Таким образом, в XVI-XIX вв. родились и совершенствовались политические идеи либерализма. Теперь в центре политики ставится не государство, а человек. Осуществляется наработка многих вопросов, связанных с правами и свободами человека, их защиты со стороны государства. В связи с этим складывается и новый подход к функциям государства, механизму власти.
В XVIII-XX вв. в трудах ряда политических мыслителей гражданский подход к политике эволюционирует в более современную и прогрессивную социальную концепцию политики. В ней меняются акценты:
Первым, вставшим на такую позицию, оказался французский просветитель Ж. Ж. Руссо (1712-1778). Исходным моментом его анализа явилось открытие свойственного положения гражданина в государстве. В одном смысле индивиды создают государство, а в другом сами являются его продуктами, ибо их бытие и мораль сопредельных с их гражданством. Поэтому Руссо утверждал закономерность господства общей воли, основанной на общности морали, а тех, кто ей сопротивляется, общество должно заставить подчиниться, то есть большинство вправе подчинить меньшинство, подавать инакомыслие, инакодействие.
Руссо также предлагал такое государство, в котором торжествовали бы равенство, в том числе в уровне жизни, и единство всех социальных групп населения.
С середины XIX века бурное развитие промышленного капитализма, нарастание в ужесточении экономической эксплуатации людей привели либералов к анализу места демократического государства в управлении экономикой. Они стали исследовать социальные проблемы, искать инструменты изменения социальных условий в рамках существующей политической системы.
Эти настроения четче других выразил Джон Милль (1806-1873), английский поборник равноправия. Он отстаивал идею «суверенитета индивидуума», но одновременно надеялся, что демократическое государство способно обеспечить его интересы и интересы меньшинства. В своей работе «Размышления о представительном правлении» Милль предложил свою систему пропорционального представительства на выборах: для повышения роли образованных людей он наделял их несколькими голосами, правом подачи своего голоса в нескольких избирательных округах. Тем самым он уравновешивал два обстоятельства: широкое политическое участие и влияние интеллектуальной элиты.
Развитие политической мысли в Новое время оказалось плодотворным. Плеяда просветителей разработала общественное устройство, соответствующее естественным правам человека, выдвинула идеи равенства всех перед законом, свободы собственности и предпринимательства, свободы слова и организации, сведения роли государства к функциям защиты правопорядка. Все это стало фундаментом либерализма, влиятельнейшего идейно-политического направления.
Другие идеи – народовластия, республики, социальной справедливости – легли в основу иного, также мощного идейно-политического направления – демократического.
Общественно-политическая мысль XIX-XX вв. породила столько политических идей, что возникли целые идейно-политические течения и направления в развитии политической мысли. Такие как либерально-демократическое, консервативное, социалистическое, национальное. В первой половине XX в. появляется фашистская идеология.
Влияние каждого из этих направлений политической мысли менялось на протяжении всего периода. Кардинальные изменения политического, экономического, идеологического характера 80-х и первой половины 90-х годов сказались и на политических идеях. На западе усилилось влияние либерально-демократических идей, провозглашающих универсальность общечеловеческих ценностей. Для этих идей характерен поиск путей совершенствования общества как универсальной, взаимосвязанной, глобальной системы. Поиск таких путей предопределил возникновение теорий информационного общества в ее современной трактовке. Появились теории, предлагающие глубокие демократические преобразования, как, например, со общественной демократии, селективной монархии и др.
Значительно снизилось влияние социалистической идеи, что связывают с крахом системы тоталитарного социализма. Однако теория и практика социал-демократов (а их идеи – это идеи социализма) в 27 странах мира, способствующие процветанию и стабильности этих государств, свидетельствуют о том, что эти идеи могут послужить обществу.
Современный период в развитии политической мысли характеризуется еще и тем, что появилась сама наука о политике. Это предопределило появление фундаментальных научных работ, посвященных исключительно политическим проблемам.
В первой половине ХХ века политическая мысль развивалась в рамках общесоциологических и общефилософских исследований. Но, несмотря на это, получили основательную теоретическую разработку проблемы государства, соотношения государственного и личного, проблемы власти. Эти труды Г. Моски, В. Парето, Э. Дюркгейма, М. Вебера. Их появление на развитие последующей научной политической мысли огромно.
С 50-х – начала 60-х годов появляется немало теоретических работ, посвященных уже исключительно политическим проблемам, таким как власть, демократия, диктатура, социальная справедливость, политический режим, политическое поведение и т. д. Из всего многообразия этих работ можно выделить Ч. Мерриам «Новые аспекты политики» (США), Р. Даль «Введение в демократическую теорию», «Плюралистическая демократия» (США), Д.Истон «Политическая система» (Канада), М. Дюверже «Янус. Два лица запада», «Идея политики. Применение власти в обществе» (Франция), Р. Дарендорф «Конфликт и свобода» (ФРГ) и другие.
Тема 3. Развитие политической мысли Казахстана
1. Политическая мысль тюрко-язычных народов (X- XIII в.в.)
История политической мысли находит отражение как в картинах общественно-политической жизни разных эпох, так и в идеях ярких и выдающихся личностей, аккумулирующих мудрость времен и передающих ее в своих трудах будущим поколениям.
В этот период на территории Казахстана проживали народы и племена, говорившие на тюркском языке и получившие название тюркоязычных народов. Позже они вошли в разные государственные объединения и составили разные этносы. Эти народы оставили языковые и литературные памятники, которые принадлежат к общетюркскому наследию и которые являются источником познания политических отношений того периода.
К данному периоду относится деятельность крупнейшего ученого и философа Абу Наср аль-Фараби.
Ему принадлежит политический трактат «О взглядах жителей добродетельного города». В этом трактате аль-Фараби попытался соединить греческий политический идеал с мусульманской моралью. Развивая мысли Платона и Аристотеля, философ писал, что государство возникает как объединение людей для удовлетворения их потребностей. Поэтому добродетельным является такое государство, деятельность которого направлена на заботу обо всех граждан и на создание атмосферы помощи друг другу. Добродетельное государство возглавляет правитель – философ, который в своей управленческой деятельности опирается на этические нормы Корана. Идеальному государству аль-Фараби противопоставлял «невежественные города», жители которых имеют отрицательные нравственные качества.
Сведения политического характера дает знаменитая поэма «Наука быть счастливым» Юсуфа Баласагунского (XI в.), выходца из знатной тюркской семьи.
В этом философском произведении характеризуются различные сословия и описываются правила взаимоотношений между правящими и управляемыми. Основным принципом, на основе которого должен, по мысли Юсуфу Баласагунского, управлять счастливый и праведный государь, является принцип соблюдения твердых законов в союзе с разумом, счастьем и праведной жизнью. В поэме описываются качество, необходимые визиру, полководцу, секретарю, писцу, ученому, лекарю; даются представления о тогдашнем обществе, его нравах, обычаях.
2. Политическая мысль в Казахском ханстве. Жеті Жарғы
К середине XV в. относится образование первого казахского государственного объединения. Об этом пишет монголистанский историк Мухаммед Хайдар в своем труде «Тарихи Рашиди» (1541-1546г.). Он связывает начало становления казахского государства с откочевкой в 1456 год ханов Жанибека и Гирея из владений джучидов.
Казахское ханство складывалось как в междоусобной борьбе, так и в войне с внешними врагами. Оно укрепилось при хане Касыме и его сыне Хак-Назаре (XVI в) и при хане Тауке. С именем хана Тауке связано проведение целого ряда реформ политического характера, которые получили название Законы Тауке или Жеті Жарғы (семь установлений).
Творцами указанных законов, наряду с ханом Тауке, называют семь биев во главе с Толеби, Казыбек би и Айтеке би. Таким образом, Жеті Жарғы является плодом развития коллективной политической мысли. Источниками Жеті Жарғы следует считать старое обычное право казахов, неписанные законы казахских ханов, предшественников Тауке и обычное право монголов, составленное при Чингис-хане.