Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Политологии 4 (стр. 12 из 15)

3. самая демократичная парадигма.

Волновая теория

1. Либеральная парадигма – в связи с революциями расширением человеческого права;

2. парадигма консерватизма появляется в связи с сознанием того, что нельзя получить своими силами, с осознанием ценностей разрушенных революцией;

3. по способам осуществления социалистических целей социал-демократическая парадигма разделилась на два течения (сторонников постепенных изменений и коренной перестройки общества)

Либерализм ассоциируется со следующими понятиями:

- самоценность личности ее свобода и ответственность за ее действия;

- частная собственность как необходимое условие индивидуальной свободы;

- свободный рынок конкуренция и предпринимательство, равные возможности;

- система разделения властей, механизм вдержек и противовесов;

- правовое государство с принципами равенства всех граждан перед законом, с правом терпимости и защиты, прав большинства;

- гарантия основных прав и свобод личности (свобода совести, слова, создание ассоциаций и т.д.);

- всеобщее избирательное право.

Либерализм зародился в начале 19 века в Испании, хотя либеральные основные воззрения сформировались еще в эпоху Возрождения.

Джонн Локк, Шарль де Монтескье, Адам Смит, Т. Джефферсон

Принципы либерализма:

- индивидуализм – минимальное вмешательство государства;

- свобода;

- законы;

Неолиберализм – этап развития либерализма, на котором произошел отказ от некоторых принципах классического либерализма.

Р. Дарендорф выделил следующие особенности либерализма:

1. Реализация принципа свободной конкуренции послужило оправданием подавления более слабых конкурентов более сильными;

2. инверсия функции свободного рынка;

3. важнейшие положения классического либерализма превратились в защиту интересов привилегированного слоя населения. Социалистический либерализма сформировался под влиянием марксизма и социал–демократизма, в результате чего был пересмотрены принципы:

1. повышение роли государства в целях защиты прав и свобод;

2. были приняты законы о местном самоуправлении, чтобы власть была более полезной для граждан;

3. закон о запрете работы детей;

4. законы о мере улучшения условий труда рабочих.

Границей между классическим и неолиберализмом стал экономический кризис 30-х годов.

Неолиберализм пересмотрел свое отношение к демократии, реальностью стала секуляризация государства (отделение власти от сильного влияния церкви).


38. Политическая психология. Структура, функции. Проблемы политизации массового сознания.

Политическая психология возникла в 30 – е годы двадцатого века.

Понятие и структура политической психологии

Политическая психология и политическое поведение граждан в эпоху социально-политических перемен

Политическая психология - это совокупность душевно духовных образований, которые способствуют выработке у человека непосредственно мотивов и установок политического поведения. Политическая психология формируется в процессе реальной деятельности, в процессе активного взаимодействия граждан между собой, политической сфере, во взаимодействии с властью с государством.

Выделяются две структуры уровня психологии:

устойчивая часть – менталитет нации (психологический склад) своеобразие которого результат истории;

здравый смысл, принятые в обществе модели поведения

подвижная часть – то, что зависит от исторических изменений, перемен (чувства эмоции переживания, стереотипы).

Преобладание устойчивых моделей стереотипов чувств снижает потенциал политического участия человека, снижает интерес к политике.

Психологические механизмы явления человека в политику

идеалы; принципы; нормы

Политическую психологию можно рассматривать на индивидуальном уровне (предпочтение, чувства) и на уровне своей группы. Методы, применяемые в политической психологии:

Бихевиариский;

Персоналистский (основывается на индивидуальности, побуждении мотивации);

Психоанализ (зависимость от личной судьбы).

В США работает 200 специализированных фирм, которые довели методику зондата по различным проблемам до высочайшего уровня. Во Франции таких организаций примерно 150 (их ежегодный оборот 1 млрд. франков).


39. Средства массовой информации и их роль в формировании общественного мнения.

1)Особенностью XX в. является выход на арену истории больших групп населения – массовизация политики. (начался в экономике) Они коснулись и нематериальной сферы. Самым известным исследователям масс является Х. Ортесо – и – Гассет (30-е г.г. «восстание масс»).

«Герои исчезли, остался хор». Причина – в низком качестве современной цивилизации и культуры (Ортесо сторонник элитарных систем – ценно ли то, что доступно всем). Принадлежал к массе – психологический феномен. Человек чувствует, что он такой же как все. Человек на определённом этапе устаёт от индивидуумов и примыкает к массе.

Американский социолог Д. Белл – один из первых попытался дать анализ определений массы.

Масса:

· как не дефферинцированная множество (представители всех классов и сословий) масса имеет социальная организация обучает, устанавливает руководство. Масса анонимно, конформна. Стереотипное мышление, приспособленчество не самостоятельность суждений. Конфиллизм ® стадное экзальтация, безответственность, потеря индивидуальности. Масса, в таком случае, становится потребителем информации СМИ. Управляется одинаковыми способами. СМИ создают своего человека, отличного от реального;

· как синоним невежественности. Современная культура – не стандарт для массового человека. Необходимы авторитетные лидеры, воздействующие на массы (консерваторы запада);

· как механизированное общества. Превращение индивидуального в эго техническую функцию. Массовое производство анти гуманно, индустриальное общество пагубно влияет на развитие человека. Человек чувствует себя функцией.

· как бюрократизированное общество (М. Вебер, Д. Белл, Мангейм). Современная организация производства направлена на рост производительности труда ® иерархия (все решения на верху). Могейм ® это функциональная организация, противопоставляющая функциональную рациональность функциональности субстанциализма ® разум ® к любым делам, мыслям. Решение наверху ® личность теряет свои черты ® стадность (когда решение принимается на верху, бюрократическим путём, в отрыве от производителей).

· как толпа (восходит к Лебону и Фрейду). Лебон открыл массовый психоз, инстинкты толпы, толпы увлекают даже отбросы общества, кроме лидеров.

Признаки человека массы по Беллу:

1) обезличенность;

2) резкое преобладание чувства над разумом;

3) утрата интеллекта;

4) утрата личной ответственности.

Топа в политике. Стихийное поведение нет культуры традиций. Отсутсвует социальная организация, разделение труда, ответственность, система лидерства. Наружу к толпе прорывается импульсы, коллективные, подсознательные. Масса не бывает чувствующей и мыслящей. Франк Фарбер – «манипулирование человеком и обществом».

В арсенале манипулятивных средств пропаганды Ли выделяют 3 вида (по сферам воздействия):

1) экономическая сфера (реклама);

2) политическая;

3) духовная.

В советское время исследование массового сознания не приветствовались, т.к. понятие массового общества это западный образец, а у нас оно было идеализированно. Наши исследователи: Дубинин, Батурина, Дилнинский и сейчас разрабатывают эту проблему.

На основе интеграции их работ можно выделит следующие черты массового сознания (м.с.):

1) м.с. суммарно выражает уровень общественного сознания той или иной эпохи в целом. Специфика его в том, что оно является синкретичным (неразделимым);

2) м.с. отражает действительность на обыденном уровне, однако включает в себя и элементы специализированного знания Þ м.с. размыто по своему содержанию;

3) м.с. это реальное знание больших общественных групп и общества в целом. Часто оно сходно у этих групп, т.к. они имеют сходные условия жизни, в массовом сознании выражается народный здравый смысл;

4) м.с. ограничено, что проявляется в его односторонности, не умении охватить процессы в их развитии, неумении разобраться во взаимодействии. Для него характерно опираться на какой либо один факт, что бы признать явление истинным. Если что-то звучит правдоподобно, убедительно люди с этим соглашаются, не задумываясь о сути проблемы;

5) наличие в массовом сознании противоречивых элементов делает его изменчивым, подвижным, например: изменчивость рейтингов политиков. Однако подвижны лишь отдельные элементы массового сознания: мнение, слухи;

6) в целом м.с. консервативно, инертно, стереотипно.

Вывод: западные исследования массового сознания не могут служить ему приговором. Отечественные исследования корректируют эти представления с помощью сознания того, что человек одновременно к массе, и группе, и самому себе (он индивидуален, у него своё мнение).


40. Утопия и антиутопия в политике.

1.Возникновение новых политических идеологий. Ранний утопический социализм (Т.Мор, Т.Кампанелла).

2.Идеология классического утопического социализма (А.Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн).

3.Социалистическая идея в социально-политической концепции К.Маркса и Ф.Энгельса.

1.Разработка вопросов власти, государства и права приобретает антибуржуазный смысл в рамках такого общественного движения, каким явился социализм.Мыслители-социалисты пытались найти ответ на вопрос о том, какими должны быть политико-юридические институты, способные адекватно воплотить строй, основанный на общности имуществ, покончивший с частной собственностью, с материальным неравенством между людьми.

Родоначальником утопического социализма Нового времени считается английский гуманист Т. Мор (1478-1535 гг.).