоббс развивал с помощью концепции договорного происхождения политической власти. Государство, считал он, возникает на основе договора. Договорное учение о государстве было направлено против феодально-теологических трактовок (патриархальной, монархии божьей милостью и др.) и в целом соответствовало капиталистическим отношениям, универсальной юридической формой которых, как известно, выступает договор, контракт. С государства был снят ореол мистицизма; оно стало рассматриваться как один из многочисленных результатов правового соглашения - контракта, как продукт человеческих действий.
Договор как основа возникновения государства в теории Гоббса является своеобразным согласием подвластных, признающих политическую власть. Другой системообразующий признак государства, выделенный Гоббсом,- политическая власть, организованная как единый субъект. Отсюда определение государства: "Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и защиты". Тот, кто выступает носителем политической власти, называется сувереном, о нем говорят, что он обладает верховной властью, а всякий другой является его подданным. Таким образом, возникают отношения господства и подчинения, т.е. политическое состояние. Так, по Гоббсу, образуется "политическое тело".
Нормальным, здоровым государством Гоббс считал такое, в котором обеспечены право человека на жизнь, безопасность, справедливость и благоденствие. Под этим углом зрения и определялись качества политической власти, ее права и способности. Критериями определения полномочий верховной власти для Гоббса являлось прежде всего ее способность преодолеть "войну всех против всех", экстремальные состояния общества. Поэтому верховная власть должна быть "так обширна, как только можно ее представить". В этой связи Гоббс решительно отвергал концепцию разделения властей как разделения суверенитета между борющимися группировками, партиями и классами.
Отстаивая единство верховной власти и неделимость суверенитета, Гоббс в то же время признавал другой аспект теории разделения властей, а именно: необходимость распределения компетенции в осуществлении власти и управления, своеобразное разделение труда в государственном механизме как гарантию упорядоченности и контроля. Гоббс выдвигал концепцию политического (государственного) абсолютизма, покоящегося на "рационально-бюрократических" принципах властвования и управления. Указанные свойства политической власти (суверенитет, единство, абсолютизм) Гоббс считал общими и существенными для всех форм государства, как монархических, так и республиканских. Тем не менее симпатии Гоббса принадлежали монархии, которая, на его взгляд, наиболее приспособлена для осуществления главной цели государства - обеспечения мира и безопасности народа. Это - одна из ведущих теорем его политической геометрии.
Отправной момент для обоснования права в учении Гоббса - аксиома о прирожденном равенстве людей как разумных и свободных существ, обладающих примерно одинаковыми физическими и умственными способностями.
Безграничная свобода каждого и всех в естественном состоянии пародоксально оборачивается высшей несвободой, поскольку любой человек имеет право на все, включая жизнь другого. Человеческий эгоизм превращает такую свободу в "войну всех против всех". Разум и инстинкт самосохранения подсказывают человеку, что его абсолютная свобода должна быть ограничена, нормирована, упорядочена под углом зрения совместной мирной жизни людей. Отсюда - естественные законы, на основе которых люди могут прийти к соглашению. Начало взаимности в получении прав предполагает равноправие людей, их равенство как субъектов права. Привелегии противоречат принципам гражданского общества, естественным законам. Фактическое, прежде всего имущественное, неравенство не должно превращаться в политико-юридически привелегию или создаваться на основе такой привелегии. Иначе будет невозможно само гражданское общество.
Осуществление естественно-правовых законов о мире, эквиваленте, равенстве, договоре, справедливости, собственности Гоббс связывал с переходом человека в политическое состояние. По его теории, государственная власть нужна для того, чтобы принудить людей к выполнению соглашений. В юридическом плане переход к политическому состоянию выражается в том, что естественные законы конкретизируются в форме позитивного ("гражданского") законодательства, издаваемого государственной властью. Естественные законы, по Гоббсу, не являются лишь внешне обязывающими предписаниями действий и поступков. Они указывают, что в человеческих действиях соответствует разуму, а что противоречит ему. Следовательно, естественные законы содержат оценки хорошего и плохого, справедливого и несправедливого. Иначе говоря, эти законы есть взаимосвязь юридической и моральной сфер.
Теория Гоббса оказала большое воздействие на развитие политико-юридической мысли и его времени, и более поздних периодов. Можно сказать, что концепции государства и права XVII-XVIII вв. складывались в значительной степени под знаком проблем, поднятых Гоббсом.