Во втором случае цель внутреннего терроризма - ослабление политических противников той или иной террористической организации или тех или других политических движений, к которым последняя имеет отношение, укрепление собственных позиций и сил во внутриполитической борьбе. Для данного проявления внутреннего терроризма нередко характерны такие цели, как ликвидация лидеров и активистов политических противников, давление на проводимый ими курс, разгром их организаций, запугивание их сторонников, а также укрепление своих рядов, привлечение симпатий населения и т. д.
Оба проявления внутреннего терроризма, как показывает современная практика, связаны с применением всех основных форм террористической деятельности. Что касается используемых средств совершения террористических акций, то при этом средства технологического терроризма, как можно судить по существующей практике и установкам некоторых экстремистских организаций, преимущественно увязываются с ведением борьбы против существующего строя, политической власти.
Для внутреннего терроризма характерен ряд специфических признаков, в частности следующие:
1. Направленность внутреннего терроризма против политической системы "своей" страны, ее правопорядка, общественной безопасности, личных прав и свобод граждан. В целом этот вид терроризма представляет главную угрозу прежде всего для конституционного строя данной страны. Он затрагивает различные стороны общественной жизни государств, посягает на жизненно важные интересы общества, государства и личности. Поэтому предупреждение и пресечение внутреннего терроризма рассматриваются как одна из центральных задач в общей системе обеспечения безопасности общества, государства и личности и предусматривают использование широкого спектра соответствующих общих и специальных мер.
2. Противоправность основных проявлений внутреннего терроризму согласно национальному законодательству большинства современных государств. Ввиду высокой степени общественной опасности основных проявлений терроризма в большинстве стран мира происходит интенсивный процесс криминализиции этих Проявлений. К настоящему времени сложились три распространенных подхода к уголовно-правовой оценке террористических действий. Первый предполагает принятие специальных уголовно-правовых норм об ответственности за террористические действия как за государственные иди политические преступления. Второй относит рассматриваемые проявления к преступлениям общеуголовнрго характера. В законодательстве многих стран, в том числе в Российской Федерации, применяется смешанный подход как соединение первого и второго.
3. Двойственность субъектов внутреннего терроризма. Эта особенность, отличающая внутренний терроризм от государственного и международного терроризма, состоит в том, что организованные структуры (в различных формах) не являются единственным субъектом внутреннего терроризма. Для последнего - на разных этапах его истории - было характерно совершение террористических актов не только различными политически ориентированными, экстремистскими организациями, но и отдельными лицами. Такие действия совершаются тоже во имя политических целей и детерминируются теми же причинами, что и террористические проявления со стороны экстремистских организаций. Однако в силу большей ограниченности возможностей террористов-одиночек их террористическая деятельность обычно не носит систематического, долговременного характера и, как правило, рассчитана на разовые насильственные акции. В условиях политической нестабильности, обострения социальных противоречий, роста активности политического экстремизма, национализма, реакционного клерикализма удельный вес террористических акций, совершаемых отдельными лицами, в масштабе всей политически мотивированной преступности возрастает.
4. Тесная связь внутреннего терроризма с массовыми экстремистскими выступлениями. Как и рассмотренные выше разновидности терроризма, внутренний терроризм возникает как специфическая форма целенаправленной организованной экстремистской деятельности определенных политических структур, причем значительное место отводится планированию и другим аспектам подготовки террористических акций. Вместе с тем для внутреннего терроризма характерно осуществление акций террора и на иной, ситуативной основе. В этих случаях террористические акции совершаются спонтанно, без специальной подготовки. К примеру, это может иметь место в ходе массовых выступлений населения, приобретающих экстремистскую направленность. Динамика развития поведения толпы при определенных условиях предполагает возможность самоинициирования крайних форм насилия и применения их со стороны большей или меньшей ее части или отдельных участников. В ходе массовых выступлений экстремистского характера могут иметь место публичные призывы к совершению террористических действий, равно как и сами акции такого рода. При этом возможно применение практически всех основных форм террористической деятельности (в том числе убийство политических противников, захват заложников, угрозы расправой и т. д.).
Терроризм как социально-политическое явление развивается в сложных международных и внутриполитических условиях, характерных для большинства стран мира, в том числе для России и других стран СНГ.
В развитии терроризма в последние десятилетия XX века прослеживается ряд более или менее отчетливых тенденций, изучение которых имеет важное значение и для понимания роли терроризма как глобальной угрозы человечеству, многим странам мира, и для научной разработки системы мер, необходимых для эффективной борьбы с ним.
Одной из общих тенденций терроризма является неуклонный рост его общественной опасности, как для международных отношений, международной безопасности, так и для конституционного строя и прав граждан многих стран мира. Нарастание угрозы терроризма определяют следующие основные факторы:
Повышение общественной опасности терроризма для внешней и внутренней безопасности стран СНГ, в том числе России, так же как и многих стран, стало вполне очевидным. Оно подтверждается нарастанием количества политически мотивируемых преступлений на их территории в последние годы, увеличением числа жертв терроризма, распространением пропаганды насилия как допустимого способа ведения политической борьбы и т. д.
Другая важная тенденция современного терроризма - расширение его социальной базы, вовлечение в политическую экстремистскую деятельность в целом ряде стран значительной части населения, что сопряжено с активизацией террористических проявлений, расширением возможностей для создания более обширной инфраструктуры террористических организаций, возникновением дополнительных трудностей для выявления и пресечения террористических акций, деятельности их исполнителей и организаторов. Эта тенденция обусловлена рядом социальных условий современного мира.
К ним относятся прежде всего следующие:
Политическая и оперативная обстановка в странах СНГ, в том числе в России, свидетельствует об усилении в большинстве из них процессов политического экстремизма, приобретающих различные формы (массовые антиобщественные проявления, групповые нарушения правопорядка, использование оружия в актах политического экстремизма и т. п.) и являющихся питательной средой для расширения социальной базы терроризма.