7) фактически отчуждение граждан от полит. процесса
8) максимальное ограничение прав и свобод гражданина, умаление права и закона
9) монопольный контроль над вооружёнными силами
10) террор, насилие как средство политической борьбы
Тем самым тоталит. идеология отрицает прошлое и наст. во имя великого и светлого общества, обосновывая необх. тоталит. перестроения общ-ва. Эта идеол. претенд. на право абсол. истины, и поэтому явл. общеобязат. и не подлежит критике.
Фанатичная вера в окончательную истину объясняет поддержку ТР народом. Привержение общественности официальной идеологии достигается посредством централиз идеологических средств воздействий, монополии на информацию.
Авторитарный режим.
Авторитарный режим (АР) – власть, влияние. АР характериз. след. чертами:
1. Сосредоточение всей власти в руках опред. органа: единол. и коллект. В качестве автократа могут выступать: монарх, военная хунта и т.д.
2. Ограниченность выборности гос. органов, ограничение полномочий парламента, наделение широкими полномочиями распределительно-исполнительных органов.
3. Фактический отказ от концепции распределения власти.
4. Огранич. или полное запрещ. легальной оппозиции. Полит. партии сущ. только формально.
5. Строгая регламентация и контроль за деятельностью профсоюз и других общественных организаций, политической деятельности отдельных граждан.
6. Ликвидация или существование ограниченных политических прав и свобод граждан, а так же юридической гарантий их защиты.
7. Отстран. насел. от участия в контроле над деят. гос-ва, массовое отчужд. насел. от власти.
Следует обратить внимание, что АР в отличие от ТР более гибок, способен к трансформации и модернизации. АР допускает размежевание и даже поляризацию различных сил и интересов. Способствует зарождению демократии. При справедливой критике АР необходимо видеть и конструктивную роль в некоторых случаях. Не всегда оправдана сугубо негативная оценка ТР и АР. В целом ряде стран АР создали необходимые политические условия для экономической модернизации общества.
Демократический режим.
Демократия – (от греч. Власть народа). В основе ДР лежит признание суверенитета народа, т.е. провозглашение народом источника верховной государственной власти. При ДР в процессе свободного волеизъявления народа, выявляется позиция большинства, которое власть не может игнорировать Принцип большинства составляет суть доктрины народного суверенитета и основополагающим принципом демократии. Главная и естественная обязанность большинства в ДР – общее неизменное уважение меньшинства и его право на создание оппозиции. Другими словами, власть большинства, которое уважает мнение меньшинства. Основные признаки ДР:
1) Проведение гласных свободных выборов,
2) Постоянное и реальное функционирование выбранной народом власти
3) Разделение властей в системе государственной власти. Создаётся механизм задержек и противовесов
4) Наличие многопартийной системы. Беспрепятственная деятельность партий. Главная арена политического соперничества – выборы
5) Существование легальной оппозиции. В условиях ДР оппозиция является неотъемлемым органом и постоянным элементом политического процесса. Право на оппозицию обеспечивает реальный плюрализм на свободу мнений. Посредством оппозиции мнения сохраняют возможность отстаивать свою точку зрения.
6) Гласность в работе властей всех уровней. Беспрепятственный доступ СМИ и общества к информации. Действительный контроль со стороны общества за осуществлением власти.
7) Провозглашение и юридические гарантии прав и свобод граждан, которые являются высшей ценностью демократии. ДР представляет широкий круг политических, социально-экономических и личных прав и свобод.
8) Верховенство закона во всех сферах жизни общества. Формирование правового государства.
Недостатки ДР:
1) возможность превращения демократии в диктатуру большинства.
2) демократия пробуждает социальную активность масс, которая может носить как конструктивный, так и деструктивный характер.
3) Выборность может приходить в противоречие с требован. проф. их деятельности.
24. Государство как основной институт политической системы. Признаки, структура, функции.
1. Государство - основной политический институт классового общества, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры.
Государственный аппарат – система органов, посредством которых государство функционирует и развивается
Правовое Государство – это тип государства, в котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая непротиворечивая правовая система и эффективная судебная власть вместе с реальным разделением властей с эффективным взаимодействием и взаимным контролем с развитым социальным контролем политики и власти.
Социальное государство - это государство, стремящееся к обеспечению каждому достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеальном – примерно жизненных одинаковых шансов, возможностей для самореализации личности.
Форма политического правления - это способность организации высшей власти характеризующей ее формальным источником (монарх – монархия, народ – республика)
Форма Государственного устройства – это соотношение сфер компетенции между центральной властью и территориальными органами государственной власти (унитарное государство, федерация, конфедерация, империя)
Признаки государства
1. Принудительность – государство, обладающее исключительными правами на навязывание своей воли с помощью аппарата насилия (армия. Служба охраны порядка, безопасности
2. Суверенность – неограниченная высшая власть государства по отношению к субъектам действующего в его границах;
3. Всеобщность – государство включает в сферу своей деятельности всех людей находящихся на его территории, в том числе и граждан других государств.
Элементы государства
1. Территория – пространственная основа государства, определенного его границами (суша, вода, воздух, недра);
2. Население – человеческое сообщество, проживающее на территории государства признающее государственную власть и подчиняющуюся ей;
3. Власть – отношения государства и подчинения между элитой и оставшейся частью населения.
На протяжении исторического развития существуют следующие типы государств (критерий - господствующий класс):
1. рабовладельческое;
2. феодальное;
3. буржуазное;
4. социалистическое.
С точки зрения политического режима существуют следующие типы государств:
1. тоталитарное;
2. авторитарное;
3. демократическое.
Основные функции современного государства
Внутренние функции:
1. государственное регулирование экономики и хозяйственной деятельности;
2. защита существующего общественного строя;
3. обеспечение правопорядка;
4. регулирование социальных отношений;
5. обеспечение социальной защиты граждан;
6. духовно идеологическая деятельность и формирование политического сознания граждан.
Внешние функции
1. защита интересов государства на международной арене;
2. обеспечение обороны государства либо военно-политической экспансии в отношении других государств
3. развитие нормальных отношений с другими государствами, развитие взаимовыгодного сотрудничества.
25. Основные теории происхождения государства.
Существование различных территорий становления и развития государства
1. теологическая - в возникновении государства и каждый конкретный акт государственной власти объясняется санкциями божественной воли сакральное
2. патриархальное – государство возникает в процессе соединения родов в племена, племен – в большие целостности вплоть до государственных образований, при этом сохраняется принцип патриархальной (опекунской) власти государства по отношении к гражданам;
3. теория общественного договора – государство – это результат своеобразного договора между суверенными властителем и подданным;
4. теория насилия (Н. Макиавелли) – государство в первоначальной форме было организацией господства победителей над побежденными;
5. марксистская – государство – результат деления общества на классы, выразители интересов господствующего класса.
Общая характеристика
Существует множество теорий происхождения государства. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общественного сознания и экономического строя (исторической эпохой), своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. В гносеологическом плане наличие множества теорий происсхождения государства свидетельсвует об относительности человеческого познания, невозможности создания абсолютной теории в данной области. Поэтому каждая из теорий имеет познавательную ценность, так как они дополняют друг друга и содействуют более полному воссозданию картины процесса происхождения государства.
Мифологические и религиозные концепции происхождения государства
В основе данных концепций лежит представления о божественном (сверхъестественном) происхождении государства, общей системы власти, правил общественного поведения. Основной характертистикой является отсутствие разделения между обществом и государством. Подобные представления появились во время формирования первобытных человеческих сообществ и просуществовали до периода среневековья.
Древнегреческая теория
Согласно Платону государство появилось в эпоху Зевса и олимпийских богов. Они поделили между собой по жребию все страны земли. При этом Аттика (территория древних Афин) досталась Афине и Гефесту, а остров Атлантида — Посейдону. Афина и Гефест населили Аттику благородными мужами и вложили в их умы понятие о демократическом государственном устройстве. Посейдон же установил на Атлантиде государство в форме наследственного царского правления, закрепив основы в законах. Таким образом Платон считал, что для организации правильных форм земной жизни, необходимо в максимально возможной мере подражать мифическим космически-божественным первообразцам (философски говоря — идее) правления людьми. В первую очередь устройству Афин (где правят философы), во вторую устройству Атлантиды (где правят законы).