- всеобщие - ограниченные (цензовые);
- равные - неравные;
- прямые - косвенные (многостепенные);
- с тайным - с открытым голосованием.
Признаки, характеризующие высокую степень демократизма избирательной системы, стоят первыми. Большинство стран современного мира провозгласили в своих конституциях или специальных избирательных законах права граждан на всеобщие и равные выборы при тайном голосовании. Рассмотрим эти принципы более подробно.
Всеобщность выборов предполагает право всех граждан, достигших установленного законом возраста, участвовать в выборах, причем под этим правом подразумевается как активное избирательное право, так и пассивное. Однако и то и другое в ряде стран ограничено так называемыми избирательными цензами: имущественным (обладание имуществом или доходом определенного размера), цензом оседлости (проживание на данной территории не менее определенного законом срока), образовательным (например, знание государственного языка страны), возрастным и т. д.
Цензы пассивного избирательного права обычно значительно более
жестки, чем цензы права активного. Так, в Канаде в сенат может входить только лицо, владеющее недвижимой собственностью, в Великобритании для получения права быть избранным требуется внести избирательный залог в виде довольно крупной суммы. Возрастной ценз для депутатов верхней палаты парламента - там, где он двухпалатный,- особенно высок: в США и Японии - 30 лет, во Франции -35, в Бельгии и Испании - 40. В то же время нельзя не отметить, что процесс демократизации в мире не обходит стороной и цензовые ограничения. К примеру, начиная с 1970-х гг. возрастной ценз для избирателей большинства развитых стран снижен до 18 лет.
Выборы считаются равными, если обеспечена единая норма
представительства - количество избирателей, представляемых одним кандидатом на выборное место. Принцип этот легко нарушить самыми различными способами. Например, с помощью так называемой «избирательной геометрии» («избирательной географии»), т. е. такой раскройки территории страны на избирательные округа, что на стороне господствующей партии, в интересах которой такая раскройка произведена, оказывается возможно большее число округов с поддерживающими данную партию избирателями.
Относительно выборов в коллегиальные органы власти можно
отметить такую закономерность: выборы в местные органы, однопалатные парламенты и нижние палаты двухпалатных парламентов повсюду прямые (в ряде стран таковы и выборы в верхнюю палату, в частности в сенат США); голосование при этом тайное, что характерно ныне для всех цивилизованных стран мира.
Специфическую форму избирательной активности граждан представляет собой референдум (от лат. геfeгеndum - то, что должно быть сообщено), называемый иногда (обычно при решении территориальных споров) плебисцитом (от лат. рlеЬs - простой народ и scitum - решение, постановление). Первый в истории референдум был проведен в 1439 г. в Швейцарии. Референдум - это всенародное голосование, объектом которого является какой-либо важный государственный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение всего населения страны. Например, это может быть вопрос о государственной принадлежности той или иной территории (плебисциты 1935 и 1957 гг. о Саарской области Германии, пограничной с Францией) или о ее независимости (референдум 1995 г. в Квебеке, франкоязычной провинции Канады), вопрос о форме государственного правления (референдумы 1946 г. в Италии и 1974 г. в Греции о замене монархии республикой) и т.д.
Подобно выборам, референдумы бывают разных видов в зависимости от предмета голосования, способа проведения и сферы применения. Референдум называется конституционным, если с его помощью проводится утверждение конституции или поправок к ней, или законодательным, если предмет референдума - проект акта текущего законодательства.
Следует отметить двоякую политическую природу референдумов: с одной стороны, референдум способен (а в идеале - призван) наиболее полно выявить волю народа по тому или иному вопросу или комплексу вопросов, с другой - организаторы референдума могут сделать его предметом несущественный вопрос с тем, чтобы отвлечь внимание народа от действительно насущных проблем. Случается и так, что воля народа, выраженная на референдуме, игнорируется и попирается власть имущими.
Как уже говорилось, избирательная процедура составляет практико-организационную часть избирательной системы.
Следует отличать такие нередко отождествляемые понятия, как «избирательная процедура» и «избирательная кампания».
Избирательная процедура - это мероприятия государства по организации и проведению выборов. Избирательная кампания (предвыборная кампания) - это действия непосредственных участников выборов, соперничающих на выборах сторон (партий, различных общественных организаций, самих кандидатов).
Кроме того, избирательная процедура как совокупность организационных правил может сохраняться в относительно неизменном виде довольно длительное время, в течение которого произойдет не одна избирательная кампания. Избирательная процедура регулирует и регламентирует избирательную кампанию, подобно полицейскому на уличном перекрестке, регулирующему движение потока автомобилей.
Избирательная процедура включает в себя: назначение выборов; создание избирательных органов, ответственных за их проведение; организацию избирательных округов, районов, участков; регистрацию кандидатов в депутаты; определенную финансовую поддержку выборов; охрану порядка в ходе их проведения; определение результатов голосования.
Избирательная (предвыборная) кампания предусматривает
выдвижение кандидатов противоборствующими политическими силами, агитацию за них и т. п.
Избирательная кампания официально начинается со дня
провозглашения акта о назначении выборов (обычно это прерогатива государства) и продолжается до даты выборов. Фактически же она делает свои первые шаги задолго до официального старта, как только становится известно о намерении провести выборы.
Избирательная борьба - основное поле деятельности политической партии
в демократическом обществе в противоположность тоталитарному. Каждая партия проявляет заботу о расширении своего электората. Электорат - это контингент избирателей, голосующих за какую-либо партию на выборах. Например, электорат социал-демократических партий составляют в основном рабочие, интеллигенция, служащие, мелкие собственники; в электорат демократической партии США, как правило, входит цветное население страны. Электорат не есть некая строго очерченная социальная группа, хотя ему и присуща некоторая относительная стабильность. От выборов к выборам электорат той или иной партии меняется как в количественном, так и в качественном отношении. К примеру, после того как из двухпартийной системы Великобритании лейбористы вытеснили либералов, электорат первых в значительной степени пополнился за счет электората вторых.
С учетом того, что в государствах современного мира продолжается (а в России идет полным ходом) социальная дифференциация, сопровождающаяся возникновением все новых политических партий и социальных движений, каждое из которых претендует на роль выразителя интересов всего народа, становится весьма актуальным вопрос о формировании избирательных блоков и союзов, ибо ни одна из партий нередко не в состоянии добиться победы в одиночку. Поэтому партии и общественные организации в ходе предвыборной борьбы зачастую образуют политические блоки и союзы, заключая соглашения для совместных действий, чтобы обеспечить победу кандидатам от партий, стоящих на близких позициях.
Однако такого рода предвыборной дипломатии для победы на выборах недостаточно. Необходим целый ряд других факторов: наличие финансовых средств, позволяющих широко развернуть предвыборную агитацию; авторитет, приемлемость партии в глазах избирателей; политическая новизна, бросающая вызов старому укладу; политическая и личная привлекательность выдвигаемых партией кандидатов, т. е. их имидж (образ); продуманность предвыборной программы (платформы) партии или политического блока.
Кульминацией избирательной кампании является день выборов. В отличие от шумной предвыборной борьбы сама процедура голосования есть тайна, и потому наиболее интересное об этой процедуре мы узнаем, когда тайна либо нарушена, либо еще не узаконилась. Последнее характерно для обществ с недостаточно развитой культурой.
Известно, например, что, когда Наполеон Бонапарт решил «узаконить» свою диктатуру посредством народного плебисцита, голосование проводилось открыто, под строгим надзором властей, а в армии - по полкам, причем солдаты голосовали хором.
И в наши дни есть подобные примеры. Еще совсем недавно в Заире депутатов в парламент выбирали на городских площадях путем восклицания одобрения кандидатурам из зачитываемого мэром города списка, в Западном Самоа старейший голосует за всех членов своей большой семьи, а в Свазиленде избиратели «голосуют ногами», проходя в одни из ворот, за которыми их ждут кандидаты в коллегию выборщиков депутатов парламента.
Однако по мере формирования гражданского общества, роста его правосознания и совершенствования правовых институтов подобные способы голосования приобретают черты анахронизма.
Во многих современных государствах голосование - не только право, но и обязанность, за невыполнение которой полагается наказание: в Бельгии, Нидерландах, Австралии - штраф, в Пакистане - тюремное заключение.
В некоторых странах во избежание «выборной давки» ограничивается количество кандидатов, баллотирующихся по каждому избирательному округу. Так, в Великобритании это число не должно превышать пяти. Кроме того, каждый кандидат вносит довольно большой денежный залог, который будет удержан, если претендент не наберет минимум 5 % от общего числа голосов. Пятипроцентный барьер установлен в ряде стран (в том числе в России) и для партий. Во многих странах за день до выборов предвыборная агитация запрещается, чтобы избиратель мог спокойно взвесить, кому же все-таки отдать свой голос.