Смекни!
smekni.com

Курс лекций по Политологии 4 (стр. 4 из 17)

Жеті Жарғы содержат нормы административно-уголовного, гражданского права, положения о налогах, религии и т.д., т.е. дают представление о политической жизни тогдашнего общества. По указанному закону верховная власть принадлежала хану, который также являлся верховным судьей.

Для решения важных государственных дел рекомендуется. Чтобы сам хан, равно как и все султаны, старейшины и правители родов, собрались осенью в одном месте, в середине степи, для рассуждения о делах народных. Жеті Жарғы определяют сборы в пользу хана.

В области семейно-брачных отношений утверждалось право родителей над жизнью детей «родители за убийство детей своих ничем не наказывают», - гласил закон. Закреплялось также неравное положение женщин.

Что касается судебной власти, то право творить суд признавалось только за ханом, биями и родоначальниками.

Жеті Жарғы показывает, что законодательство охраняло в первую очередь жизнь и интересы знати, их привелегии, закрепляло феодальные порядки. Но попытка его распространения на все казахское общество вносила элементы законности, правопорядка, ослабляла междоусобные войны.

Жеті Жарғы, знаменуя собой этап на пути формирования казахской государственности, оказали влияние на всю общественную жизнь последующих периодов.

3.Политическая мысль в XIXв.

Политическая мысль Казахстана этого периода представлена такими крупнейшими именами как Ч. Валиханов, А. Кунанбаев. На их взгляды оказали влияние как арабская, так и русская культуры, идеи русской демократической интеллигенции.

Общественно-политические взгляды Валиханова отражены в работах «Очерки Джунгарии», «Записки о судебной реформе», «О мусульманстве в степи».

Заботясь о судьбе своего народа, Ч. Валиханов отвечает на вопрос «что делать?», поставленный в то время демократической общественностью. Он считает, что путь казахского народа – это путь просвещения на основе приобщения к русской культуре и науке.

Но, приобщаясь к русской культуре и через нее к общеевропейской, казахский народ не должен забывать о своей самобытности. Например, он отстаивал право сохранения самобытности в вопросе о судах. Ученый не отвергал значения религии вообще, но отрицательно относился к восточному религиозному обучению, считая, что через него идет насаждение обычаев, чуждых казахскому народу и тянущих его назад. Поэтому он отстаивал светскую форму обучения и образования.

Значительным является жизнь и творчество Абая Кунанбаева (1845-1904). Общественно-политические взгляды Абая отразились в его поэзии, в «Назиданиях» и в своде законоположений под названием «Бий ережелері». Основным содержанием поэзии Абая является жизнь казахского народа, его судьба. В стихах он осуждает и бичует пороки в жизни феодально-родовой и чиновничьей знати, призывает казахский народ к просвещению, преодолению нищеты, невежества, рабской покорности, межродовой вражды и разобщенности. Знание, вера и нравственность – это основные ценности народа. Они формируются и сохраняются народом.

Широко известны его «Назидания», которые называют сводом мудрости и нравственности, и каждое из изречений которого содержит глубокий жизненный смысл.

В правовых положениях «Бий ережелері» прослеживается преемственность идей Абая со сводами законов «Жеті Жарғы».

Идеи А. Кунанбаева, Ч.Валиханова опирались на признание человека, его жизни, достоинства, свободы высшей ценностью, мерой всех вещей. Для их жизни характерны высокий гражданский долг и ответственность перед обществом.

4. Общественно-политическая мысль в Республике Казахстан

Кардинальные изменения в Казахстане за довольно короткий отрезок времени, а именно, обретение независимости, смена модели общественного развития – все это не могло не отразиться на развитии общественно-политической мысли, на умонастроениях, ориентациях.

В 90-е годы появился огромный интерес к опыту исторического развития Казахстана, особенно к тем его периодам, которые имеют современную общественную значимость.

Особое внимание проявляется к политическим идеям представителей казахской интеллигенции, незаконно репрессированным в 30-е годы прошлого столетия, таким как А. Букейханов (1866-1937), А. Байтурсынов (1873-1938), М. Тынышпаев (1879-1937), С. Асфендияров (1889-1938), С. Сейфуллин (1884-1938) и другим.

Поиск путей государственного развития республики вызвал интерес к идеям национально-государственного строительства, которые нашли отражение во взглядах деятелей Алаш-Орды: ученого и публициста А. Букейханова, писателя и публициста А. Байтурсынова, историка М. Тынышпаева. Они выступали за автономное государственное образование; за установление парламентско-президентской республики; гражданского равноправия всех народов, проживающих в Казахстане; за закрепление основ всеобщего избирательного права.

Созвучны современности идеи государственного и общественного деятеля, ученого С.Асфендиярова. В его трудах «История Казахстана», «Прошлое Казахстана в источниках и материалах», «Национально-освободительное восстание 1916г. в Казахстане» имеется обширный исторический материал, научные идеи об общественном развитии государства. Поэт и драматург, один из основателей казахской литературы С. Сейфуллин одним из первых в Казахстане описал общественно-политические события времен установления Советской власти и гражданской войны, дал критическую оценку процессу коллективизации сельского хозяйства.

Творческому осмыслению общественных явлений и процессов учат современную казахстанскую общественность художественные и публицистические произведения классика мировой литературы, казахского писателя и ученого М. О. Ауэзова (1897-1961).

Ауэзов является основателем абаеведения, воссоздавшим широкую социально-историческую картину жизни общества времен Абая и его современников в знаменитом романе-эпопее «Путь Абая».

Современную общественную значимость имеют идеи взгляды государственного и политического деятеля Казахстана советского периода Д. А. Кунаева (1912-1993). Свое отношение к проблемам общественной и политической жизни, к истории Казахстана он отразил в книге «О моем времени». Его идеи оцениваются как отражение взглядов национальной политической элиты советского периода.

Широкий общественный резонанс имеют общественно-политические инициативы и идеи президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, изложенные в работах «Без правых и левых», «Идейная консолидация общества – как условие прогресса Казахстана», «За мир и согласие в нашем обществе», «На пороге XXI века». В них содержатся идеи о путях строительства государственности, о необходимости сильной президентской власти и президентской формы правления для республики, о создании профессионального парламента, о путях сохранения согласия в обществе и консолидирующей роли казахского народа, о перспективах развития страны и народа.

Потребностям общественного развития отвечает обоснованная Н.А. Назарбаевым концепция Евразийского союза. Ее основные положения изложены в трудах «Евразийское пространство: интеграционный потенциал и его реализация», «На пороге XXI века».

Концепция исходит из необходимости сочетания процессов национально-государственного строительства с сохранением и развитием негосударственных интеграционных процессов. «Интеграционизм, основанный на равенстве, добровольности и прагматическом интересе – это достойное будущее Евразии, которая только в этом случае может стать глобальным фактором мировой экономики и политики XXI века.

В научных публикациях и исследованиях политического характера 90-х годов заметно преобладает интерес к вопросам государственно-политического и государственно-правового развития Казахстана. Обосновывается необходимость для Казахстана сильной исполнительной власти, которая способна предотвратить возврат старого режима и может нацелить общество на демократические преобразования, необходимость государственного регулирования процессов модернизации казахстанского общества.

Тема 4. Теория власти.

1. Природа власти.

Природа власти и ее значение для общества становятся более понятными при выяснении причин, специфики и преимуществ, которые создает использование отношений волевого, целенаправленного подчинения одних людей другим для реализации целей управления и руководства.

Потребность именно во властном механизме управления (с такими его атрибутными качествами, как принуждение и убеждение) возникает еще на досоциальном уровне, в сообществах животных, в случаях, когда не срабатывают или вообще не бывают запрограммированы биологические, генетические механизмы регуляции поведения, отношений.

Власть структурирует социальные отношения, делает их более целенаправленными, эффективными, служит причиной взаимной мобилизации поведения, как властей, так и подвластных, значительно понижает долю элемента неопределенности в их поведении. Она, по сути дела, становится фактором обеспечения эволюционного преимущества, снижает размах случайных отклонений в тех сообществах, где появляется. «Возникая из ролевой неоднородности людей, власть сводится к системе преимуществ, представляющих дополнительные степени свободы и дающие право одним влиять на самоутверждение других».

Столь высокая оценка последствий появления властных отношений для регуляции жизни сообществ не означает отказ от видения других сторон: связи власти с жестокостью, подавлением, усилением межгрупповой и внутригрупповой дифференциации и эксплуатации. Однако существует и очевидная необходимость развития регуляционных отношений в человеческих сообществах именно по властному типу.