Каждая из этих концепций имеет свои сильные и слабые стороны. Реальная политическая жизнь в демократических государствах развертывается между этими полюсами. Большинство западных государств тяготеет к идеям элитарной демократии в вопросах построения высших эшелонов власти и к “демократии участия” на уровне органов местного самоуправления.
Положение человека в обществе, его взаимоотношения с государством, степень участия в политике в основном определяется уровнем прав и свобод, какими он наделен.
Проблема прав человека уже многие века беспокоит общество, порой она становилась причиной восстаний (рабов, крестьяе, рабочих), воин (гражданских и между народами), различных столкновений между классами, сословиями, социальнымигруппами. В XIX веке эта проблема приобрела масштабное значение в связи с выходом на политическую арену рабочего класса, возникновением рабочего движения, распространением социалистической идеологии.
В настоящее время проблема прав личности занимает одно из центральных мест в политике. Права человека – нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивидууму возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага. Идеи естественного права возникли в далекой древности и означали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, обусловленные природой, естественные права. Аристотель, в частности, подчеркивал идею верховенства естественного права над законами государства, особо защищал право на частную собственность.
Но в период феодализма идея равенства людей от рождения была отвергнута, права стали трактоваться как привилегии, дарованные монархом своим подданным. Каждое сословие имело специфические права, которые в целом сокращались по мере снижения по лестнице общественно иерархии. Лишь в XVII веке произошло либеральное переосмысление и развитие концепции естественного права. Его сторонники обосновали понимание фундаментальных прав человека на жизнь, безопасность, свободу, собственность, сопротивление угнетению и естественных, неотъемлемых независимо от государства и охраняемых им. При этом естественность прав рассматривается как их данность человеку от рождения, неотъемлемость – как принадлежность индивиду, без наличия которых создается угроза утраты им качеств подлинно социального субъекта, члена общества, священность – как их высочайшее уважение и почитаемость вследствие ценностного статуса или даже божественного происхождения человека, дарования человеку Богом.
Впервые либеральная концепция прав человека нашла систематическое юридическое выражение в 1776 году в Вирджинской декларации, положенной в основу Конституции США 1789 года. В том же году основополагающие права были конституционно закреплены во Французской Деклапации прав человека и гражданина.
Наиболее общей классификацией прав является деление людей их на негативные и позитивные.
Негативные права – обязанности государства и других людей воздерживаться от тех или иных действий по отношению к индивиду. Они предохраняют личность от вмешательства в его жизнь, от нарушения его свободы. Они – основа индивидуальной свободы. Их реализация не зависит от ресурсов государства.
Реализация этих прав зависит от социально-экономического развития общества.
Классификация прав человека и их деление в соответствии со сферами реализации:
- личные (гражданские права) – это естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека, имеющие характер негативных (неприкосновенность личности, право на справедливый, независимый, скорый, коллегиальный, публичный суд, неприкосновенность жилища, тайна переписки и телефонных разговоров, свобода выбора места жительства и передвижения, в том числе право покидать любое государство и возвращаться, право на частную собственность и предпринимательство);
- политические права определяют возможности активного участия граждан в общественной жизни – управлении государством (избирательные права, свобода союзов и ассоциаций, демонстраций и собраний, слова, печати, радио, совести и другие). Реальное осуществление таких прав возможно лишь тогда, когда их предоставление носит регистрационный характер, т.е. государство лишь уведомляется и учитывает их.
- социально-экономические прававошли в кодексы прав с середины XX века под воздействием рабочего движения социал-демократов и коммунистов.
Социально-экономические права делятся на:
- права на коллективные действия по защите своих интересов (забастовки, профсоюзы, коллективные договора);
- индивидуальные трудовые права;
- права в социальной области.
Тема 10. Политические лидеры и политические элиты.
1. Эволюция представления о лидерстве.
Проблема лидерства в политике волновала ученых древности Герадота и Плутарха, где решающую роль в истории они отводили действиям монархов, полководцев, ставили их высоко над народом. Но систематический анализ различных аспектов лидерства впервые провел Н. Макиавелли (1469 - 1527) в трактате “Государь”. В его трактате политический лидер – это государь, сплачивающий и представляющий все общество, использующий любые средства для сохранения своего господства и поддержания порядка в обществе. Макиавелли разработал практические советы для правителей (сочетание силы и хитрости), которые ценили Краивель, Наполеон, другие государственные деятели. О лидерах писали Т. Карлейль (1795 - 1881), наделявший выдающихся личностей божественным проведением, Г. Тард (1843 - 1904), говоривший, что открытие личностей составляет единственный источник общественного прогресса, Ф. Ницше (1844 - 1900), доказавший необходимость создания человека – лидера, сверхчеловека. Человечество должно неустанно работать, чтобы рождать великих людей, - в этом и ни в чем ином состоит его задача. Ф. Ницше разработал целую теорию сверх – человека. Представители марксистской теории ограничивали возможности лидеров исторической необходимостью, классовыми интересами, деятельностью народных масс.
Современная политология признает лидером того, кто выступает с политической инициативой, берет на себя ответственность за своих соратников, за судьбу страны, а взамен получает доверие и поддержку населения.
Такое понимание политического лидерства основано на учете ряда важнейших проявлений данного феномена:
Во-первых, это влияние на других людей, причем, не эпизодическое или
частичное, а постоянное.
Во-вторых, это управленческий статус – социальное положение, связанное с принятием властных решений, с организацией коллективного поведения.
В-третьих, это особого рода предпринимательство, происходящее на политическом рынке, где политические программы обмениваются на руководящие должности.
В-четвертых, это символ общности и образец политического поведения группы, способной реализовать ее интересы с помощью власти.
Таким образом, лидерство имеет два аспекта:
формально-должностной статус, в нормах и правилах, обеспечивающий реальную власть, и неформальный, обеспечиваемый личными качествами человека и признанием его особого положения со стороны общества или какой-либо группы.
Существует несколько теорий, пытающихся осмыслить природу политического лидерства.
Теория черт (Э. Богардус и др.) создавалась на основе качеств, присущих идеальным лидерам – героям. Суть этой теории – в объяснении феномена лидерства выдающимися качествами личности: острый ум, твердая воля, кипучая энергия, незаурядные организаторские способности, готовность брать на себя ответственность, компетентность. К обязательным качествам современных политических лидеров в демократических странах все чаще добавляют фотогеничность, внешнюю привлекательность, ораторские способности.
Идею зависимости лидерства от определенных социальных условий развивает ситуационная концепция (В. Дилл, Г. Хилтон, А. Галднер и др.). Она исходит из относительности, флюидности и множественности феномена лидерства. Лидер – функция определенных обстоятельств. Конкретная ситуация оказывает огромное влияние на отбор политических лидеров, их поведение и решения. Приоритет в объяснении феномена отдается не личным качествам людей, а требованиям объективных обстоятельств.
На основе этой концепции, ряд ученых пришли к выводу, что в современном западном обществе у беспринципных людей больше шансов сделать политическую карьеру.
Психологические концепции (Э. Фраим, Т. Адорно и др.) объясняют природу лидерства главным образом психологическими особенностями личностей, предрасположенных к лидерству, с одной стороны, и толпы, готовой к подчинению, - с другой.
В рамках этих концепций выявлен тип личности, предрасположенный к авторитаризму и стремящийся к власти. Для такой личности власть является психологической потребностью, реализацией собственных комплексов через навязывание своей воли другим людям. Обладание безграничной властью над другими доставляет такому человеку особое наслаждение.
Интерактивный подход – попытка комплексного анализа явления лидерства. При таком подходе учитываются четыре важнейших момента: индивидуальные черты лидера; задачи, которые он призван выполнять; состав его окружения; механизм взаимоотношения лидера и его последователей. Интерактивный подход расширяет масштаб анализа лидерства, но все равно не является универсальным; явление лидерства слишком многообразно.