Смекни!
smekni.com

Тоталитарный политический режим 3 (стр. 5 из 5)

Князь должен внушать страх таким образом, чтобы если не заслужить любовь, то избежать ненависти, потому что вполне возможно устрашать и в то же время не стать венавиствым... Когда придется все же пролить чью-нибудь кровь, это надо сделать, имея для того достаточные оправдания и явную причину.

Тоталитарному правлению требуется огромный организационный контроль над обществом ради его полной трансформации — не только над армией, но и над семьями, школами, вузами, искусством, т.е. над всеми аспектами жизни человека. Для этого нужны полиция и другие органы безопасности (гестапо, НКВД, штази), которые обеспечивают надзор над людьми, используя физические и моральные насильственные методы. Тоталитарные режимы не могут обойтись без тайных арестов, заключений, пыток; одна угроза «стука в дверь» способна терроризировать широкие слои даже вполне лояльного населения.

Телеэкран работал не только на прием, но и на передачу. Он ловил каждое слово, если его произносили не слишком тихим шепотом; мало того, покуда Уинстов оставался в поле зрения мутной пластины, он был не только слышен, но и виден. Конечно, никто не знал, наблюдают ли за ним в данную минуту или нет. Часто ли и по какому расписанию подключается к твоему кабелю полиция мыслей —

Н. Макиавелли, кГосударь»

об этом можно было только гадать. Ве исключено, что следили за каждым — и круглые сутки.

Дж. Оруэлл, «1984»

В СССР в постсталинскую (раннюю посггготаiитарную) эпоху чистки, каторжные работы и массовые казни были заменены более мягкими формами контроля, такими, например, как увольнение с работы или высылка в отдаленный город.

Монополия на все виды вооруженной борьбы и организованного насилия позволяет тоталигарным лидерам избавляться от противников. ВожДИ понимали, что их проект нового общества при наличии внутренних оппонентов, диссидентов и Iiрагов будет безуспешен, потому подвергали репрессиям прежде всего тех, кого не удавалось подиными методами. Насилие над политическими противниками принимало формы массового еррора и гевоцида, которые были направлены на определенные группы, категории, классы людей, названные «врагами народа», контрреволюционерами, шпионами и саботажниками. Ради демонстрации «объективности» режима, а в действиiельности в целях устрашения, нередко наказывали и его преданных сто1)опгiиков. Эти приемы по сей день используются в так называемых тотаII тароподобных обществах.

С контрреволюционерами можно поступать по-разному: казнь, заключение, надзор и освобождение. Казнь все знают, что это означает. Заключение означает заключение в тюрьму и изменение их с помощью труда. Надзор означает то, что контрреволюционеры остаются в обществе под надзором масс. С разными контрреволюционерами необходимо обращаться по-разному... В великой революции, объединившей 600 миллионов людей, массы не смогли бы подняться, если бы мь не убили некоторых деспотов.

Мао Цэздун, <О десяти основных взаимоотношениях»

Обратите внимание

Книга рекордов Гиннесса (1978) поместила Мао на 1-е место в категории «массовые убийства» — свыше 29 млн человек. По данным Руд ольфа Iумме.тоi (род. 1932), в результате тоталитарных репрес

сий при Муссолини погибло 224 тыс., в Пакистане при военных правителях 1,5 млн, на Кубе 15 тыс., в Камбодже при красных кхмерах —более 2 млн, в Северной Корее — 1,66 млн, а по мнению З. Бжезинского, в СССР в период сталинских чистох — 20—25 млн, при режиме Гитлера в Германии— 1? млн человек.

Монополия господствующей группировки на все средства вооруженной борьбы — это еще и способ ее предохранения от военного переворота. Кстати, ни один тоталитарный режим ме был свергнут собственной армией.

Контроль над энономикой необходим тоталитарному режиму для укрепления его материальных основ — для свободного распоряжения сырьевыми богатствами страны, перераспределения ресурсов в тяжелую промышленность, производство вооружений и тд. Принцип партии-государства — определять структуру экономики, планировать капиталовложения в отдельные отрасли хозяйства, руководствуясь собственными представлениями о развитии, а не нуждами потребителей. В первые годы после установления режима могли наблюдаться определенные успехи. К примеру, в гитлеровской Германии довольно высокого уровня достигли ракетные технологии (В. фон Браун) и реактивное самолетостроение (В. Мессершмитт), в СССР была создана атомная бомба (руководитель проекта Л.П. Берия).

Большинство сторонников планирования, серьезно изучивших практические аспекты своей задачи, не сомневаются, что управление экономической жизнью осуществимо только на пути более или менее жесткой диктатуры. Чтобы руководить сложной системой взаимосвязанных действий многих людей, нужна, с одной стороны, постоянная группа экспертов, а с другой — некий главнокомандующий, не связанный никакими демократическими процедурами и наделенный всей полнотой ответственности и властью принимать решения.

Ф. Хайеi, <дорога к рабсшвуь

С тотальной идеологией прямо связана нацеленность на территориальную экспансию. Правототалитарные режимы (нацистская Германия и фашистская Италия) стремились получить дополнительное жизненное пространство (нем. ГеЬепьгаиш) и для этого развязали Вторую мировую войну, в чем им немало помог сталинизм с его тайной дипломатией по переделу мира, а также реальными действиями по овладению западными регионами Украины и Белоруссии, странами Балтии. Позже экспансионизм СССР внеш1 С был более «мирным» и заключался в распространении идей марксизмалепинизма на иные страны. Строго говоря, экспансионизм не может быть чертой исключительно тоталитаризма, ибо и другие типы недемократических режимов способны на захватнические военные операции (например, Саддам Хусейн вторгся сначала в Иран, потом в Кувейт, Иди Амин — в Iавзанию, король Хусейн-— в Западную Сахару).

Лшщ в отличие от Фридриха и Бжезинского подошел к рассмотрению ? галитарных режимов сквозь призму четырех характеристик — плюраIизм, идеологизация, конституционность и мобилизация. Режим можно квалифицировать как тоталитарный, если он обладает ниже следующими чертами.

Во-первых, существование центра власти, который регулирует — в г iорону сокращения — любой плюрализм институтов или групп, приводя ем самым к отсутствию всякого плюрализма.

Массь сами хотят, чтобы ими руководили, и массы ищут твердого руководства. Но массы хотят, чтобы руководство было не формальное, не бумажное, а действительное, понятное для них. для этого именно и необходимо терпеливое разъяснение цели и задач, директив и указаний партии и Советской власти.

И.В. Сталин, «Речь на ХУ московской губнартконференцаи»

Способность партийных институтов пронизывать общество, присутс 1Iiовать почти во всех учреждениях и организациях, поднимать людей ма реIIение масштабных задач на добровольной основе, а не ради материалыiвiх стимулов, дают режиму возможность получать большие результаты 111)11 ограниченных ресурсах.

Во-вторых, наличие автономной и хорошо продуманной идеологии, ь орая используется как основа политики и легитимизации правящей групв гi/лидера/партии.

Объединяйтесь, товарищи, решительно и смело боритесь за дело социализма. Любое дело или слово, отклоняющееся от социализма, полностью ложно.

Мао Цзэдун (май 1957)

Идеология не сводится к составлению какой-то программы, а опреде

ля г исторические цели и объясняет общественную реальность. Вместе с

см она также нужна в качестве некоторых рамок, ограничивающих все властие лидера, ибо его идеологические выступления всерьез воспринимаются массами и последователями. Больше ничто не лимитирует полномочия лидера, а с учетом того, что он может исправлять идеологию и трактовать ее по своему усмотрению, неизбежен вывод о неконституционности власти. Это третье.

диктатура есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами. Революционная диктатура пролетариата есть власть, завоеванная и поддерживаемая насилием пролетариата над буржуазией, власть, не связанная никакими законами.

В.И. Ленин, в.IIролеiварская революция а ренегат Каунiскай»

Приверженность идеологии, стремление получить монопольный контроль и страх перед потерей власти объясняют использование насильственных методов и вероятность продолжительного террора. Террор внутри элит отличает тоталитарные от других недемократических режимов.

В-четвертых, высокий уровень участия, политизации и активной мобилизации граждан нужен описываемым режимам для достижения политических и коллективных социальных задач. Членство в партии и руководимых ею организациях придает смысл жизни и чувство участия многим людям. Это тоже выделяет тоталитаризм среди других недемократических режимов, в частности некоторых видов авторитаризма.

Чтобы добиться успеха, нам нужно организовать . . мобилизацию рабоче-крестьянских масс на борьбу за проведение в жизнь лозунгов

и решений партии и правительства.

И.В. Сталин, оОт четный доклад на ХККII съезде партии»

Мао Цюдуii (январь 1934)

Тоталитаризм добивается столь высокого уровня политического участия, которому могут позавидовать демократии. Единственное отличие участия в мобилизационном тоталитарном режиме: в любой области и по всем вопросам есть только один возможный его канал — партийный, а главная цель и направление активности людей определяются из центра.

Итак, для тоталитарного режима характерны: отсутствие политического, экономического и социального плюрализма; наличие четко определенной, объединяющей и направляюiцей утопической идеологии; эффективная мобилизация и лидерство (часто харизматического типа) с неопределенными границами власти и большой степенью непредсказуемо сти.

}Iаiпа центральная задача — мобилизовать широкие массы для участия в революционной войне,