3. Лидерство, представленное в виде социального института, действующего во властных отношениях. Данный уровень характеризуется определенным типом политического поведения: политическое лидерство предполагает взаимное удовлетворение интересов как лидера, так и “ведомых”. Личностные характеристики, имеющие важное значение на первом и втором уровнях, здесь не оказывают решающего влияния. Его деятельность определяется в значительной мере той политической культурой, которая характерна для данного общества.[5]
Политическое лидерство есть феномен власти. В лидерстве четко проявляется способность одного лица, находящегося на вершине властной пирамиды, изменять желаемым для себя образом социальное поведение других людей, социальных слоев, общества (если речь идет об общенациональном лидере).[6]
Наиболее полно функциональные особенности политического лидерства проявляются на общегосударственном уровне. Здесь самая главная задача этого политического института состоит в осуществлении широкого круга организационно-управленческих функций, предполагающих многочисленные действия по выработке, подготовке, принятию и реализации решений; координации действий участвующих в этом процессе структур; согласовании интересов тех или иных звеньев и т.д.
Высшее положение лидера в структуре власти и управления предполагает его целенаправленные усилия по интеграции как общества в целом (объединения масс), так и усилению его солидарности с политическими, прежде всего государственными, структурами и формами организации жизни.
Заинтересованность лидера как представителя власти в усилении своего положения и сохранении стабильности правящего режима побуждает его стремиться к минимизации конфликтов, умиротворению политических дискуссий, снижению напряженности конкуренции за власть. Таким образом, политическое лидерство – это в основном фактор стабильности действующего режима правления.
Как субъект особых нравственно-этических отношений с населением политический лидер выполняет коммуникативную функцию, в рамках осуществления которой он олицетворяет в глазах общества персональную и политическую ответственность за гарантии прав и свобод населения и, как следствие, за совокупную деятельность режима. Следуя этим целям, лидер обязан бережно относиться к традициям и обычаям народа, достигнутому им уровню осознания и понимания политических реалий, быть терпимым к его заблуждениям и недостаткам.
Близким по значению к этой задаче является и такая задача лидера, как мобилизация активности населения на решение тех или иных конкретных проблем в государстве и обществе. В данном отношении первостепенную роль играет его личный авторитет, умение вдохновить население на те или иные солидарные с режимом действия.
Политический лидер, направляя деятельность государственных (политических) структур, сам по сути дела представляет собой тот институт, который обязан творчески отвечать на вызовы сложившейся ситуации, адекватно оценивать существующее положение, инициировать соответствующие проекты, способствовать необходимым изменениям, совершенствованию средств и методов деятельности власти.
В любом случае политическое лидерство служит институтом, который включает большую часть населения в решение социальных проблем в масштабах общества в целом. Приведем параллель с психологией (см. выше) – в политике получается, что лидеров может быть много – одни формальные лидеры, а другие неформальные.
Рассмотрим их поподробнее.
Формальное и неформальное политическое лидерство.
В лидерстве принято выделять два аспекта: формальное и неформальное лидерство. Формальное лидерство – это приоритетное влияние лидера на группу в силу занимаемого им руководящего поста. Официальная должность предоставляет ее владельцу ряд административных прав, с помощью которых он может активно воздействовать на поведение своих подчиненных. Неформальное (реальное) лидерство основывается на заслуженном авторитете лидера, на его действительном умении выполнять роль лидера, на добровольном признании за ним права на руководство со стороны членов группы (общества).
Политическое лидерство характеризуют оба эти аспекта. При этом формальный аспект является определяющим, т.к., во-первых, лидерами становятся, уже достигнув определенного положения в государственных или общественных структурах, во-вторых, влияние лидера на политические процессы во многом зависит от силы и влияния организации, которую он представляет. В современном обществе выдающаяся личность, если она не опирается на организацию, на СМИ, на поддержку соратников, не сможет стать политическим лидером.
Под формальным лидерством принято понимать приоритетное влияние определенного лица на группу, которое основывается на руководящем положении этого лица, связанного с обладанием определенными ресурсами и властью. Неформальное лидерство понимается как субъективные способности, готовность и умения человека выполнять функции лидера, при этом со стороны членов группы должно быть признание за этим человеком руководства.
При этом, руководство — это всегда формальное лидерство, а лидерство подразумевает неформальное влияние. По своему замыслу понятие «руководить» предполагает наличие соответствующей классификации, преимущества по сравнению с подчиненными в управленческих качествах, и, соответственно, наличие делового авторитета, который вкупе с личным авторитетом создает отличные предпосылки для неформального лидерства.
Вывод из этого следующий — эффективный руководитель не всегда является эффективным лидером, и наоборот. Желание быть лидером присуще отнюдь не малому количеству людей, но на практике идеального сочетания двух типов отношений управления (лидерства формального и неформального), увы, не наблюдается. А, между тем, эффективный руководитель — это гармоничное сочетание лидера и руководителя в одном человеке. А эффективное руководство невозможно без лидерства. И, поскольку это так, лидерство можно считать венцом управленческой деятельности.
«Когда вождь, заслуживающий названия самого лучшего, завершает работу, люди говорят, что мы все сделали сами» Лао Цзы.[7]
Неформальные лидеры находятся вдали от применения силы, принуждения или давления. Они как бы «вне» процесса раздачи указаний.
Формальные лидеры же закрепили свое лидерство документами.
Институциализация руководящих функций отражается в понятии формального лидерства. Оно представляет собой приоритетное влияние определенного лица на членов организации, закрепленное в ее нормах и правилах и основывающее на положении в общественной иерархии, месте ролевых структурах, обладании ресурсами влияния. В противоположность формальному лидерству, неформальное лидерство характеризует субъективную способность, готовность и умение выполнять роль лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны членов группы (общества). Оно основывается на авторитете, приобретенном в результате обладания определенными личными качествами. Правда часто бывает так, что лидерство рождается из определенных человеческих комплексов.
Примеры формального и неформального лидерства в политике.
Большинство наших соотечественников убеждены, что Владимир Путин, даже уйдя с поста президента страны, до сих пор продолжает оказывать значительное влияние на политическую жизнь России. К таким выводам пришли специалисты Левада-Центра, опросившие 1,6 тыс. россиян в 127 населенных пунктах страны.
В том, что Владимир Путин продолжает серьезно влиять на политическую жизнь России, убеждены 84% россиян, говорят специалисты Левада-Центра. Правда, менее года назад, а именно в феврале 2009 года, такой точки зрения придерживались 87% россиян. Также большинство опрошенных россиян (71%) считают, что в ближайшее время не стоит ждать каких-либо разногласий в тандеме Путин — Медведев: премьер и президент будут действовать согласованно.[8]
Достаточно яркий пример, когда в стране 2 лидера. Причем Один неформальный (бывший президент), а другой формальный (нынешний президент).
Рейтинг одобрения деятельности президента Дмитрия Медведева почти сравнялся с рейтингом премьер-министра Владимира Путина. Как пишут 29 октября "Ведомости", это произошло впервые с начала наблюдений за тандемом.
Глава государства сократил отставание от председателя правительства и в условных предвыборных рейтингах. 24 процента опрошенных заявили, что на выборах президента проголосовали бы за Путина; условную кандидатуру Медведева готов поддержать 21 процент. 51 процент респондентов считает, что Россией должен править жесткий президент с "твердой рукой"; 39 процентов желают стране лидера, открытого для сотрудничества со всеми политическими силами.
Как отмечают "Ведомости", до сих пор рейтинги Путина были значительно выше рейтингов Медведева. В 2009 году разрыв между президентом и премьером в рейтинге одобрения работы составлял 5-6 процентов в пользу последнего. Что касается условных предвыборных рейтингов, то здесь Путин опережал Медведева на 9-11 процентов.
Как сообщалось, к 1 августа фонд "Общественное мнение", "Левада-центр" и ВЦИОМ зафиксировали рекордное снижение рейтингов доверия к Медведеву и Путину. Тогда было установлено, что президенту доверяют 52 процента респондентов вместо прежних 62 процентов, а премьеру - 61 процент.
Нынешний рост рейтингов Медведева в "Левада-центре" объясняют возросшей политической активностью президента.[9] Получается, что Медведев относительно лидерства может занять позиции и стать не только формальным, но и неформальным лидером, потому что сегодняшняя позиция президента все больше и больше находит духовную поддержку населения. Безусловно, для общего политического положения это хорошо, так как конкуренция всегда способствовала «реализацию» необходимых дел. То есть сейчас и Путин и Медведев стремятся к решению насущных проблем в стране. Есть мнение о том, что Медведев для Путина является прикрытием для своих политических действий. А для народа – тандем Путин-Медведев не рушим, это значит, что формальный и неформальный лидер как бы действуют вместе, что добавляет еще больше веры народа.