Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Политологии 4 (стр. 13 из 15)

Научный трактат – «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии».

В Утопии существует общность имуществ и всеобщая обязательность труда.

Должностные лица в Утопии – выборные. Каждые 30 семей избирают на год филарха(сифогранта); во главе 10 филархов стоит протофиларх (транибор). Протофилархи избираются из числа ученых. Они образуют городской сенат, возглавляемый князем. Князь (принцепс) избирается филархами города из кандидатов, предложенных народом. Должность князя несменяема, если он не заподозрен в стремлении к тирании. Наиболее важные дела города решают народные собрания; они же избирают большую часть должностных лиц и заслушивают их отчеты.

Государство стремится обойтись без запретов и регламентаций, ограничивающих свободу граждан. Государство использует меры поощрения лиц, совершающих полезные для общества действия.

Законов на о.Утопия мало.Поскольку нет частной собственности, споры между утопийцами редки и преступления немногочисленны. Поэтому утопийцы не нуждаются в сложном законодательстве. Утопийцы, совершившие тяжкое преступление, обращаются в рабство. Рабство – это нечто вроде исправительных работ, оно не пожизненно и не наследственно.

Идеи утопического социализма получили развитие в произведении доминиканского монаха Т.Кампанеллы (1568-1639гг.) «Город Солнца».

В «Городе Солнца» нет частной собственности, все трудятся в соответствии со своими природными склонностями, труд почетен. Воспитание и обучение регулируются государством. Продолжительность рабочего дня – 4 часа.

Вся жизнь соляриев (жителей) тщательно регламентирована. Они носят одинаковую одежду, получают одинаковую пищу в общественных столовых, военным строем отправляются работать, питаться, отдыхать.

Идеалом тоталитаризма может служить строй, описанный англий­ским писателем и публицистом Дж.Оруэллом в романе-антиутопии "1984",написанном .в. 1949 г, где он изображает общество, идущее на смену капитализму, как тоталитарный строй.

Сталинский и гитлеровский ре­жимы - прототипы этого идеала. Авторитарный режим - это власть авторитета или диктату­ра одного лица (группы). Он характеризуется: 1) концентрацией власти в руках политического лидера или определенного органа; 2) без­раздельным господством исполнительной власти; 3) определенными эле­ментами демократии ~ выборами, парламентом и парламентской борь­бой, легальной оппозицией, поляризацией политических сил и интере­сов; 4) вместе с тем парламент превращается в совещательное учрежде­ние при главе государства, значительная часть его назначается; 5) поли­тические права граждан и общественно-политических организаций су­жены, не допускается серьезная легальная оппозиция, политическое по­ведение как отдельных граждан, так и политических организаций строго регламентировано; 6) режим опирается на армию, которая вмешивается в политический процесс; 7) личность строго подчинена авторитету. Три признака или свойства авторитаризма отличают его от других типов правления и власти и обычно сочетаются: 1 Централизация влас­ти; 2)безапелляционный командный метод руководства; 3)безусловное повиновение.


41. Политическая культура. Особенности политической культуры России.

Дифференциация полит культур осущ в соответствии с тем или иным критерием.

Один из критериев - степень согласованности во взаимодействии полит субкультур в той или иной стране. На этом основании можно выделить два типа полит культуры: интегрированную (однородную) и фрагментарную (разнородную).

Другим критерием выделения типов полит культуры явл базовые ценности, на кот ориентируется та или иная общность в полит деятельности или в полит процессе. В соответствии с этим можно выделить три типа полит культуры.

Культура высокой гражданственности. Базовая ценность - человек с его потребностями и интересами. Полит система в целом и все ее структурные элементы носят демокр характер. Людям присуще чувство ответственности за все происходящее, а потому высока полит активность участников полит процесса.

Элитарная полит культура. Базовая полит ценность - власть или властные структуры (гос-во, элиты). Человек выступает как средство для достижения цели, кот ставит полит элита.

Архаическая полит культура. Главная ценность - интересы этноса, к кот они принадлежат (род, племя, нация). Здесь индивид не осознает себя как личность и не отделяет себя от этнической общности.

В качестве еще одного критерия выступает ориентация общества на те или иные регулятивные механизмы в рамках полит системы (рынок, гос-во). Приоритетное использование того или иного механизма в полит жизни порождает соотв типы полит культуры - рыночной или бюрократической.

Политическая культура современной России

Среди традиций, имеющих непосредственное отношение к по­литике, в современной России, отмечаются такие, как сакрализация власти, муни­ципальные вольности, общественно-политическая активность населения, связанная с решением местных или общенациональных проблем. Среди тех, которые начинают развиваться, можно выделить следующие: цивилизованные приемы полемики и дискуссии; способность выслушивать оппонента, убеждать и переубеждать при помощи ра­циональных аргументов; искусство компромисса, маневра и союзов, активные формы давления на законодательную, исполнительную власть и политические партии, использование прессы и средств мас­совой коммуникации; манифестации, демонстрации, митинги, мас­совые выступления и движения в защиту тех или иных требований и интересов; «завоевание улицы», забастовки - локальные и общена­циональные, экономические и политические; использование наибо­лее эффективных и решительных форм борьбы; мобилизованность, солидарность, взаимопомощь; социальные союзы.

На содержание и уровень развития современ­ной политической культуры российского общества значительное влияние оказывают следующие процессы:

- радикальные изменения основ экономической, социальной, политической и духовной жизни, массовые перемещения в Россию различных групп населения из ближнего зарубежья и возникновение вследствие этого новых межэтнических, демографических, террито­риальных и иных образований;

- изменение и усложнение социальной структуры общества, по­явление в ней новых социальных групп, рост имущественного не­равенства, усиление вертикальной и горизонтальной мобильности;

- переоценка на основе расширения информации уроков прошлого, настоящего и перспектив будущего.

Все эти процессы диктуют необходимость серьезной модифика­ции мировоззренческих, оценочных и поведенческих ориентиров лю­дей, т. е. всех компонентов политической культуры.

В качестве характерных черт политической культуры современной России исследователи[12] выделяют следующие:

- ценности коммунитаризма – приоритет групповой справедливости перед принципами индивидуальной свободы;

- индифферентное отношение к политическому участию;

- персонализированное восприятие власти;

- предрасположенность к конформизму;

- неверие в представительные органы власти, тяготение к исполнительным функциям с ограниченной индивидуальной ответственностью;

- подданническое отношение к власти;

- правовой нигилизм;

- нетерпимость к другим мнениям, принципам;

- некритическое восприятие зарубежного опыта, копирование его сомнительных образцов;

- предрасположенность к силовым методам разрешения конфликтов, неприятие консенсусных технологий.

В силу объективных обстоятельств Россия всегда будет испытывать потребность в сильном, эффективном государстве, что не может не сказаться на политической культуре. В демократическом государстве власть ограничивают граждане, защищающие частный или групповой интерес и действующие в рамках гражданского общества. Поэтому антиэтатизм в политической культуре должен быть направлен не на разрушение государства, а на ограничение его экспансионистских тенденций, преодоление патерналистских ожиданий и развитие способности к самоорганизации.

Происходящие политико-культурные изменения дают основания полагать, что в постсоветской России может сформироваться гражданская культура, которая будет носить смешанный характер, т.к. нельзя двигаться вперед, отрицая все, что было создано предшествующими поколениями. Основными источниками такой культуры могут стать современная политическая практика, которая через правовые акты будет приобретать легитимный характер; западная политическая культура, являющаяся источником необходимых ценностей; национальная традиция, корректирующая формирующуюся политическую культуру.

44. Проблемы экологии в аспекте политических механизмов их решения.

К другой, не менее важной, но гораздо более трудно решае­мой группе экологических проблем следует отнести проблемы со­хранения окружающей среды.

Экологические проблемы тесно взаимосвязаны с экономичес­кими — с проблемами роста общественного производства, и возрас­танием в связи с этим потребностей в энергии и сырье. Природные ресурсы не безграничны, а поэтому требуется рациональный, науч­но обоснованный подход к их использованию

Экологическое движение. Его цель – поиск гаромонического сочетания человеческой деятельности и окружающей среды. В настоящее время “зеленые” депутаты представлены во многих парламентах стран Запада. Международные экологические организации: “Гринпис” (объединяет 17 стран с числом членов 2,5 млн. человек), “Друзья земли”

( участвуют группы из 34 стран), “Молодые друзья природы” (работает 1000 центров в странах Западной Европы).

47. Тенденции развития власти и властных отношений. Теория Тоффлера.

В литературе выделяются разнообразные основания власти: насилие, страх, богатство, авторитет, убеждение, интерес, знание. Так О.Тоффлер считает: «Что в конце ХХ в. из трех, по его мнению, источников власти - насилия, богатства, знания - именно знание становится определяющим фактором».