Плюралистические модели исходят из того, что реальным творцом политики является не личность, не народ, а заинтересованная группа, ибо в группе формируются интересы, ценностные ориентации и мотивы политической деятельности. Назначение демократии, по их мнению, состоит в представлении всем гражданам возможности открыто выражать свои интересы. Сторонники такой демократии считают, что государство должно поддерживать социально ущемленные группы и отдельные личности с целью повышения их жизненных шансов и укрепление социальной справедливости.
В конечном итоге демократия выглядит как форма правления, обеспечивающая баланс между конфликтующими экономическими, религиозными, профессиональными, этническими, демографическими и другими группами; которая исключает монополию какой-либо одной группы на принятие решений и препятствует власти действовать в интересах какого-либо одного слоя.
Коллективистские модели демократии имеют ряд таких общих черт, как отрицание автономии личности; первичность народа в осуществлении власти, отношение к нему как к единому целостному организму; абсолютность власти большинства, его приоритет перед меньшинством и отдельной личностью.
Эти модели демократии в современном мире приживаются плохо, ибо общество осознает, что власть народа, даже большинства, не может быть реализована без гарантий индивидуальной свободы, без принятия основополагающих прав личности [1]. Теории демократии разделяются на группы также в зависимости от того, какая форма демократии преобладает – прямая или представительная.
Прямая демократия – непосредственное участие населения в политической жизни и в процессе принятия в политических решений (референдумы, всеобщее обсуждение тех или иных вопросов политической жизни).
Представительная демократия строится не на принципе прямого волеизъявления народа. А на делегировании полномочий через свободные выборы тем или иным представителям (парламенты и другие выборные органы и учреждения).
В мировой политической науке существуют еще и ценностные и рационально-утилитарные теории демократии. В ценностных теориях демократия рассматривается как воплощение определенной системы ценностей, таких как свобода, равенство, справедливость, участие и т.д. в рационально-утилитарных концепциях демократия рассматривается как наиболее разумная форма организации общества.
В настоящее время общество осознает, что современные формы демократии не являются идеальными. Не случайно крылатой стала фраза, сказанная когда-то У Черчиллем:»Демократия – очень плохая форма правления, но человечество, к сожалению, не придумало пока ничего лучшего».
Литература.
1. Политология: учеб. для вузов / С.В. Решетников, Н.П. Денисюк, М.Ф. Чудаков и др.; под ред. С В Решетникова. – 5-е изд. –Мн.: ТетраСистемс, 2005.-448.
2. Политология: уч. пособие для вузов / Н.П. Денисюк, Т.Г. Соловей и др./ МН.: «ТетраСистемс» 1996 – 384.
3. Политология: Курс лекций/ Н.П. Денисюк, Т.Г. Соловей, Л.В. Старовойтова и др. , 2-е изд. испр. и доп. – Мн.: «ТетраСистемс» 1997 – 384.
4. Политология: Практич. Пособие/ Н.Н. Белякович – Мн.: «Молодежное научное общество», 2001 -248.