Вопрос. 12. Предыстория русской школы геополитики:
от Филофея до славянофилов Филофей жил в первой половине XVI в. и был монахом Псковского Елеазарова монастыря. Впервые его имя привлекло внимание русской общественной мысли после того, как в журнале «Православный собеседник» в 1861—1863 гг. были опубликованы его сочинения. Изложенная в них концепция «Москва — третий Рим» оказалась одной из центральных в русской публицистике и историософии последующего времени. Он предположил, что история развивается по воле Бога в виде смены царств. Он пытался осмыслить современное состояние России в мире после падения Константинополя и старался подчеркнуть высокий международный престиж современной ему самодержавной власти как единственного независимого православного царства, наследовавшего Византии. Эти идеи изложены в «Послании дьякону Мунехину» (1523–1525 гг.), и в «Послании к великому князю Василию» (1530-1540 гг.). Эта концепция сыграла роль объединения в процессе формирования единого государства в 16 веке. Затем в 17 веке были реформы Петра I . Под лозунгом преодоления отсталости от передовых стран Европы и завоевание положения Великой державы прошел весь 18 век. Во второй половине 19 века в русском обществе сложились несколько концепций. Теория официальной народности (казенного патриотизма при Николае I).Автор – граф Уваров. Утверждал особые условия существования Российской империи, знаменитая троица: самодержавие, православие, народность. Единственный возможный способ укрепления самодержавия - поддержка русским народом и выражение его интересов, причина – православие. Следовательно, то, что происходит в Европе (нестабильность) России не грозит, т.к. Россия из "другого материала". Возникают самостоятельные течения в обществе – теории западников и славянофилов в 30-40-е гг. 19 века. Суть идей западников: Россия отставала и продолжает отставать от передовых стран Западной Европы в экономическом, политическом и культурном плане, нуждается в скорых реформах. Вся история России – история преодоления этого отставания. Основные представители: Грановский, Кавелин, Чичерин, Белинский, Герцен. Суть идеи славянофилов. Общество в России строится на других принципах, чем Запад. Там индивидуализм, в России – коллективизм (соборность). Следовательно, все революционные потрясения России не грозят. Представители: Хомяков, Кирииевский, братья Максаковы. Западники и Славянофилы сходились на том, что нужна отмена крепостного права и реформирование самодержавия.
Вопрос 13. Евразийство и неоевразийство: геополитические идеи.
Движение евразийцев:Русская геополитическая школа имела несколько течений, и наиболее мощное из них — евразийское. Главная тема евразийского движения — это утверждение самобытных основ российской истории и культуры. Для этого движения характерна также разработка своих собственных, порой оригинальных, взглядов на мировую и русскую историю. В концепции евразийцев Россия является особым этногеографическим и культурным миром, занимающим срединное положение («Хартленд») между Западом и Востоком, Европой и Азией.Начало евразийского движения, как полагают многие его исследователи, связано с именами князя Н.С. Трубецкого (1890—1938) — лингвиста и филолога, П.Н. Савицкого (1895—1968) — философа, географа и экономиста, которого все исследователи его творческого наследия причисляют к самым ярким геополитикам, Г.В. Флоровского (1893—1979) — православного богослова, П.П. Сувчинского (1892—1985) — видного ученого искусствоведа.К евразийцам относят и таких известных ученых, как Г.В. Вернадский (1887—1973) — историк и И.А. Ильин (1882—1954) — философ, юристВ этой среде ученых в начале 20-х гг. XX в. и возникло евразийское движение. Их объединяла идея о России как особом мире, на развитие которого решающее влияние оказал материк Евразия. Концепция евразийцев формировалась во многом на идеях славянофилов и почвенничества Ф.М. Достоевского. Евразийцы, отстаивая эту идею, ввели новый термин для геополитики — «месторазвитие». В это понятие они включили неповторимую географическую среду, основу которой составлял «Хартленд». В этой среде происходило становление не только отдельного индивида, но и крупных человеческих общностей.В начале 20-х гг. XX в. в Софии евразийцы выпустили сборники «Исход к востоку. Предчувствия и свершения» и «На путях. Утверждение евразийцев». В сборниках в сжатой форме были изложены основополагающие правила нового геополитического движения. Нетрадиционный подход к теоретическому обоснованию и решению многих геополитических проблем, само название «Евразия», оригинальные проекты преобразования российского общественного устройства — все это привлекло пристальное внимание не только ученых, но и читающей публики Запада.Постепенно центр евразийского движения переместился из Софии в Париж. И там роль первой скрипки стал играть Л.П. Карсавин. Он не скрывал своей просоветской ориентации, курса на сближение с советской властью и на сотрудничество с ней. Такая позиция Л.П. Карсавина и его сторонников не получила одобрения главных теоретиков евразийцев, и в 30-е гг. годы это движение перестало существовать.Тем не менее идеи евразийства не исчезли совсем, а были возрождены Львом Николаевич Гумилевым (1912—1992), которого судьба свела с Савицким, оказавшим на него огромное влияние.Неоевразийство: У основоположников евразийства — Н.С. Трубецкого и П.Н. Савицкого — было немало идейных последователей, разработчиков их теорий и концепций. Но только в конце 60-х и в 70-х гг. XX в. разрозненное течение евразийцев, состоящее из разных направлений, получило новый мощный интеллектуальный толчок и сформировалось в качественно иное течение — неоевразийство. И связано это течение с именем историка, этнографа, географа Л.Н. Гумилева, его идеей евразийской пассионарности. Идеи евразийства, практически забытые ко второй половине XX века, были во многом воскрешены Гумилевым и получили широкое распространение к началу XXI века. Гумилев в ряде книг, — «Этногенез и биосфера Земли», «Тысячелетие вокруг Каспия» и «От Руси до России», — используя евразийскую концепцию и дополняя её собственными разработками, формирует свою концепцию этногенеза, приводящую его к ряду выводов, среди которых для нас наибольшую важность имеют следующие: во-первых, любой этнос представляет собой общность людей, объединенную некоторым стереотипом поведения; во-вторых, этнос и его стереотип поведения формируются в конкретных географо-климатических условиях и остаются устойчивыми длительный период времени, сравнимый со временем существования этноса; в-третьих, суперэтнические целостности формируются на основе обобщенного стереотипа поведения, разделяемого представителями различных этносов единого суперэтноса; в-четвертых, стереотип поведения суперэтнической целостности представляет собой некоторый способ бытия, отвечающий определенным условиям существования.