Социализация – процесс избирательный, в ходе него идет освоение норм, ценностей, ориентации, способов участия в осуществлении власти, которые в наибольшей степени соответствуют интересам, психологии, жизненному опыту участников политического процесса.
Сфера осуществления политической социализации – исторический опыт. Именно через него проходит накопление ее наиболее устойчивых и действенных элементов. Средством же передачи исторического опыта служат традиции – устойчивые, из поколения в поколение передающиеся формы организации политических процессов. Внося в политику значительный элемент постоянства, определенности, статичности даже, традиции создают возможность более или менее успешного прогнозирования в политике. Они служат тем каркасом, на котором формируются отношения с властью больших масс людей. Действие традиции выражается в устойчивых поведенческих склонностях, воспроизводящихся в самых разнообразных исторических обстоятельствах.
Политическая социализация обеспечивает целесообразное сочетание между теми элементами политических отношений, которые связаны с прошлым, настоящим и будущим политики. Оптимальным является такой тип отношений человека с политической властью, при котором через традиции, разнообразные компоненты исторического опыта он связан с прошлым; с помощью норм институтов, ценностей активно воздействует на способы реализации политической власти, а через цели, политические организации влияет на будущие политические события и процессы.
3. Типы отношения человека к власти.
Власть является звеном в сложнейшей цепи социальных взаимосвязей, часто выходящих за рамки собственно политической сферы. Ее важнейшим компонентом, источником является активность конкретного человека или социальной группы, принимающих решения, действующих последовательно или хаотично, вяло или энергично. Ее сила подпитывается именно человеческой энергией, и выявление основных линий взаимодействия человека и политических структур представляет собой важную задачу политологии.
Выделяем три основных типа отношений:
1.Состояние приобщенности человека к политике, выражающиеся в разнообразных формах политически активного поведения и характеризующееся стремлением решить те или иные жизненно важные для него и его общности проблемы через воздействие на систему политической власти. Условиями включения человека в политические отношения служат обстоятельства как объективного. Так и субъективного ряда:
во-первых, наличие реальной социальной проблемы, требующей для своего решения активного вмешательства со стороны человека;
во-вторых, необходимо понимание и желание что-нибудь сделать для решения данной проблемы
2. Отчуждение или аномия, характеризующееся разрывом связей между человеком и политической властью, сосредоточением усилий на реализации частных интересов. Нормы, регулирующие общественную жизнь, по тем или иным причинам теряют здесь свое влияние на человека, не рассматриваются им в качестве авторитетных инстанций, регулирующих его поведение. В анемии, необходимо различать разные состояния, она может быть вызвана как неспособностью повлиять на ход политических событий, так и не согласием с ними, наступать вследствие добровольного выбора или быть вынужденным состоянием. Отстраняя человека от политической власти, аномия не выводит его, однако, за рамки политики, а способствует концентрации мощной негативной социальной энергии, рано или поздно прорывающейся в эту сферу.
3. Полное слияние человека и политической структуры, подчинение личной жизни ее потребностям и ритму изменения, растворение индивидуальной жизни в жизни политической. Формирование специфического типа «авторитарной личности», характерными чертами которой служат:
· конвенционализм – отзывчивость на внешнее давление, принятие внешних ценностей;
· несбалансированное уважение к авторитету;
· перенос ответственности и враждебности вовне, с индивида на внешние силы, находящиеся вне контроля;
· стремление мыслить упрощенными категориями;
· желание власти и боязнь ее носителей;
· оправдание своего поведения поведением других;
· вера в наличие и вмешательство в политику «дьявольских сил» (заговоров, конспирации и т.д.)
1. Основные концепции возникновения государства.
Государство – политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе социального развития, представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.
Этнографическая и историческая науки выдвигают различные теории о происхождении государства:
1) теологическая (божественная сила);
2) договорная(сила разума, сознания);
3) органическая(биологические факторы);
4) материалистическая(социально-экономические факторы);
5) теория насилия (военно-политические факторы).
Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.
На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как “азиатский способ производства” (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т.д.). Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя – земельная община, коллективная собственность и другие. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, они одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, выступая организаторами производства. По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, где рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы.
Возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных территорий, для господства, над которыми родовая организация приспособлена, не была.
По мнению ряда ученых, Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности – закреплением крестьянства и крупной частной собственности на землю), а как прафеодальные (знать еще не имела крупной земельной собственности, а крестьяне сохраняли и свободу, и собственность на землю).
2. Теологическая теория происхождения государства
Теологическая теория получила распространение в Средневековье в трудах Фомы Аквинского; в современных условиях ее развили идеологи ислама, католической церкви (Маритен, Мерсье и др.).
По мнению представителей данной доктрины, государство – продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима, главным образом, от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления наместнику Бога на земле. Отказ подчиниться государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.
Придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореал святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется “посредникам” между Богом и государственной властью – церкви и религиозным организациям.
Вместе с тем, данная доктрина слабо учитывает влияние социально-экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, государственное устройство. Теологическая теория недоказуема, ибо в основном построена на вере.
3. Патриархальная теория происхождения государства.
К наиболее известным представителям патриархальной теории можно отнести Аристотеля, Филмера, Михайловского. Они обосновывали свою теорию тем, что люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, созданию семьи. Последующий рост семей и объединение под их крылом все большего числа людей приводит в конечном счете к образованию государства.
Отсюда власть государя – продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая выступает как неограниченная. Поскольку изначально признается божественное происхождение власти “патриарха”, подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота царя (короля и т.д.) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни.
Вместе с тем, представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела экстраполируют понятие “семья” на понятие “государства”, а такие категории, как “отец”, “члены семьи”, необоснованно отождествляются с категориями “государь”, “подданные”. К тому же по свидетельству историков семья (как социальный институт) возникла практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.
4. Договорная теория происхождения государства.
Договорная теория происхождения государства возникла в XVII – XVIII в.в.; в логически наиболее завершенном виде представлена в трудах Грация, Руссо, Радищева и др. По данной доктрине государство возникает как продукт длительного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в “естественном”, первобытном состоянии. Государство – это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы (своей власти) государству. Изолированные до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и – ответственность за невыполнение последних. Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников, и т.п., но обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги, и поэтому имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления властью вправе расторгнуть договор.