1 (11)72)
политической мысли» (1961); «О революции» (1963); «Эйхман в Иерусалекс
1 Вiлад в развитие политичесiой МЫСЛИ. Аревдт — из когорты выдающихся
!iпысцких ученых-эмигрантов (Г. Моргентау, т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Мар
у iе, Л. Страусс и др.), во многом определивших основы современной амери
гандистского
лнiой политической теории. в своих исследованиях она ориентировалась на
й научную традицию — на Платона, Аристотеля, Макиамассовую
Руссо, де Токввля, Маркса, Канта, благодаря чему анализировада
в упиверсальные социальные фсномены, не игнорируя при этом их индивидуми
1 iИIiiе измерение, т.е. собственно «человеческое положение». Основной круг
Щ iврнсских интересов: тоталитаризм в качестве специфического общественно-
поддержания автономности политической жизни (сфера публичности),
ХХ в. — «бремени современности»; теоретическая и практическая
невозможна свобода; переосмысление свободы как коммуникатив
ной практики (общения), включающей речь (слово), «действие» и «плюрализм»; осмыслетие теоретического наследия американского республиканизма как опыта построения свободного политического порядка. Широкие философские заключения Арендт нередко выводила из анализа конкретных проблем — тоталитаризм, революция, кризис кульзуры в условиях массового общества, эрозия свободы, типы поведения и т.п.
Интерпретация
Резко о феномене тоталитаризма в его национал-социалистическом (нацистском) варианте в Германии высказался в 1944 г. в книге кВ ожд Ы? полвтолог Коярад Хей ден (1901 —1966). Его суждение можно, вероятно, отнести ко всем первоначалам тоталитарных iторядков: «Из обломков отмерших классов встает новый класс интеллектуалов, и во главе его маршируют самые безжалостные, те, кому нечего терять, — . . вооруженная богема, кому война — мать родная, а гражданская война — отчизна».
В условиях тоталитарного режима государству удается подчинить себе общество, уничтожить его гражданские основания, подвергнув огосударствлению все стороны его жизнедеятельности вплоть до частных (даже интимньих) отношений. Так все люди превращаются в «винтики» огромного всеобъемлющего механизма. Тоталитарная власть без колебаний расправ- ляется с теми, кто, по ее мнению, плохо выполняет функции «винтика» или уже сделал все, на что был способен. При этом непременно — и показательно — репрессируют отдельных представителей господствующей группировки во имя сохранения и упрочения власти в целом.
Почти все наиболее важные идеи современного тоталитаризма непосредственно восходят к Гегелю... Я привожу краткий список самых драгоценных из этих идей... (а) Национализм в форме истори- цистской идеи, согласно которой государство представляет собой воплощение духа (или, в современных терминах, крови) самозарождающейся нации (или расы): одна избранная нация (ныне — избранная раса) обречена на мировое господство. (Ь) Государство как естественный враг всех иных государств должно утверждать свое существование путем войны. (с) Государство свободно от любого рода моральных обязательств; история, т.е. исторический успех, является единственным судьей в общественном развитии; коллективная полезность — это единственный принцип личного поведения; тiропа- гандистская ложь вполне допустима. (ар) «Этическая» идея войны (тотальной и колгiективистской), особенно молодых наций против старых; война, судьба и слава как наиболее желательные блага. 4 (е) Творческая роль великого челрвека, всемирно-исторической лич
ности,
человека глубинного знания м великой страсти (ныне — принцип лидерства). (/ Идеал героической жизни («живи, рискую>) м «героического человека» в противоположность мелкому буржуа м исповедуемой им жизни мелкой посредствсммостII.
К. Повпер, «Открытое общество в его враги»
ПОППЕР (Роррег), Карл (1902, Вена — 1994, Кройдон) — анстро-британский политический философ м методолог науки, известный концепцией открытого общества и бескомпроммссной критикой тоталитаризма, в т.ч. его духовных истоков. Изучал развитие научного знания, предложил принцип фальсифицяруемости (вместо верификации) в качестве критерия подлинности знания. После эмиграции в 1937 г. из Австрии работал в Новой Зеландии, затем с 1946 г. в Лондонской школе экономики. Лауреат престижных научных премий, член ряда национальных м международных академий наук; в 1965 г. в Великобритании произведен в рьтцари.
Среди основных работ: «Логика научного открытия» (1934); «Открытое общество и его враги» (1945); «Нищета историцизмам (1945); «Предположения и опроверженмям (1963); «Объективное знание. Эволюционный подход» (1972); «Личность и ее мозг» (1977, соант. дж. Экклс).
Вклад в развитие политической мысли. Всемирную известность Попперу принесли труды «Открытое общество и его враги» и «Нищета историцизма», которые он оценивал как личный вклад в борьбу со всевозможными проявлениями тоталятаризма. Он рассмотрел в нихе позиций критического рационализма (т.е. преодоления логического позитивизма) широкий круг проблем философии политики, поэтому многие называют эти сочинениям манифестом «политической философии науки» или «философией науки о политике», продолжающей традицию либерализма дж.Ст. Милля.
В философии Поппера выделяется концепция открытого общества как социального устройства, главные элементы которого — гражданское общество, рыночная экономика (свободный рынок) и правовое государство, в тесной взаимосвязи обеспечивающие свободу во всем многообразии ее проявлений (и прежде всего личную). Открытое общество принципиально основано на власти закона — здесь в мирное время госслужащим позволено руководствоваться только закрепленными правом интересами и нормами. Оно требует критического мышления, ему чуждо догматическое сознание. В открытом обществе индивидьт «вынуждены принимать личные решения»; это их полное право, равно как и конкуренция за социальные статусы. Подобное общество постоянно испытывает себя и учитывает совершенные ошибки (тм. принцип критической делибера ции, предполагающий совместную оценку решений и рациональное обоснование альтернатив) в последующих «пробах».
Однако продуктивнее всего открытое общество можно определить путем противопоставления закрытому (тоталитарному) обществу как «магическому, племенному или коллективистскому», все институты которого основаны на «священной санкции табу»; его лучшая аналогия биологический организм. Вероятно существование множества закрытых обществ с самой разной судьбой, но открытое общество может двигаться только вперед, если не хочет быть возвращено в неволю (высказывание дж. Сороса). Закрытое общество формируют только сверху ради попытки целенаправленно переустроить «всё и вся» в соответствии с некоторым идеальным проектом. Это путь утопической социальной инженерии (англ. 1iо1iiс осiа1 епiпеегiп8), основанной на историцистских представлениях, но при отсутствии гарантий того, что «полная ре- конструкция нашего социального мира поведет нас сразу к работающей системе». Такая инженерия не имеет механизмов исправления допущенных ошибок, ибо утопвя не самокритична, а настаивает на обещаниях успеха лишь при точном следовании идеальному проекту. духовные истоки закрытого общества Поппер находит в философском наследии Платона, Гегеля и Маркса. Гiлатон как теоретик «идеального государства», последовательный противник человеческой свободы и защитник тоталитаризма сделал только фигуру правителя носителем абсолютной истины, допускающей тотальную справедливость, подавление инакомыслия, но выступающей против всяких изменений. Гегеля (образец «интеллектуальной нечестности») Поппер критикует за развитие многих идей Платона, за «непроницаемый догматизм», национализм («в форме историцистской идеи»), этатизм и пропаганду войны, «отождествление силы и права», а Маркса за экономический детерминизм, фатализм, классовую войну и призывы к насильственной революции. Исходя из оригинального понимания науки, Поппер также отвергал претензии марксизма на научность. Поппера нередко упрекали в слишком эмоциональной критике, однако нужно учитывать специфический интеллектуальный климат того времени, когда многие политические действия (и преступления) оправдывались отсылками к классикам.
При движении к открытому обществу утопическая социальная инженерия неприемлема. Вместо нее Поппер предложил метод (англ.) рiеселiеаi осiа1 евцiпеегiп, т.е. такой тип технологии социального конструирования (реформирования), который обусловлен текущими потребностями общества и состоит в постепенном, последовательном осуществлении социальных преобразований. Приверженец данного подхода не стремится воплотить «величайшее благо» ради наибольшего числа людей (классическая концепция утилитаризма), а разрабатывает пути выявления социальных недугов для борьбы с ними. Постепенные изменения методом проб и ошибок оставляют возможность для дальнейшей коррекции. Этот принцип можно назвать «негативным утилитаризмом», поскольку он ориентирует по преимуществу на исправление несчастья, зла, а не на обеспечение «величайшего блага»; его достижение в итоге предполагается, но данный путь начинается с избавленвя от несчастья.
Поппер не абсолютизировал свободу, демократию и толерантность (терпимость), понимая, что на практике это может привести к обратным результатам. Кстати, концепция демократии правление посредством обсуждения (англ.
оуеозтеп Ьу аiсвiоп) — у мыслителя отличается от ее классичеёкого про- ч синя в виде правления большинства. Он считал демократию лучшим средс’iвом, обеспечивающим ненасильственный гражданский контроль над лвдерами, мирную смену правительства, равно как и оптимальной основой для реформ политических институтов (этим устанавливается связь демократии с о астью закона).
Образцы тоталитарных политических режимов — власть А. Гитлера в Германии, Б. Муссолини в Италии, В.И. Ленина и И.В. Сталина в СССР, Мао Цзэдуна в Китае, Ф. Кастро на Кубе, Пол Нота в Камбодже. Многие историки и политологи утверждают, что без подобных лидеров не было бы и тоталитаризма, т.е. режима во главе с харизматической фигурой — «фюрером», «дуче», «вождем народа» и «великим кормчим». Это вело массы к пульту личности и слепому поклонению властителю, который стремился не только к тотальному пере- устройству собственного государства, но и мира в целом. Известны развернутые планы такой перекройки мира: «Моя борьба» Гитлера, собрания сочинений Ленина и Сталина, цитатники Мво.